Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации (Химия, 8 класс)

2
0
Материал опубликован 14 December 2022

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с Теликовка Духовницкого района Саратовской области»







Технологическая карта урока

по химии.

«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».









Работа

Лазаревой Светланы Юрьевны

учителя химии

МОУ "СОШ с. Теликовка Духовницкого

района Саратовской области".





















2022 г.


Технологическая карта урока


Учитель

Лазарева Светлана Юрьевна

Предмет

химия

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Урок 55. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Образовательные ресурсы

Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений -2-е изд., стереотип –М.: Дрофа, 2013

План урока

I. Мотивационно-целевой этап

Создание для обучающихся проблемной ситуации; побуждение к высказыванию предло­жений о способе и средствах достижения поставленной цели.

Мотивирование обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивание темы и цели урока.


II. Ориентационный (актуализации/повторения) этап


Фронтальная беседа; актуализация знаний о правилах работы в хи­мической лаборатории, о приёмах работы со штативом, спиртовкой

Работа с терминами и понятиями.


III. Содержательно-операционный этап (выполнение практической работы).

Знакомство обучающихся с методикой проведения практической работы, рас­пределение оборудования и инструкций по работе.


Контроль за выполнением работы и соблюдением правил техники безопасности.


IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Обсуждение результатов работы, коррекция выводов по работе; на основе выводов, решение проблемной ситуации; обсуждение ответов на контрольные вопросы.


V. Информация о домашнем задании и рефлексия.

Подведение итогов урока. Фронтальная беседа:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при решении задач?

- Что до сих пор остается непонятным?

Информация о домашнем задании, комментарии по его выполнению.


Цели урока

Создание условий для формирования у обучающихся познавательных уни­версальных учебных действий, умений проводить простейшие исследования, навыка со­ставления отчёта о работе и делать выводы о кислотах с точки зрения теории электролитической диссоциации

Задачи урока

Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.

Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство коллективизма при работе в парах, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развивать навыки работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развивать такие понятия: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.


Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Методы: метод подводящего диалога; методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности, эксперимент



Оборудование

Учебники, рабочие тетради, задания на карточках, карточки рефлексии, индивидуальные рабочие листы, набор реактивов: HCl, H2SO4, Zn, Cu, NaOH, CuO, BaCl 2 , индикаторная бумага (универсальная, лакмусовая, фенолфталеиновая), спиртовка, пробирки пробиркодержатель, таблица растворимости, ряд напряжения металлов

Основные понятия и термины

Электролит, ион, электролитическая диссоциация.

Источники

информации

Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2015. – 270 с;


Ожидаемые результаты урока



















Предметные:

Обучающийся научится:

-составлять характеристики общих химических свойств кислот с позиций ТЭД;

- составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием кислот;

- наблюдать и описывать реакции с участием кислот с помощью естественного (русского или родного языка) и языка химии;

- делать выводы по результатам проведенного эксперимента;

- проводить опыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности;

- обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

- наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами


Метапредметные:

познавательные: наблюдать и выполнять химические эксперименты, формулиро­вать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом.


регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, формировать приемы работы с информацией; поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, формулирование проблемы.

коммуникативные: принимать участие в работе группами, использовать в общении правило вежливости; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Личностные: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.











Организационная структура урока


Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивационно-целевой



Вводная беседа.



Записи в индивидуальных маршрутных листах.

Приветствует учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию для использования её в дальнейшем в процессе целеполагания:


Организация просмотра картины  художника  Якоба Йорданса «Пир Клеопатры».

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

- Я хочу показать вам картину  художника  Якоба Йорданса «Пир Клеопатры», сюжет  которой  имеет определенное отношение к  теме  сегодняшнего занятия.
На картине изображена египетская царица Клеопатра (I век до н. э.), славившаяся красотой и умом и отличавшаяся экстравагантностью своего поведения.

Существует легенда,  что  однажды царица Клеопатра поспорила со своим возлюбленным Марком Антонием, что сумеет приготовить самое драгоценное яство из когда-либо подававшихся.  

Читаем строки из романа Г.Г. Хаггарда «Клеопатра»: «Она засмеялась и приказала рабу подать ей стакан с жидкостью. Когда стакан был принесен, Клеопатра поставила его перед собой и снова засмеялась … Все присутствующие нагнулись, желая видеть, что она будет делать. Она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и, прежде чем кто-нибудь мог угадать её намерение, бросила её в этот стакан. Наступило молчание, молчание крайнего изумления. Скоро бесцветная жемчужина растворилась. Тогда Клеопатра подняла стакан и выпила содержимое до последней капли».


Описывает проблемную ситуацию

Проблема: что произошло с жемчужиной? почему Клеопатра выпила то, что растворило жемчужину? Как объяснить данный случай?

Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Слушает предположения учащихся.

- Ведёт эвристическую беседу по решению проблемы.

