Урок литературы «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции» (9–10 классы)
Тема. Художественная деталь как способ выражения авторской позиции.
(По фрагменту из неоконченного романа Н.В.Гоголя «Рим» и повести «Невский проспект».)
Цели: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.
Задачи:
Образовательные:
закрепление навыков анализа текста, сопоставительного анализа текстов;
актуализировать знания о изобразительно-выразительных средствах;
формирование навыков интонированного чтения.
Развивающие:
создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;
создать условия для развития памяти, внимания, воображения.
Воспитательные:
содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся.
Ход урока
1.Орг. момент
2. Формулировка темы и постановка целей урока.
Слово учителя:
Творчество Н.В.Гоголя уникально по художественной значимости, по глубине образов, по способу воплощения идеи. Однако часто Гоголь остается не понятым читателем . Чаще всего причина непонимания заключается в неумении правильно определить авторский замысел. Гоголь словно играет с читателем, предлагая ему ложные смыслы. Определить замысел Гоголя возможно только в том случае, когда тщательно проанализировано описание панорамы какого-либо географического пространства, интерьера, портрета, речи героя …
Как называется такой прием в литературе? (Художественная деталь.)
В том, что Гоголь – мастер художественной детали, мы имели возможность убедиться раньше. Художественная деталь часто выступает как способ выражения авторской позиции писателя.
На этом уроке мы проанализируем фрагмент из неоконченного романа Н.В.Гоголя «Рим» и сравним его с фрагментом из повести «Невский проспект» , изученной на предыдущем уроке . Нам необходимо выяснить, какова духовно-нравственная атмосфера Парижа, описанного Гоголем, есть ли разница в отношении Гоголя к Парижу и Петербургу.
3. «Рим». История создания .
Сообщение подготовленного учащегося:
У Гоголя есть незаконченный роман. Автор хотел назвать его «Аннунциата». Гоголь начал работу над романом В 1838—1839 годах.
Впервые опубликовано с подзаголовкам «Отрывок» в журнале «Москвитянин».
В «Риме» отражены впечатления Гоголя от Италии и размышления о её судьбе.
В этом отрывке имеется описание двух городов: Парижа и Рима.
4. Эмоциональное погружение.
-Какие ассоциации возникают у вас при слове Париж? Что вы знаете о Париже?
(Ответы учащихся.)
-Сравните ваши ассоциации с теми, которые вызывает описание «гоголевского» Парижа
5.Работа с текстом
1) Выразительное чтение (или прослушивание) описания Парижа:
Вот он, Париж, это вечное волнующееся жерло, водомет, мечущий искры новостей, просвещенья, мод, изысканного вкуса и мелких, но сильных законов, от которых не властны оторваться и сами порицатели их, великая выставка всего, что производит мастерство, художество и всякий талант, скрытый в невидных углах Европы, трепет и любимая мечта двадцатилетнего человека, размен и ярмарка Европы! Как ошеломленный, не в силах собрать себя, пошел он по улицам, пересыпавшимся всяким народом, исчерченным путями движущихся омнибусов, поражаясь то видом кафе, блиставшего неслыханным царским убранством, то знаменитыми крытыми переходами, где оглушал его глухой шум нескольких тысяч шумевших шагов сплошно двигавшейся толпы, которая вся почти состояла из молодых людей, и где ослеплял его трепещущий блеск магазинов, озаряемых светом, падавшим сквозь стеклянный потолок в галерею; то останавливаясь перед афишами, которые миллионами пестрели и толпились в глаза, крича о двадцати четырех ежедневных представлениях и бесчисленном множестве всяких музыкальных концертов; то растерявшись, наконец, совсем, когда вся эта волшебная куча вспыхнула ввечеру при волшебном освещении газа — все домы вдруг стали прозрачными, сильно засиявши снизу; окна и стекла в магазинах, казалось, исчезли, пропали вовсе, и все, что лежало внутри их, осталось прямо среди улицы нехранимо, блистая и отражаясь в углубленье зеркалами. «Ma quest'è una cosa divina!» — повторял живой итальянец…
2) Учащиеся делятся первыми впечатлениями, определяют первичное впечатление о позиции автора.
3)Построение таблицы.
Самостоятельное заполнение правой части таблицы.
Лексические средства и тропы |
Цитаты |
1.Существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, наполняющие город: 2.Метафора 3.Оксюморон 4.Метонимия |
1.афиши, буквы, дилижансы, омнибусы, крыши, трубы, дома, магазины, стены, окна, кафе, народ, толпы молодых людей, магазины , афиши, стекла, зеркала … 2. вечное волнующееся жерло, водомет, мечущий искры новостей, просвещенья…; вся эта волшебная куча вспыхнула ввечеру… 3.волшебная куча; 4. размен и ярмарка Европы … |
4)Коллективный анализ лексических средств и тропов:
-Какие предметы преобладают в описании? (Неодушевленные предметы.)
-Какими словами Гоголь обозначает людей? (Толпа.)
-Что вы знаете о грамматических свойствах слова толпа? Является ли оно одушевленным? (Слова, которые называют совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т. п. – это имена существительные неодушевлённые.)
-Какие слова чаще всего повторяются в описании? (Магазины, стекла, зеркала, афиши.)
-Что полностью отсутствует в описании города? (Природа: деревья, кусты, трава, небо и т.п.)
-Положительные или отрицательные эмоции вызывают метафоры? (Слова жерло и водомет вызывают отрицательную реакцию; слово вспыхнула ассоциируется с уничтожением. )
-Какую роль играет оксюморон? (Оксюморон волшебная куча внутри метафоры вызывает ощущение дисгармонии.)
-Какое значение Парижа подчеркивает Гоголь при помощи метонимии? (Всё в Париже подчинено материи, торговля – основная жизнедеятельная функция Парижа.)
5)Вывод:
- Каково отношение рассказчика к этому городу?
Преобладание «неживых» предметов , ограничение в описании людей словами «народ», «толпа» указывает на абсолютное преобладание мира материального над миром духовным, подчеркивает стирание индивидуальных человеческих качеств, обезличивание парижан. Все показное в этом город . Париж – это город вещей..
6. Сопоставительная характеристика Петербурга и Парижа.
Ответы учащихся:
1) Общее: отсутствует описание природы; много зеркал, искусственное освещение (олицетворение обмана); большое количество магазинов.
2) Различия:
Париж состоит из домов, магазинов, афиш, отсутствует описание людей. – В описании Петербурга Гоголь особое внимание уделяет созданию образов, которые составляют людской поток (одежда, носы, щеки, губы; есть упоминание о принадлежности к разным сословиям и т. д).
Вывод: Париж ещё более разочаровывает Гоголя, нежели Петербург.
6.Итог:
-Какую проблему поднимает Гоголь в обоих произведениях?
(Обезличивание и бездуховность – пороки, которыми страдает общество.)
-Актуальна ли сегодня эта проблема? Приведите примеры.
-Что следует делать, чтобы духовность не покинула человечество?
7.Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Что следует делать, чтобы духовность не покинула человечество?».
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна