Групповая работа в начальной школе как форма обучения в сотрудничестве
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"
Групповая работа в начальной школе как форма обучения в сотрудничестве
Обобщение опыта работы
Ганс Ирины Александровны
учителя начальных классов
высшая квалификационная категория
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые члены жюри.
Введение
Свое выступление хотелось бы начать со слов Лева Семёновича Выготского (слайд 2)
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
(слайд 3)
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя, реализующего ФГОС.
Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, умеющим строить свое общение с окружающими, в результате которого он познает что-то новое. Но для этого нужно иметь опыт учебного сотрудничества.
(слайд 4)Изучением учебного сотрудничества занимались такие отечественные психологи как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов и другие. Среди зарубежных исследователей данной темы можно выделить Дж. Дьюи, Р. Биллера, Р. Хартилла и других.
Под учебным сотрудничеством подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.
Я начала работать в 2010году по программе «Перспективная начальная школа». Она дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. В начале применения системы на практике я столкнулась с рядом проблем: (слайд 5)
- недостаточный уровень развития коммуникативных навыков
- отсутствие представления о способах получения знаний
- неумение использовать полученные знания
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества – воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми.
(слайд 6)Из всех имеющихся в моем арсенале форм и работы с детьми групповая форма работы представляется наиболее полно отвечающей поставленным целям, формирующей опыт сотрудничества, потому что именно во время групповой работы формируются виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные столь необходимые современному школьнику.
Организация групповой работы
Как педагог – психолог по образованию, я хорошо знаю, насколько важно правильно сформировать группу детей для решения каких-либо задач, в том числе образовательных.
(слайд 7)Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую я начала с первых дней обучения ребенка в школе. Чаще всего работа организовывается в статической паре. Это пара образованная из детей, сидящих за одной партой. Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно.
Начиная с этикета совместной работы (как сесть за партой, как разговаривать) обязательно даю образец сотрудничества. После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
(слайд 8) Соединяю детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендую: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.
(Слайд)Принципы формирования групп
стихийно.
по интересам: а) желание (дружба);
б) по отношению к проблеме, к предмету;
в) по уровню познавательной активности:
одноуровневые – разноуровневые
слабые и сильные
(слайд 9) Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
В процессе ведения групповой работы выделяются следующие этапы: (слайд 10)
Первый постановка познавательной задачи (слайд 11)
я предлагаю школьникам следующие задания:
задания сформулированы с учетом жизненного опыта школьников и направленные на выявление области незнания. Особенно уместным в этом случае считаю применение « мозгового штурма». Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма. (слайд 12)
раздача дидактического материала
следующим этапом в организации деятельности школьников является
(слайд 13)планирование работы в группе
Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.
Возможны следующие ролевые функции:(слайд)
Писарь – записывает решение;
Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
В первом классе сама назначаю роль, во 2-3 классе дети распределяют роли, опираясь на памятку, в 4 классе уже работают самостоятельно.
Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу я часто использую на уроках технологии, так как она экономит время.
(слайд 14)Далее школьники работают над индивидуальным выполнением задания, обсуждением результатов; (учатся добывать информацию из разных источников, на карточках, которые получает каждый индивидуально, содержатся различные задания, учитывающие возраст школьников.
Например: 1 класс Рассмотрите картинки, расскажите о….
2 класс Подумайте и скажите, где можно найти информацию о….
3 класс Сравните 2 объекта по следующим признакам….
4 класс Проведите эксперимент и сделайте вывод……
Подобные формулировки направлены на формирование требуемых УУД:
В первую очередь: познавательные, регулятивные, а формы выполнения заданий формируют личностные и коммуникативные качества.
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, соблюдение правил работы в группе, осуществляется под контролем учителя)
На этом этапе главными действующими лицами выступают школьники. По четко разработанному плану они получают знания необходимые для выполнения общего группового задания. Роль учителя сводится к координации действий школьника, напоминанию правил работы в группе, выполнение которых является залогом формирования личностных и коммуникативных УУД.
Во время этой работы можно услышать и такие высказывания: (слайд 16)
сообщение о результатах работы группы; (слайд 17)
общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи, оценивание работы каждого члена группы. (1 класс-аплодисменты. получилось -нет, цветовые круги, смайлики, 3-4 класс - листы самооценки, шкалы оценивания)
(слайд 18)Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы. Традиционная оценка касается только знаний учащихся.
Во время групповой работы кроме знаний формируются умения, навыки и качества обучающихся, поэтому адекватно оценить традиционная оценка не позволяет.
Она не может являться для ученика ориентиром дальнейшего развития и работы над собой.
В первом-втором классе оценивание деятельности осуществляется согласно критериям, которые предложила я. Но уже в третьем-четвертом классе дети совместно со мной выработали критерии, по которым они могли бы оценить свою деятельность на уроке. Данная деятельность способствовала критическому мышлению обучающихся и развитию толерантности. (слайд)
Фамилия, имя | Ответы (обведи) |
| Да – 2 Сомневаюсь – 1 Нет – 0 |
Внимательно ли ты слушал(а) друзей по команде? | 2 1 0 |
Принимал(а) ли ты участие в обсуждении? | 2 1 0 |
Сумел(а) ли ты при чтении передать характер героя? | 2 1 0 |
Нашёл (нашла) ли ты главную мысль текста при чтении учебника? | 2 1 0 |
Внимательно ли тебя слушали твои товарищи? | 2 1 0 |
Подсчитай общее количество баллов | |
Ключ: 7–10 баллов, ты – молодец! Ты умеешь заинтересовать других и сам внимателен | |
4–6 баллов, будь смелее, настойчивее, и у тебя всё получится | |
3 балла, тебе нужно приложить усилия и терпение, и у тебя всё получится | |
Данная таблица вызывает всегда огромный интерес у обучающихся, потому что дети сами дают качественные характеристики своей деятельности в группе.
(слайд 19)В четвертом классе, когда они научились более адекватно оценивать себя, я предложила им проанализировать работу одноклассника. Затем уже анализировали работу своей группы и других. В каждой группе выбирается контролер, который заполняет таблицу участия каждого в работе группы. Таким образом, каждый получает индивидуальную оценку.
Таким образом, групповая форма работы, которую я применяю на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, а также русского языка и математики, способствует развитию всех видов УУД. (слайд )
(если успеваешь, то прочитать)
Личностные:
- определять свой поступок;
- уважать иное мнение;
- стремиться к взаимопониманию;
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности;
- составлять план выполнения задач, решения проблем;
- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Познавательные:
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания;
- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща(слайд)
Однако данная форма работы имеет, на мой взгляд, отдельные недостатки.
Недостатки группового обучения:
Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности.
В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
При этом, преимущества групповой формы обучения в сотрудничестве также очевидны
Преимущества группового обучения:
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.
Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
Воспитывается взаимоуважение.
Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
Реализуется принцип деятельности.
Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
Учащиеся усваивают больший объем материала.
Обеспечивается единство воспитания и обучения.
Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
Минимальный объем домашнего задания.
Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.
В заключении хотела добавить
В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.
13