Статья «Хронотопные схемы в проектной деятельности на уроках литературы» (8–11 класс)
Хронотопные схемы в проектной деятельности на уроках литературы.
Один из самых волнующих вопросов учителей литературы - это вопрос о том, почему современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.
Между тем в предметной области «Литература» в ряду непременных требований к обучению ФГОС выдвигает и такую цель, как воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный феномен, воспринимать и интерпретировать образ мира, созданный автором.
Одним из приемов решения данной проблемы на уроках русской литературы может быть, как показывает мой опыт, использование схем, направленных на осознание важнейших компонентов и их связей в художественной системе литературного текста.
Мы исходим из того, что художественный текст - это произведение искусства. Оно совершенно, гармонично, имеет свое внутреннее строение, которое учащиеся должны увидеть. “Схема, - писал известный историк Л.Н.Гумилев, - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема - это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска”.i
Для того чтобы внедрить в свои уроки схемы, изучила работы В.Ф.Шаталова, его опорные схемы и конспекты, публикации Ю. С. Меженко, его схемы по русскому языку.ii Они очень удобны в качестве наглядности. Тем более мы знаем, что современные дети по ведущему каналу восприятия – «визуалы» (преобладает зрительная память) и «дигиталы» (восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление при помощи символов, цифр, знаков, логических выводов)
Мне показался интересным опыт учителя из Воронежа О.И. Любимова, который сказал: «Без опорной схемы- конспекта я преподавания литературы не представляю. В этом вижу путь к воспитанию читательского вкуса, грамотных, «зрячих» читателей, которые захотят заглянуть в самую глубину книги, оценить ее по достоинству. А захотят - это уже немало”. Нужно помнить, что эти схемы - лишь графический образ произведения, а есть еще художественная сторона книги – образы, приемы изображения жизни и то важное, над чем мы думаем, прочитав книгу. Само собой разумеется, что схемы не главный способ, прием на уроке литературы.
Наконец, многое мне дало знакомство с хронотопными схемами литературного произведения, разработанными Т.И.Мустафиной, доцентом кафедры русского языка и литературы ИРО РБ. В этих схемах отражаются: пространственно- временная организация композиции и архитектоника текста, характеры главных героев в сюжетной динамике. Все это представлено в схеме с позиции теории литературы, с использованием литературоведческого метаязыка. Такие схемы позволяют «прочитать» замысел автора.
С 2007-го года я начала создавать и внедрять в обучение свои схемы. Данная работа помогает достичь ряда целей:
осмыслить произведение с позиций целостного, схематически представленного подхода;
сформулировать теоретические основы целостного анализа текста;
включить в работу все стороны механической и логической памяти учащихся;
при устном ответе схема служит ученику подспорьем;
она может служить «подсказкой» для неординарного умозаключения;
способствует концентрации и «удерживанию» внимания на уроке;
ученик вовлекается в активную творческую и познавательную деятельность, более эффективно учится анализировать текст художественного произведения;
при взаимодействии учителя и ученика в процессе построения и обсуждения схемы происходит обогащение информационного поля, связанного с изучаемым произведением;
обсуждение структурных компонентов схемы позволяет школьникам синтезировать собственные умозаключения;
схема способствует актуализации и осмыслению приобретенного читательского опыта, обобщению информации на личностном уровне.
В качестве примера приведем образец построения хронотопной схемы к пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» (схема 1). Сначала ученики делают рисунок дома, символизирующий Москву. Прямоугольная его часть - жители, крыша - дом Фамусова, куда собирается высший свет. Крыша также отражает сюжетные элементы текста.
Кульминация действия - это ее макушка. Весь дом по горизонтали делится на временные промежутки, представляющие время действия комедии (утро, день, вечер, ночь) «Крыша» делится на композиционные части - 4 действия и составляющие их явления. Каждое из них соотносится с определенным временем суток.
По вертикали указываем место; стрелками внутри дома показывается движение главного героя (в рамках всего действия комедии). В Москву он приехал утром и ночью уехал; в доме Фамусова был 4 раза.
Схема 1
На «крыше» целесообразно написать краткое содержание каждого действия. А сам «дом» заполнить именами действующих лиц, живущих в Москве. Данная схема отражает систему образов, способствует запоминанию содержания, героев, композиции, сюжета комедии. Ученики сами дополняют ее крылатыми словами из пьесы, дорисовывают цветными карандашами.
Такие схемы требуют графического единообразия в изображении художественных понятий, образов, теоретического материала. Они требуют также краткости - минимального словоупотребления, подачи ее в цвете. То есть необходимо умение кодировать большой объём материала, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
Неоднократно мне приходилось убеждаться в том, что применение схем дает возможность вовлечь учащихся в обсуждение проблемы, построить разговор на равных. При этом достигается хорошая обратная связь, урок оживляется - работать становится интересно всем: и учителю, и учащимся.
Схема 2
При изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала», составляя схему, сначала чертим круг- это сцена бала (схема 2). Все танцуют, значит, кружатся, все здесь счастливы, главный герой влюблен и беззаботен. Круг- символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности. Раскрашиваем его в те цвета, которыми изображает сцену бала автор (белый, розовый, румяный, серебряный). Однако из этого круга приходится выйти, такова реальность. Мы не видим пути отца Вареньки, он уходит, его путь изображаем пунктиром. Читатель идет с Иваном Васильевичем домой к нему, а потом под утро отправляется в ту часть города, где живет Варенька. Вот тут пути отца Вареньки и нашего героя снова пересекаются. Дорога сцены после бала чертится доминирующими в этой части рассказа цветами: черным и красным. Итак, перед нами вырисовывается сюжетная схема движения героев, цветовая палитра настроения и буква Б. Траекторию движения после бала можно понять, как букву П. Это дает основание сделать вывод, что именно внутренняя организация текста дала название рассказу – «После Бала» (Развитие темы «Дочь и отец» схема не показывает - так же, как и темы «А вы говорите», которая первоначально планировалась писателем)
Таким образом, схемы помогают разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста. Но, ни в коем случае, не заменяют текстуального прочтения и анализа произведения.
Подача литературного материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений. Это, в свою очередь, дает возможность увеличить объем работы по анализу текста на уроке.
В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их. Конечно, надо понимать, что далеко не каждая тема и не каждое литературное произведение требует работы со схемами.
В использовании схем на уроках литературы важно отметить: необходимо эту работу вести систематически, соблюдая преемственность при обучении учеников любого возраста. В этом случае сознание ученика находится в непрерывном развитии. Воздействие произведения становится эффективнее, так как ученик сам выходит на нравственные проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под его давлением. Ученик для того, чтобы участвовать в создании схемы и его интерпретации, тянется читать. Значительно увеличивается объем изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
По мнению самих учащихся, им стало легче воспринимать изучаемые литературные произведения. Используя схемы, я добилась, что мои ученики способны самостоятельно понимать и оценивать художественный образ мира, созданный автором.
Данный прием, на мой взгляд, может использовать каждый учитель литературы. Как показывает мой опыт, эффективность обучения при этом, несомненно, возрастает; формируются не только предметные умения, но и универсальные учебные действия.
iГумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. - С. 347 - 348
ii Меженко Ю.С., Ситникова Т.Н. Пособие "Школьный курс русского языка в опорных конспектах". Житомир, 2012.
Ирина Владимировна Казарцева