Технологическая карта игры-квеста по физике «Сокровища пиратов» (7 класс)

4
1
Материал опубликован 20 November 2019 в группе

Технологическая карта игры-квеста по физике «Сокровища пиратов».


Элементы
структуры

Содержание квеста

Название

Сокровища пиратов

Направленность
квеста

Естественнонаучная направленность. Квест может быть использован на уроках физики в 7 классе и во внеурочной деятельности

Задачи и планируемые результаты

Задача: обеспечить систематизацию и уточнение УУД, полученных при изучении тем «Введение» и «Строение вещества».

Планируемые результаты:

Предметные: научаться применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике;

Метапредметные:

-познавательные – применять полученные знания для решения заданий, анализировать действия при решении задач;

- регулятивные – выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; осознавать качество и уровень усвоения учебного материала;

- коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, четко, коротко и аргументированно излагать свои мысли, умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию;

Личностные: формирование позитивной самооценки, ценностных отношений к результатам обучения; развитие умения дискутировать; развитие познавательной мотивации и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Продолжительность

1,5-2 часа

Возраст учащихся/
целевая группа

7 класс

Легенда

Пираты предлагают найти сокровища. Отыскать их можно выполняя испытания.

Квест-герои

Пират Флинт и его команда (ведущие – учащиеся 9-11 класса); команды семиклассников (участницы испытаний).

Основное задание/
основная идея

В результате квеста учащиеся должны уметь описывать реальные ситуации на языке физики; решать практические задачи, связанных с объяснением явлений на основе молекулярного строения вещества; работать
в команде.
Команды формируются перед началом игры из одного класса или из параллельных классов с помощью учителя. Каждая команда получает свой маршрутный лист. На всех этапах квеста по мере выполнения заданий команды в качестве награды получают часть карты-подсказки, из которых в итоге должны собрать целую карту

Сюжет и продвижение по нему

Команды по заранее определённой траектории продвижения по квесту выполняют задания различного характера. На каждый этап отведено определенное количество времени, по мере выполнения задания команды переходят от одного этапа к другому. Команда, которая прошла все этапы и собрала карту целиком, набрав наибольшее количество баллов, считается победителем.

Задания/препятствия

Этапы квеста: 1) «Пароль», 2) Океан Царицы наук, 3) Пещера «Тайны истории»; 4) Полуостров «Семи ветров»; 5) Остров Невезения; 6) Бухта Познания природы.

Навигаторы

В случае, если команда не справляется с заданием, допускает ошибки или пытается играть нечестно, возможно выполнение дополнительного задания (приложение 1).

Ресурсы

Для подготовки к квесту обучающимся предлагается повторить материал учебника по темам «Введение» и «Строение вещества»

Критерии оценивания деятельности
обучающихся

Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех испытаний. (ведомость оценок – приложение 2)

Выполнение каждого этапа игры ограничивалось
временными рамками, за несоблюдение которых
команды могли потерять баллы

Итог квеста – образовательный «продукт»
и рефлексия

Рефлексия организуется с использованием самооценки работы. Важным результатом проведения данного квеста станет личностный результат каждого участника ‒ его умение сотрудничать с одноклассниками в команде
и работать на совместный результат


Подготовка к квесту.

Объявление.

Учащимся заранее дается объявление – легенда квеста.

Учитель предлагает состав команд, подбирая равносильные составы.

Команды заранее получают задание: на определенный день следует повторить материал пройденных уроков.


Сценарий квеста.


Ведущий: Привет, команды! Вы изучаете физику уже больше месяца! Пришло время первых испытаний! Сегодня мы приготовили для вас игру, в которой вы сможете побороться за сокровища! Чтобы вступить в игру, надо знать пароль!

(команды получают конверт с надпись «Пароль»)

Ведущий: Каждой команде нужно ответить на четыре предложенных вопроса, из каждого слова-ответа взять указанную букву и из них составить слово-пароль. Один из членов команды должен объяснить значение пароля, и команда получит право вступить в игру.


Пароль.

Команды 1, 3

1. Назовите единицу длины в СИ. (3-я буква.)

2. То, из чего состоит тело? (2-я буква.)

3. Кто ввел в русский язык слово «физика»? (1-я буква фамилии)

4. Мельчайшая частица вещества. (2-я буква.)

Пароль: ТЕЛО.


Команды 2, 4

1. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (2-я буква.)

2. Агрегатное состояние, при котором тело не имеет формы, но сохраняет объем. (7-я буква.)

3. Назовите единицу массы в СИ. (4-я буква.)

4. Мельчайшая частица вещества. (1-я буква.)

Пароль: АТОМ.


(Команды получают эмблемы.


Ведущий: Помните, что только сплочённый коллектив сможет хорошо выполнить все
задания. На каждом этапе будут различные задания, на выполнение которых даётся ограниченное время. Команды готовы к игре-квест «Сокровища пиратов»?


(Ответы команд)


Флинт: Разрешите представиться: перед вами старый пират Флинт. Я очень богат, у меня есть сундук с сокровищами, но он надёжно спрятан. Но я слишком стар чтобы отправиться на поиски сокровищ. Но если, три тысячи чертей, вы сможете отыскать его, то он ваш, милые дети, клянусь своим единственным глазом! Вам нужно собрать кусочки карты, включив внимательность на всю мощь!

Итак, мои друзья будут испытывать вас, чтобы увидеть, на что вы способны. За каждое выполненное задание вы получите кусок карты сокровищ, а ответ на задание подскажет, в каком направлении вам двигаться дальше. Никто не обещает, что будет просто! Готовы рискнуть? Тогда слушайте…

Вы успели понять на уроках, что физика очень тесно связана с математикой. Поэтому в самом начале путешествия вам предстоит направить свой корабль в воды грозного океана Царицы наук.


Океан Царицы наук (кабинет математики)


Пират: Я – великий и ужасный Джон Сильвер. Во все времена сокровища пиратов не давали покоя настоящим искателям приключений.  Первая трудность на вашем пути – это я!. Задача №1: Пират Джон Сильвер живет в прямоугольной каюте площадью 5,32 м2. Длина каюты – 3,8 м. Джон делает зарядку, стоя лицом к короткой стене каюты. Сможет ли он выполнить движение «руки в стороны», если размах его рук 1м и 60 см? У вас 2 минуты.


Пират: Задача №2: Пират Джон Сильвер решил стать знаменитым ученым. Он исследовал зависимость кусачести собаки от длины ее хвоста. Результаты он занес в таблицу (х – длина хвоста, у – средняя кусачесть собаки в год). Помогите Сильверу построить график зависимости кусачести от длины хвоста и сделать вывод!

Х, см

5

10

15

20

25

30

35

40

45

У, число укусов

16,2

15,8

15,7

16,3

16,1

15,9

16,3

15,9

16,1


Пират: Молодцы! А теперь очень сложная задача! Перед вами Величайшее сокровище Книга времен! Число страниц этой книги равно возрасту Вселенной 15 000 000 000 лет! Вы должны вложить закладку в эту книгу, которая бы отметила появление лука и стрел (12 000 лет до н.э.)


Пират: Вы не такие уж простачки, какими кажетесь вначале. Вот вам первый кусок карты. В какую историю вас занесет попутный ветер? Увидим! (На карте подсказка – пирамиды, свитки. Дальше кабинет истории)


Пещера «Тайны истории» (кабинет истории).


Пират: Я - свободолюбивый рыцарь моря Амаро! Я побывал во многих местах Земли! Видел многое! Я проверю сможете ли вы сухопутные дети объяснить события, которым я был свидетель!


Пират: Загадка №1: В 1883 году на острове Кракатау произошло сильнейшее извержение вулкана, наполовину разрушившее остров и выбросившее в атмосферу огромное количество мельчайшей пыли. Присутствие пыли в атмосфере после этого извержения обнаруживалось в течение нескольких лет. Жители многих стран в эти годы наблюдали необычно интенсивные красные зори.

Как в физике называется движение пылинок в атмосфере? Почему такое продолжительное время пыль держалась в воздухе?


Пират: Загадка №2. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему?


Пират: Наконец, самая сложная загадка! Как известно «в Греции есть все!»

Когда легендарный греческий царь Эдип разгадал знаменитую загадку чудовища по имени Сфинкс, чудовище тут же придумало новую: «Можно ли наполнить амфору три раза, ни разу ее не опорожнив?». Что бы вы ответили чудовищу по имени Сфинкс?

(Подсказка: возьмите следующие предметы: кувшин, картофель, песок и воду)


Пират: Раз вы решили ту задачу, наверное, решите и мою! (демонстрирует) Если взять 50мл воды и 50 мл спирта, объем раствора окажется меньше! Почему?


Пират: Вы заслужили второй кусок карты! Где же вам предстоит искать сокровища дальше? География путешествий пиратов велика! (на обороте глобус – движемся в кабинет географии).


Полуостров «Семи ветров».


Пират: Я – Генри Эвери, так же известный как Долговязый Бен! Пирату помогают смелость и отвага! И приборы, конечно! Я испытаю вас на то, как вы можете с ними обращаться!