- Подводит учащихся к пониманию того, что их знаний не хватает для решения учебной проблемы.

- Формулирует тему урока – «Химические свойства кислот»

Озвучивает цель урока. Уточняет понимание обучающимися, поставленных целей урока.

Приветствуют учителя.





Просматривают слайд






Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают предположения. Предлагают способы и средства решения учебной задачи.


Осуществляют анализ ответов одноклассников.





















Пытаются решить, предложенную учителем учебную проблему.





Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.


II. Ориентационный (актуализации/

повторения)

Фронтальная беседа, фронтальный контроль.

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

Дайте определение кислот в свете теории электролитической диссоциации?

Выберите формулы кислот из ряда предложенных соединений и дайте им названия:

HCl, CaO, H3PO4, NaBr, Al(OH)3,H2CO3,

SO3, Fe2(SO4)3, HNO3, CO2, H2SO4, Mg(NO2)2,

KOH, HI, N2O5, Li3PO4, Cu(OH)2, H2SiO3

«Третий лишний». В каждом ряду вычеркни лишнюю формулу (объясните свой выбор)

H3PO4 H2S HF

H2SO4 H2SiO3 H3PO4

3. HCl HBr H2S

Что такое индикатор?


- Актуализирует знания о правилах работы в хи­мической лаборатории

Проводит инструктаж по ТБ. (Приложение № )

Уточняет о заполнении учащимися индивидуальных маршрутных листов.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.


Вспоминают формулы и названия кислот. Записывают в тетрадь формулы тех кислот, которые приведены на доске.









Повторяют технику безопасности.


III. Содержательно-операционный

(выполнение лабораторных опытов)

Лабораторная работа.


Организует выполнение ь лабораторных опытов по изучению химических свойств кислот, с соблюдением правил техники безопасности.

Делит класс на группы для работы по выработанному плану.

Выдаёт карты-задания, где представлена теоретическая и практическая часть эксперимента.


Осуществляет контроль за выполнением работы и соблюдением правил техники безопасности.

Организует презентацию результатов полученных в группах.



Лабораторный опыт №1

Изучение взаимодействия кислот с основаниями


Осуществляет контроль за выполнением работы и соблюдением правил техники безопасности.

Организует презентацию результатов полученных в группах.


- Уточняет, что реакция между основанием и кислотой называется реакцией нейтрализации













Лабораторный опыт  №2

Изучение взаимодействия кислот с оксидами металлов


Осуществляет контроль за выполнением лабораторного опыта и соблюдением правил техники безопасности.


Организует презентацию результатов полученных в группах.




Лабораторный опыт№3

Взаимодействие кислот с металлами”

Осуществляет контроль за выполнением лабораторного опыта и соблюдением правил техники безопасности.


Организует презентацию результатов полученных в группах.


- Все ли металлы способны взаимодействовать с кислотами?

Обращает внимание на ряд активности металлов.

Напоминает, как пользоваться этим рядом при составлении уравнений химических реакций

Формулирует условия необходимые для прохождения реакции между кислотой и металлом:

1.Металл должен находиться в ряду активности металлов до водорода.

2. Должна получиться растворимая соль.

3. Реакция характерна для растворов кислот, поэтому нерастворимые кислоты, например кремниевая, не вступают в реакции с металлами.

4. Концентрированный раствор серной кислоты и раствор азотной кислоты любой концентрации взаимодействую с металлами иначе: водород не выделяется. Схемы таких реакций мы рассмотрим в дальнейшем.

5. Разбавленный раствор серной кислоты взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, образуя соль и водород.


Лабораторный опыт №4

Взаимодействие кислот с солями”


- Осуществляет контроль за выполнением лабораторного опыта и соблюдением правил техники безопасности.


- Организует презентацию результатов полученных в группах.

- Обращает внимание учащихся:

ЗАПОМНИТЕ: реакция между солью и кислотой протекает в случае, когда выпадает осадок или выделяется газ



Формулирование решения исходной задачи

- Ребята, давайте вернемся к началу урока, когда я вам показывала картину.

Попробуйте объяснить, что произошло в бокале Клеопатры. Почему жемчужина растворилась? Почему Клеопатра не побоялась выпить то, что растворило жемчужину? Как объяснить данный случай?

Обсудите в группах.

- Планируют свою деятельность при решении поставленной задачи.

- Делятся на группы, выполняют лабораторные опыты строго по инструкции с соблюдением техники безопасности; заносят результаты работы в индивидуальные маршрутные листы. Делают выводы о химических свойствах кислот, условиях и признаках этих реакций, записывают молекулярные и ионные уравнения реакций.

- Презентуют полученные результаты

- Слушают выступления других групп и делают записи в рабочих листах


Возможный отчет учащихся.

- Мы исследовали действие соляной кислоты на растворимое (гидроксид натрия) и нерастворимое ( гидроксид меди(II) основание, в первом случае реакцию проводили в присутствии индикатора фенолфталеина, который окрасился в щёлочи в малиновый цвет, эта окраска исчезла при добавлении соляной кислоты, осадок нерастворимого основания гидроксид меди(II) растворился при добавлении соляной кислоты, значит, кислоты реагируют с основаниями

Ученики записывают на доске уравнения реакций, расставляют коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в маршрутные листы)




Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие серной кислоты на оксид меди и оксид кремния, оксид меди прореагировал с кислотой, а оксид кремния нет. Можно сделать вывод, что кислоты реагируют с оксидами металлов.

Ученик записывает на доске уравнения реакций, расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)




Учащиеся (возможный ответ)

Мы исследовали действие соляной кислоты на цинк и медь, цинк прореагировал с соляной кислотой, а медь нет. Можно сделать вывод, что кислоты реагируют с металлами при определенных условиях.




Ученик записывает на доске уравнения реакций, расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)
















Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие серной кислоты и хлорид бария; серной кислоты и карбоната калия; серной кислоты и хлорида натрия. Кислоты взаимодействуют с солями, если выпадает осадок или выделяется газ.

Ученик записывает на доске уравнения реакций, расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)


Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы. Слушают мнение одноклассников.


Делают выводы по решению проблемной ситуации.



IV/ Этап первичного закрепления новых знаний

Фронтальная беседа

Организует первичное закрепление новых знаний вербально со всем классом по вопросам:

- Что такое кислоты с точки зрения ТЭД?

- Перечислите химические свойства кислот?

- Что надо помнить при взаимодействии кислот с металлами?

- Как называется реакция взаимодействия кислот с основаниями?

Корректирует ответы учащихся. Дает оценку по результатам этого этапа урока.

Отвечают на контрольные вопросы учителя.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Устанавливают причинно-следственные связи в изученном круге явлений.


V. Этап самостоятельной работы по образцу

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

- Организует самостоятельную работу учащихся письменно.

- Организует самостоятельную проверку выполненного задания, сравнивания его с правильными ответами на экране с последующей коррекцией.



Задание 1. Составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов второго периода таблицы Д.И. Менделеева.

SiO2 П

KOH Б

Ag М

Ba(NO3)2 О

HNO3 Л

Fe(OH)3 Р

KCl А


Задание 2. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

Реагенты реакции Продукты реакции

1. Zn + 2HCla) K2SO4 + 2H2O

2. 2KOH + H2SO4б) Ca3(PO4)2+ 3H2O

3. BaO + 2HNO3   → в) ZnCl2 + H2

4. 3Ca(OH)2 + 2H3PO4г) Ba(NO3)2 + H2O

д) ZnCl2 + H2О

Выполняют письменно задание. Проверяют правильность выполненного задания, сравнивая результаты с образцом.

Оценивают свою работу.

Определяют свои достижения.


Учащиеся составляют возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты в маршрутных листах.











Устанавливают соответствие между реагентами и продуктами реакции.


Поверяют свои реакции, оценивают себя.

VI Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся



Подводит учащихся к выводу о значимости полученных знаний о кислотах.

Ребята, подумайте и скажите, где в повседневной жизни вы можете применить знания о свойствах кислот?

1. Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить щи или компот из свежих ягод? (Алюминий, из которого изготовлена кастрюля, покрыт неядовитой оксидной пленкой).

2 Почему  после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

(так как при этом может повреждаться зубная эмаль, на которую перед этим воздействовали органические кислоты, содержащиеся во фруктах.)

3 На каждой кухне присутствует уксусная кислота. При ее использовании необходимо соблюдать технику безопасности.

4 Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.


Решают проблему, опираясь на полученные новые знания.

Делают вывод о значимости полученных знаний.


VII. Информация о домашнем задании


Учитель раздает домашнее задание на листах.

1.Параграф 39 вопрос 4

2. Используя дополнительную литературу, соберите сведения об областях применения кислот. Придумайте способ представления собранного материала (либо презентация, либо альбома).



Учитель инструктирует учащихся



Учащиеся читают задания и если надо задают вопросы учителю.

VIII/ Этап рефлексии учебной деятельности


Оценивает работу учащихся.

Предлагает учащимся провести самооценку своих знаний.




Проводит проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

А сейчас я вам предлагаю заполнить анкету. Анкета на ваших столах.





Учитель благодарит школьников за урок.

Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,

кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.


- Желаю вам, чтобы сосуд ваших знаний также постоянно расширялся и крепкого вам здоровья. А быть здоровыми вам поможет аскорбиновая кислота (витамин С), которой я вас угощаю.


Проводят самооценку своих знаний.

В своих маршрутных листах подсчитывают баллы и выставляют себе оценку за работу на уроке.



Учащиеся заполняют анкету

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен;

3 За урок я не устал/устал;

4. Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/ скучен;

5. Домашнее задание мне кажется трудным/ легким, интересным/не интересным



Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации