Урок-размышление «Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале Международного гуманитарного права»
В.О. Мельник, М.Н. Головина1
Хабаровский процесс 1949 г.
в зеркале Международного гуманитарного права
Урок - размышление
The Khabarovsk trial 1949
in the mirror of international humanitarian law
The reflection lesson
Аннотация
Предложен творческий подход к изучению Хабаровского процесса 1949 г. в форме интегрированного урока-размышления, В контексте системно-деятельностного подхода к изучению обществознания и истории, школьники в экспертных группах анализируют исторические документы и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., оценивают значение и выявляют смыслы обращения к событиям прошлого в современном мире.
Annotation
The article describes a creative approach to the study of the Khabarovsk trial
in 1949 in the context of the system-activity approach to the study of social science and history. Students, working in expert groups, analyze historical documents
and the Additional Protocol to the Geneva Conventions of August 12, 1949. Students also define the meaning of referring to past events in the modern world.
Ключевые слова – урок-размышление, Хабаровский процесс 1949 г., Международное гуманитарное право
Keywords – reflection lesson, Khabarovsk trial of 1949, International humanitarian law.
Сценарий урока «Хабаровский процесс 1949 года в зеркале Международного гуманитарного права» опубликован в Журнале «Преподавание истории в школе», № 3, 2022г, страница 61 – 69
Ссылка на видео данного учебного занятия
https://drive.google.com/file/d/11wRlSUjUhPqZqo5zMhYxfMxYwJm1zNk7/view?usp=sharing
Размышление – это «не только процесс познания, но и духовная история личности, именно в этом смысле размышление является, прежде всего, саморефлексией»2, без которой невозможно личностное развитие школьника. Уроки-размышления обогащают знания учащихся, помогают их упорядочить и творчески применять в новых условиях, развивают творческое начало, умения формулировать репрезентации собственных суждений, умозаключений. С помощью уроков – размышлений учитель получает возможность диагностировать уровень глубины и системности знаний, согласованности нравственных норм и убеждений школьников, сформированности внутренней позиции личности по дискутируемым вопросам прошлого и настоящего, а также видеть личность ученика в целом, во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает. Воспитание историей происходит не в назидании и наставлениях, а в активизации внутренних ресурсов школьников, вовлеченных в активный диалог-размышление.
Сценарий учебного занятия «Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале Международного гуманитарного права» строится на основе приёмов творческой и исследовательской деятельности. Учебное занятие предлагается проводить как двухчасовое; при этом его тема даётся не сразу,
а формулируется учителем в ходе совместной работы с учениками через изучение и анализ исторической информации, документов, высказываний авторитетных экспертов.
Документальные материалы о преступлениях японских военных в составе «Отряда 731» советуем использовать очень дозированно по причине их крайней жестокости.
Главные усилия предлагаем педагогам направить на создание условий для осмысления старшеклассниками идей гуманизма, неприятие человеконенавистнической идеологии, а также к фактам массового применения бактериологического оружия, убежденности в том, что против преступлений против человечества нужно бороться всем вместе, а человечеству - стремиться к взаимопониманию и справедливости.
Уроки - размышления по истории Хабаровского процесса способны актуализировать базовые основы правосознания школьников, помогают соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации и Международным гуманитарным правом, формируют убежденность в необходимости защищать правопорядок и права человека правовыми способами в пределах своей дееспособности.
Урок - размышление может быть проведен в 9 классе как интегрированное учебное занятие по «Обществознанию» (тема «Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов») и «Всеобщая история» (тема «Итоги и уроки Второй мировой войны»).
Сценарий учебного занятия
Целевая аудитория – учащиеся 9-х классов.
Цель: создание условий для осмысления идей гуманизма, справедливости, добра и милосердия, морали и нравственности, а также понимания важности противостояния распространению в молодёжной среде человеконенавистнических идей, идеологии экстремизма и неонацизма.
Планируемые результаты.
Личностные – «…сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. …В том числе, в части:
42.1.1. Гражданского воспитания: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; … представление об основных правах, свободах
и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
42.1.3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков»3;
Метапредметные результаты:
43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы»
и иные);
43.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку,
его мнению»4.
Предметные результаты:
45.6.1. По учебному предмету «История»:
8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; 10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе
по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками»5.
«45.6.2. По учебному предмету «Обществознание»:
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из… нормативных правовых актов;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм».6
Основные понятия
Международное право – это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений
и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.
Международное гуманитарное право – отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Преступление против человечества – преступление против жизни, носящее массовый характер, тягчайшее международное преступления, угрожающее основам существования наций и государств, их прогрессивному развитию и мирному международному сотрудничеству.
Межпредметные связи: «История» и «Обществознание».
Исторические источники
1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года.
2. Карикатуры дальневосточного художника и журналиста В. Павчинского \\ «Дальневосточный Нюрнберг». Документальная летопись Хабаровского процесса: Каталог выставки / Вступ. ст. А. В. Васильева. М.; Хабаровск: Издательский центр фонда «Историческая память», 2021.- с.118 – 127.
3. Материалы судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950. - 538 с.
Источники информации
1.«Дальневосточный Нюрнберг». Документальная летопись Хабаровского процесса: Каталог выставки /Вступ. ст. А. В. Васильева. М.; Хабаровск: Издательский центр фонда «Историческая память», 2021.- 128 с.
2.Документальный фильм «Военные трибуналы. Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре» на телеканале ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» https://tvzvezda.ru/schedule/films-online/2021107821-dwfTt.html
Виды познавательной деятельности: фронтальная беседа с элементами дискуссии и рефлексии, демонстрация и обсуждение фрагмента документального фильма «Военные трибуналы. Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре» на телеканале ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА», проблемный диалог, групповое обсуждение, сочетание групповой и фронтальной работы с историческими источниками; методические приёмы «мозговой штурм», «маркировка текста», «незаконченные предложения», визуализация аналитической работы с источниками на виртуальной онлайн-доске Padlet.
Приглашение к размышлению:
В истории больше известны Нюрнбергский процесс (20.11.1945 - 01.10.1946гг.) и Токийский процесс (03.05.1946 - 12.11.1948гг.) над военными преступниками.
Нюрнбергский процесс начался 20 ноября 1945г., длился почти год, до 1 октября 1946 г. Перед трибуналом предстали 24 обвиняемых, входивших в высшее руководство нацистской Германии.
Международный военный трибунал для Дальнего Востока, более известный как Токийский процесс, - суд над японскими военными преступниками, прошел в Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. В качестве обвиняемых к участию в процессе было привлечено 29 человек, главным образом из числа высшего военного и гражданского руководства Японской империи.
С 25 по 31 декабря 1949 г. в городе Хабаровске проходил и получил название «Хабаровский процесс» суд над группой из 12 бывших военнослужащих Квантунской армии, обвинявшихся в создании и применении в период Второй мировой войны, бактериологического оружия в нарушение Женевского (1925 г.) протокола и осужденных на различные сроки.
Просмотр фрагмента документального фильма «Военные трибуналы. Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре» на телеканале «Звезда» (фрагмент о деятельности «Отряда 731»: 10-18-я мин.; или фрагмент: 20 - 25-я мин.7 https://tvzvezda.ru/schedule/films-online/2021107821-dwfTt.html
В ходе обсуждения фрагмента документального фильма «Военные трибуналы. Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре» используется Padlet-доска с вариантом оформления шаблона «Беседа». Ссылка на сервис https://ru.padlet.com/
Вопросы к фрагментам фильма:
1. Какие чувства вы испытали, смотря кадры и слушая ведущего документального фильма? Назовите одно прилагательное, которым вы можете описать ваши впечатления от увиденного и услышанного. Зайдите по ссылке на Padlet-доску и запишите свой ответ, обсудите варианты ответов с одноклассниками.
2. Где происходили описанные события? Какие факты излагаются в документальном фильме? Знали ли вы об этих фактах раньше?
3. Как вы понимаете название документального фильма - «Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре»? Как вы думаете, почему авторы дали ему такое название?
4. Почему, по вашему мнению, Хабаровский процесс 1949 года, не стал международным, но занял место в одном ряду с главными судебными процессами второй половины 1940-х гг.? Выберите один из трех вариантов ответа:
А) Хабаровский процесс 1949 года - это напоминание миру, что Вторая мировая война закончилась на Дальнем Востоке, а не в Европе; что планы Японии против человечества, а также доказанные факты применения бактериологического оружия на территории Монголии (1939г.) и Китая (1940–1942гг.) со стороны Квантунской армии сопоставимы по жесткости с планами и действиями нацистов в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.
(выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Планы и факты применения Квантунской армией бактериологического оружия против человечества в годы Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.»)
Б) Хабаровский процесс 1949 года выявил факты медицинских экспериментов на людях, сопоставимые по жесткости с действиями немецких врачей – нацистов в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.
(выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.»).
В) Хабаровский процесс 1949 года стал выражением принципиальной позиции СССР по факту грубого нарушения норм Международного гуманитарного права, включая запрет на использование химического и биологического оружия. Хабаровский процесс 1949 года стал первым шагом на пути к запрещению использования во всем мире подобного оружия массового поражения.
(выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Нарушения Японией норм Международного гуманитарного права в годы Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.»)
II. Основной этап урока-размышления. Изучаем Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале Международного гуманитарного права
Каждая группа работает с тематическим комплектом документов, которые демонстрируются на онлайн-доске Padlet
Рабочий лист для экспертной группы
«Планы и факты применения Квантунской армией бактериологического оружия против человечества в годы Второй мировой войны 1939 – 1945 гг».
Документ 1.
По материалам Хабаровского судебного процесса 1949г.
(Извлечение из Материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.- с.245 - 262)
«Генерал-майор медицинской службы Кавасима на процессе рассказал, что 731-й отряд занимался главным образом научно-исследовательской деятельностью по подготовке бактериологической войны. Страшный отряд смерти располагался на станции Пинфань, которая находилась около Харбина. На территории 731 отряда находилась тюрьма, состоящая из 2-х корпусов. Само здание тюрьмы было скрыто от посторонних глаз внутри замкнутого четырёхугольника зданий отряда. Под руководством генерал-майора медицинской службы Кавасима проводились эксперименты над смертоносными бактериями в полевых условиях на полигоне близ станции Аньда, а также в стенах лаборатории смерти. Учеными-убийцами разрабатывались образцы бактериологического оружия – бомбы, начинённые бактериями, распылители чумных блох в виде автоматических ручек или тросточек. Кроме того, у отряда 731 были филиалы, которые были опорными пунктами в случае начала бактериологической войны против Советского Союза,
и, соответственно, располагались в непосредственной близости от советской границы. При максимальном использовании имевшейся в 4-м отделе производственной мощности и всего оборудования отдел по созданию бактериологического оружия мог производить в месяц: 300 килограммов чумных, от 800 до 900 килограммов тифозных бактерий, от 500 до 700 килограммов бактерий сибирской язвы, 1 тонну бактерий холеры. Исследования проходили
для изучения способов применения этих бактерий на живых людях.
Слова генерал-майор медицинской службы Кавасима: «Если заключенный, несмотря на заражение его смертоносными бактериями, выздоравливал, то это не спасало его от повторных опытов, которые продолжались до тех пор, пока не наступала смерть от заражения. Лиц, подвергавшихся заражению, лечили, исследуя различные методы, нормально питали, и после того, как они окончательно поправлялись, их использовали для следующего эксперимента, заражая другими видами бактерий. Во всяком случае, живым из этой фабрики смерти никто и никогда не выходил».
Погибшими в страшной лаборатории смерти были китайцы, маньчжуры и русские. В апреле 1941 года в тюрьме-лаборатории в ходе таких чудовищных опытов погибла русская женщина, которая родила там же ребёнка и погибла, соответственно, с грудным младенцем.
Фрагмент его допроса:
«Вопрос: Как специалист-бактериолог вы понимали, что распространение смертельных инфекций как средство войны грозит страшными бедствиями?
Ответ: Да, я представлял себе.
Вопрос: Вы понимали, что страшные бедствия, вызванные распространением чумы и других эпидемий, могли обрушиться и на нейтральные государства?
Ответ: Да, понимал.
Вопрос: Как врач вы понимали бесчеловечность экспериментов над живыми людьми?
Ответ: Да, понимал.
Вопрос: Вы были некоторое время начальником 1-го отдела, производившего опыты над живыми людьми, а потом были начальником 4-го, производственного, отдела, который готовил колоссальные массы болезнетворных микробов?
Ответ: Да, именно так.
Вопрос: Вы признаёте свою виновность в этом?
Ответ: Признаю».
Вопросы и задания по документу 1:
Какие факты в протоколе допроса генерала-майора японской Квантунской армии медицинской службы Кавасима на Хабаровском процессе 1949 г. подтверждают деятельность отряда по созданию бактериологического оружия против человечества? Выделите красным цветом в тексте документа на Padlet-доске эти факты.
Как вы думаете, почему этот документ назвать документальным материалом о подтверждение преступлений японских военных в составе «Отряда 731» против человечества? Почему? Дайте устный ответ на этот вопрос.
Какие чувства вызвал у вас фрагмент допроса Кавасима? Как вы думаете, почему исследования над живыми людьми проводились врачами? Дайте устный ответ на этот вопрос.
4. Как вы думаете, какие обстоятельства заставили Кавасиму участвовать в проведении опытов над людьми: а) он выполнял приказ, б) действовал по личным убеждениям, в) боялся за свою жизнь в случае отказа выполнить приказ. Дайте устный ответ на этот вопрос. Аргументируйте свою точку зрения
Документ 2.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.
Статья 35 - Основные нормы
1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
Вопросы и задания по документу 2:
1. Как нормы Дополнительного протокола к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. защищают жертв международных вооруженных конфликтов? Дайте устный ответ на этот вопрос.
2. Как вы думаете, какие из данных норм Международного гуманитарного права (МГП) были нарушены бывшими военнослужащими Квантунской армии, обвинявшимися в создании и применении бактериологического оружия в период Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.? Выделите на Padlet-доске красным цветом в тексте документа эти положения.
Рабочий лист для экспертной группы
«Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.»
Документ 1. Допрос Кадзицука Рюдзи, генерал-лейтенанта медицинской
службы, доктора медицинских наук, бывшего начальника санитарного управления Квантунской армии.
(Извлечение из Материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.- с.29)
«Допрошенный в качестве обвиняемого Кадзицука признал свою полную осведомлённость о всей деятельности отряда 731 и его филиалов, начиная от преступных опытов над живыми людьми и кончая применением бактериологического оружия. «...Я был хорошо осведомлён,— заявил обвиняемый
Кадзицука,— о том, что в целях изыскания наиболее эффективных видов бактериологического оружия в 731 отряде непрерывно велись опыты над живыми
людьми. Я знал, что 731 отряд применял бактериологическое оружие в 1941 —1942 годах против китайской армии и мирного населения... Отряды и войсковая медико-санитарная служба, возглавляемая мною, были готовы к бактериологической войне». Кадзицука отрицает своё личное участие в непосредственной практической деятельности по подготовке бактериологической войны против СССР».
Допрос Карасава Томио, майора медицинской службы, врача-бактериолога,
бывшего начальника отделения производственного отдела отряда 731 Квантунской армии
(Извлечение из Материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.- с.529)
« ..в конце 1943 года при участии подсудимого Карасава на полигоне был произведён опыт по заражению сибирской язвой 10 китайских граждан. Весной 1944 года при его же участии группа людей на полигоне была заражена чумными бактериями. В январе 1945 года на том же полигоне подсудимый Ниси участвовал в заражении 10 человек газовой гангреной».
Приговор Военного трибунала Приморского военного округа от 25 – 30.12. 1949 г.
(Извлечение из Материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.- с.535)
«Военный трибунал округа признал виновность всех перечисленных подсудимых
в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, доказанной и, руководствуясь ст. ст. 319
и 320 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР, с учётом степени виновности каждого подсудимого, приговорил…
Кадзицука Рюдзи на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на двадцать пять лет.
Кавасима Киоси на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на двадцать пять лет.
Ниси Тосихидэ на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на восемнадцать лет».
Документ 2.
Карикатуры дальневосточного художника и журналиста Вадима Павчинского. («Дальневосточный Нюрнберг». Документальная летопись Хабаровского процесса: Каталог выставки/Вступ. ст. А. В. Васильева. М.; Хабаровск: Издательский центр фонда «Историческая память», 2021. с. 120; с.125– 126).
(Примечание – на Padlet-доске урока эти карикатуры даны без подписей)
Начальник учебно-просветительского отдела бактериологического отряда №731 подполковник медицинской службы Ниси Тосихидэ.1949г. Худ. В.Павчинский. с.120 | Начальник санитарного управления Квантунской армии генерал-лейтенант медицинской службы Кадзицука Рюдзи.1949г. Худ. В.Павчинский.с.126 | Начальник производственного отдела бактериологического отряда №731 генерал-майор Кавасима Киоси. 1949г. Худ. В.Павчинский. с.125 |
Внимательно рассмотрите карикатуры дальневосточного художника и журналиста Вадима Павчинского, допущенного на Хабаровский процесс 1949 г.
Вопросы и задания к документам 1 и 2:
1. Как вы думаете, кто изображен на карикатурах? Легко ли узнать реальные лица участников Хабаровского процесса 1949 года и виды их преступной деятельности? Назовите персонажей каждой карикатуры. Дайте устный ответ на этот вопрос. Ответ обоснуйте.
2. Как вы поняли, какая роль отводилась этим военным Квантунской армии при подготовке бактериологического оружия? Выделите на Padlet-доске красным цветом эти факты в тексте документа 1 . Ответ обоснуйте.
3. Как вы думаете, с какой целью были созданы эти карикатуры? Дайте устный ответ на этот вопрос. Ответ обоснуйте.
4. Как вы думаете, что именно изобличает автор карикатур В. Павчинский? Дайте устный ответ на этот вопрос.
Документ 3
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.
Статья 51 - Защита гражданского населения
1. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях осуществления этой защиты, в дополнение к другим применимым нормам международного права, при всех обстоятельствах соблюдаются следующие нормы.
2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.
Вопросы и задания к документу 3:
1. Как нормы Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. защищают жертв международных вооруженных конфликтов? Дайте устный ответ на этот вопрос.
2. Как вы понимаете, какие из данных норм Международного гуманитарного права (МГП) были нарушены бывшими военнослужащими японской Квантунской армии, обвинявшимися в создании и применении бактериологического оружия в период Второй мировой войны? Выделите на Padlet-доске красным цветом в тексте документа эти положения.
Рабочий лист для экспертной группы
«Нарушения Японией норм Международного гуманитарного права в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.»
Документ 1.
По материалам Хабаровского судебного процесса 1949 г.
(Извлечение из Материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.- с.531; с. 534-535)
«Таким образом, предварительным и судебным следствием установлено, что японские империалисты готовились к тому, чтобы, развязав агрессивную войну против СССР и других государств, широко применить в ней бактериологическое
оружие и этим ввергнуть человечество в пучину новых бедствий. Осуществляя подготовку к бактериологической войне, они не останавливались ни перед какими злодеяниями, умерщвляя во время своих преступных опытов по применению бактериологического оружия тысячи китайских и советских граждан распространяя эпидемии тяжёлых заболеваний среди мирного населения Китая…
…Военный трибунал округа признал виновность всех перечисленных подсудимых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, доказанной и, руководствуясь ст. ст. 319 и 320 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР, с учётом степени виновности каждого подсудимого.
П р и г о в о р и л :
Ямада Отозоо на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет.
Кадзицука Рюдзи на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на двадцать пять лет.
Такахаси Такаацу на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на двадцать пять лет.
Кавасима Киоси на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на двадцать пять лет.
Ниси Тосихидэ на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на восемнадцать лет.
Карасава Томио на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на двадцать лет.
Оноуэ Macao на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на двенадцать лет.
Сато Сюндзи на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать лет.
Хиразакура Дзенсаку на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет.
Митомо Кадзуо на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на пятнадцать лет.
Кикучи Норимицу на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на два года.
Курусима Юдзи на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком
на три года.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Военную Коллегию Верховного Суда СССР в течение 72 часов со дня вручения копии
его осуждённым».
Вопросы и задания к документу 1:
1. Какие факты в приговоре Военный трибунала выдвигались против
12 бывших военнослужащих Квантунской армии, обвинявшихся
в создании и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола 1925 г. в период Второй мировой войны? Выделите на Padlet-доске красным цветом эти факты в тексте документа.
2. Какое наказание, на ваш взгляд, должны были понести бывшие военные Квантунской армии? Дайте устный ответ на этот вопрос. Ответ обоснуйте
Документ 2.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.
Статья 8 – Терминология. Для целей настоящего Протокола:
а) «раненые» и «больные» означают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства, или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти слова также относятся к роженицам, новорожденным детям и другим лицам, которые могут нуждаться в данное время в медицинской помощи или уходе, например, беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий;
b) «лица, потерпевшие кораблекрушение» означают лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах
в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение
во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии
с Конвенциями или настоящим Протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий;
с) «медицинский персонал» означает лиц, которые назначены стороной, находящейся в конфликте, исключительно для медицинских целей, для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований или для работы на санитарно-транспортных средствах и для их административно-технического обеспечения.
Вопросы и задания к документу 2:
1. Как нормы Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. защищают жертв международных вооруженных конфликтов? Дайте устный ответ на этот вопрос.
2. Как вы думаете, какие из данных норм Международного гуманитарного права (МГП) были нарушены бывшими военнослужащими Квантунской армии, обвинявшимися в создании и применении бактериологического оружия в период Второй мировой войны? Выделите на Padlet-доске эти положения. Красным цветом в тексте документа .
