Программа курса по выбору «Человек в современном мире»

0
0
Материал опубликован 10 July

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Конзаводская средняя школа имени В.К.Блюхера»


 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса по выбору

«Человек в современном мире»

(обществознание)

для 9 класса.

 

 


 


 


 


 

Составители:

Трескова Валентина Григорьевна

 

 

 

 

 

 

2022-2023 уч.год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе:

   Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Р.Ф.» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года;

   учебного плана МАОУ«Конзаводская средняя школа им.В.К.Блюхера» на 2020-2021 учебный год;

Курс по выбору «Человек в современном мире»  предназначен для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  

Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА.

Цель курса «Человек в современном мире» - подготовка обучающихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

Задачами курса являются:

· актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;

· формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;

· выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

· повышение общего уровня культуры;

· формирование умения анализировать обществоведческие тексты.

 

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает создание и проведение курсов по различным базовым предметам. Данный курс в учебном плане школы формируется участниками образовательных отношений. Срок реализации курса – 1 года в 9 классе – 17 часов.

Курс «Человек в современном мире» является предметным (по обществознанию) и является дополнительным инструментом в изучении тем и разделов за 8 и 9 классы.

Программа курса «Человек в современном мире» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.

 

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 полугодии

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение. Практические работы  в рамках курса включают следующие формы: 

Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

 

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

 

Предметные результаты:

формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

 

ТЕМА

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1

Входной контроль

 

-

1

1

2

Раздел 1. Общество и человек

 

1

1

2

3

Раздел 2. Человек, личность

 

1

1

2

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

 

2

2

4

5

Раздел 4. Социальные отношения

 

1

1

2

6

Раздел 5. Политика

 

1

2

3

7

Раздел 6. Право

 

1

1

2

8

Итоговое занятие

-

1

1

9

Итого

7

10

17

 

Содержание курса

 

Тема

Теория

Практика

1.

Введение

 

Введение. Обществознание  как знание и как наука.

 Различные виды источников.  

Способы описания и объяснения

обществознания

Требования к уровню подготовки 

выпускников основной школы, 

определённые в государственном

 образовательном стандарте по

 обществознани

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приёмы работы с различными документами.

 « Понятие источник по обществознанию».

 Памятка для работы с источниками. 

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ГИА 

2-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-5

Раздел 1. Общество Практическое занятие «Развитие общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Человек, личность.

Практическое занятие.

 

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

 

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

 

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

6-7-

8-9

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества.

ПроизводствоНалоги.

Практическое занятие «Сложные вопросы в сфере экономики»

 

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. 

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. 

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами

 

практикум: Экономика 

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 

  

10-11

Раздел 4. Социальные отношения. Практическое занятие «Социальные отношения»

 

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

12-13 -14

Раздел 5. Политика.

Конституция РФ.

Практическое занятие «Политика»

 

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

 

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

15-16

Раздел 6. Право.

Практическое занятие «Право»

 

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы

рактикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 

Работа с нормативными документами – 

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.

17

Раздел 7. Итоговое занятие

 

 

 

 

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997

5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001

Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004

Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004

Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой  Руси. М., 2004

Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004

Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005

Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.    М., 2003

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004

 

 

Предварительный просмотр презентации

Игра «Наука История» Цель: развитие у школьников интереса к истории; обогащение знаний по предмету; создание условий для проявления творческих возможностей учащихся. Игра проводится в 8 – 11 классах. Участниками могут быть все ученики класса.

Игра «Наука История»

История – наука будущего. Константин Кушнер История — это исследование людских ошибок. Ф. Гуэдалла Никто так не изменил историю человечества, как историки. Э. Маккензи

Клио -«дарующая славу», богиня истории

1.Расположите историков в порядке старшинства Геродот Карамзин Н.М. Ломоносов М.В. Монах Нестор Рыбаков Б.А.

1.Расположите историков в порядке старшинства 14325 Геродот V в. до н. э. Карамзин Н.М. XIX век Ломоносов М.В. XVIII век Монах Нестор XII век Рыбаков Б.А. XX век

2. Кто это?

1.Николай Михайлович Карамзин

2.Василий Осипович Ключевский

3.Борис Александрович Рыбаков

4.Шампольон, Жан-Франсуа

5.Василий Никитич Татищев

3. «С миру по нитке…»

1.Как назывался первый российский музей, основанный Петром в Санкт-Петербурге?

Кунсткамера

2.«Отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История». 2.«Отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История».

Геродот

3. Ежегодно 8 февраля учёные нашей страны отмечают свой профессиональный праздник – День российской науки. 3. Ежегодно 8 февраля учёные нашей страны отмечают свой профессиональный праздник – День российской науки. С каким историческим событием связывают эту дату?

Указ об учреждении Академии наук был издан в 1724 г Петром 1

4.Первая женщина в мире, которая стала президентом российской Академией наук

Е.Воронцова-Дашкова

5.Памятник этому человеку был установлен в районе Разгуляя 11 июня 2003 г. в честь 280-летнего юбилея Перми. Кому посвящен памятник и за какие заслуги?

Татищев В.Н.

6. Кто автор первых летописей?

Монах Нестор

7.Как называлась первая печатная история Российского государства 7.Как называлась первая печатная история Российского государства

8. Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова, которой мы пользуемся ныне? 8. Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова, которой мы пользуемся ныне?

Пётр I, в 1700 году

4. Найди автора 1.История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. 2. История соткана из лжи, в которую все верят. 3. Мой долг передавать все, что рассказывают, но верить всему я не обязан. 4. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. 5. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего А. Н. Карамзин Б. Наполеон I Бонапарт В. Геродот Г. В. Ключевский Д. М.В.Ломоносов

4. Найди автора ГБВАД 1.История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. 2. История соткана из лжи, в которую все верят. 3. Мой долг передавать все, что рассказывают, но верить всему я не обязан. 4. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. 5. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего А. Н. Карамзин Б. Наполеон I Бонапарт В. Геродот Г. В. Ключевский Д. М.В.Ломоносов

Источники Список литературы: 1. Афанасьева, Л. О. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] Л. О. Афанасьева, Е. А. Поречная // Школьные технологии. 2012. - №6. - С. 149-159. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001. 3. Осяк, С. А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова, Е. Н. Яковлева, О. Б. Лобанова, Е. М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. 5. Сокол, И. Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов [Текст] И. Н. Сокол // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 36–40.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.