«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с умственной отсталостью"
Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ (ИН)».
ГБОУ ЛНР«Суходольская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Подготовила - Лукьянчикова Виктория Владимировна
В развитии образовательной системы ЛНР начинается новый этап. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года. Подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных, названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события, делать выводы.
Основной задачей, в воспитании патриотизма, считаю знать, чтить и уважать такие вещи, как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда, участник СВО. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении. В нашей школе-интернате есть музей с различными экспозициями: от второй мировой войны и до сегодняшнего дня (есть экспонаты со СВО). Свои занятия по формированию гражданско-патриотического воспитания провожу именно в классе-музее школы.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.
При определении направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с умственной отсталостью, опираюсь на программу духовно-нравственного развития, предложенную в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Основной задачей гражданско-патриотического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах является формирования личностной культуры: формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
Формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижениирезультата.
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Используемые технологии и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт умственно отсталого ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Но успешность и результативность патриотического воспитания обучающихся во многом зависит от единства целей и задач начального, среднего и старшего образования. И напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентностью педагога в области гражданско-патриотического воспитания. Ценностная роль учителя уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.
Литература:
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.
Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 04 апреля 2015 г.
Интернет-ресурсы:
http://mosmetod.ru. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
http://www.consultant.ru/document/cons Закон РФ «Об образовании»