III. Обобщающая беседа-размышление с элементами дискуссии и рефлексии.
«Никто в одиночку не осознает столько, сколько осознают все вместе»
1. Хабаровский процесс 1949 г. не так хорошо известен, как Нюрнбергский 1945 – 1946 гг. и Токийский 1948 г. процессы. Как вы думаете, нужно ли о нем вновь говорить в наши дни?
2. Как вы думаете, какие уроки сегодняшний мир, раздираемый конфликтами, мог бы извлечь из того, что произошло на Дальнем Востоке более 70 лет назад?
3. В чём, на ваш взгляд, значение Хабаровского процесса 1949 г. для послевоенного мира, развития международного гуманитарного права, международного уголовного права и правосудия в целом?
4. Выберите одно-два «незаконченных предложения» и допишите их.
Варианты незаконченных предложений:
1.Международное гуманитарное право необходимо знать, потому что …
2.Тот, кто развязывает войну, должен помнить …
3.Если человечество будет игнорировать нормы МГП ….
4.Чтобы нормы Международного гуманитарного права работали …
5.В любой ли ситуации человек должен оставаться человеком, потому что…
6. «Гуманная» война не реальна, так как ….
7. «Гуманная» война реальна, так как ….
8. Мировая история не научила человечество ничему в вопросах Международного гуманитарного права, так как …
9. Мировая история научила человечество многому в вопросах Международного гуманитарного права, например, ….
10.Историю и материалы Хабаровского процесса надо изучать (кому? всем? или только правоведам?), потому что……
11.Печальный военный опыт должен научить нас желанию жить в мире, а также ...
12. Не имеют срока давности такие преступления против человечества, как…
13. Мое личное открытие с этого учебного занятия в том, что…
14. Сегодняшний разговор дал мне….
Примечание: методический приём «Заверши предложение» создаёт условия для осмысления идей гуманизма, справедливости, добра и милосердия, морали и нравственности, а также понимания важности противостояния распространению в молодёжной среде человеконенавистнических идей, идеологии экстремизма и неонацизма, создаёт условия для формирования убежденности в том, что человечеству нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости. Ученики по ссылке заходят на Padlet-доску, выбирают одно предложение и дописывают его. Данный сервис в реальном времени помогает «собрать» все ответы и вывести на общий экран результат в виде постов (шаблон Padlet-доски «Стена» в форме кирпичиков). Анализируя наглядно представленные личные выводы учеников, учитель обращает внимание на уровень сформированности внутренней позиции личности школьников по дискутируемым вопросам учебного занятия, готовности школьников оценивать с позиции нравственных и правовых норм поступки людей с учетом осознания их последствий, в том числе и в ситуациях нравственного выбора.
В домашнем задании могут быть предложены идеи для творческих работ и исследований:
1. Хабаровский процесс называют «Нюрнбергом на Амуре». Какие еще метафоры и исторические параллели можно провести с судебным процессом 1949 г.?
2. Общее и особенное Токийского 1946 г. и Хабаровского 1949 г. процессов.
3. Проект мини-конвенции «Защита человека от военных и политических вызовов современного мира».
Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале МГП
PPTX / 5.95 Мб
Для визуализации результатов домашней работы можно также использовать Padlet-доску. Ссылка на сервис https://ru.padlet.com
Сценарий урока «Хабаровский процесс 1949 года в зеркале Международного гуманитарного права» опубликован в Журнале «Преподавание истории в школе», № 3, 2022г, страница 61 – 69
1 Мельник Виктория Олеговна, учитель истории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, mvo1970@yandex.ru
Головина Марина Николаевна, учитель истории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 40 имени Г.К.Жукова г. Хабаровска, golovina79marina@yandex.ru
2 Новый философский словарь https://rus-new-philosophy-dict.slovaronline.com/715-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
3 Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (извлечения). Требования к результатам освоения программы основного общего образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 6. С. 13-14.
4 Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (извлечения). Требования к результатам освоения программы основного общего образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 6. С. 18-19.
5 Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (извлечения). Требования к результатам освоения программы основного общего образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 6. С. 20
6 Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (извлечения). Требования к результатам освоения программы основного общего образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 6. С. 26.
7 «Военные трибуналы. Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре» на телеканале «Звезда» https://tvzvezda.ru/schedule/films-online/2021107821-dwfTt.html