Испытание №1: Какие термометры, изображенные на рисунке, показывают одинаковую температуру?


t1574268635aa.png


Пират: Испытание №2. На рисунке изображены три секундомера. Расположите их в порядке уменьшения точности измерения.

t1574268635ab.png


Пират: Испытание №3. На точных измерительных приборах указывается температура (обычно 20) С). Для чего это делается?


Пират: Самое сложное испытание впереди! Ваша задача изобрести прибор, который мне очень нужен для моего полуострова «Семи ветров». Назовем экспериментальный прибор Сквознякометр! Ресурсы ограничены: ручка, клей, папирусная бумага.


Пират: Прибор готов! Найдите сквознякометром на моем полуострове самое плохое место для моих старых костей! Можно ли сделанное устройство назвать физическим прибором? Измерительным прибором? Как бы вы предложили усовершенствовать его?

Пират: Молодцы, ребят! Уверен, что вас ждут впереди головокружительные и опасные приключения! Вот ваш заслуженный кусок карты! О ваших приключениях напишут еще много книг! (на обороте изображение книг – вам в библиотеку)


Остров Невезения.


Перед ребятами разыгрывается сценка.


Пират: Было это тогда, когда люди еще железо не ковали, на колесах не ездили, но считали уже не «раз-два-много», а могли сказать, и сколько зерен в колосе, и сколько людей в племени, и сколько листьев на дереве. Правда, сколько капель в море, сосчитать еще не умели.

Жили на острове два племени: долгоруки и быстроноги. И те, и другие уже умели измерять и взвешивать, но делали это по-разному.

Мерой длины у быстроногов был фут. В главной пещере племени хранился кусок застывшей глины с отпечатком Левой Ноги легендарного вождя Быстронога Первого – с этим отпечатком длину и сравнивали.

Массу быстроноги измеряли в раковинах, в время в упадах (время жизни пленника при сбрасывании со скалы высотой в 50 футов).

У долгоруков длину измеряли в локтях. В тайнике у старейшины хранилась стрела длиной точно с руку Первого Долгорука – от пальцев до локтя. Каменный наконечник служил мерой массы. А мерой времени считалось время, за которое сгорает сухая лиана в десять локтей. Так эта мера и называлась - лиана.

Однажды встретились два мальчика быстроног и долгорук. И, как всякие мальчики, начали хвастать.

Мальчик долгорук: А мой папа – самый сильный в племени Долгоруков!

Мальчик быстроног: А мой папа – в нашем!

Мальчик долгорук: И какая у него сила?

Мальчик быстроног: Он одной рукой валун в две тысячи раковин поднимает!

Мальчик долгорук: Что еще за раковины такие? Пять ваших раковин на захудалый наконечник не тянут!

Мальчик быстроног: Какой еще наконечник? Сейчас как врежу – отлетишь на 12 футов!

Мальчик долгорук: 12 чего?

Мальчик быстроног: футов. Ты что, не видел отпечатка Левой Ноги нашего Быстронога Первого?

Мальчик долгорук: Нужна мне эта нога, как мамонту третий бивень…

(Мальчики толкаются)

Пират: Чем, по-вашему, закончился этот спор? Правильно- дракой.

Как нужно было поступить быстроногам и долгорукам, чтобы они поняли друг друга?

До конца 18 века в мире царила такая же неразбериха с мерами, как у быстроногов и долгоруков. Не только каждая страна, но даже каждая княжество имела свои меры.

Какие старинные меры длины вы знаете?

Как решили люди этот вопрос?

Пират: Молодцы! Вы ответили на все вопросы и, получив кусок карты, догадаетесь, куда она вас ведёт. Вы только на пороге великих открытий! (На карте подсказка –нарисованы физические приборы. Это кабинет физики).




Бухта Познания природы.


Пират: Я – знаменитый пират Синяя Борода! Бухта Познания природы - место загадочное. То есть именно такое, какое вам нужно! Ведь по легенде именно в бухту Познания природы неоднократно заходил я и моя команда.

Разумеется, было бы неплохо сразу задать Синей Бороде несколько вопросов, например, где конкретно ты, Борода, закопал свои сокровища. Нет ничего невозможного, но перед этим вам предстоит нелёгкая задачка: необходимо пройти несколько испытаний!


Пират: Испытание №1 «Что это за явление?»

Видеофрагмент.

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4069057


Пират: Испытание №2. Имея часы с секундной стрелкой, метровую линейку, туалетную воду, определите скорость распространения запаха.


Пират: Как согласуется измеренная вами скорость с большой скоростью движения молекул (несколько сотен метров в секунду)?

Как двигалась бы молекулу в вакууме?


Пират: Испытание №3 «Физика в жизни и быту»

Вам необходимо за 2 мин пояснить с точки зрения физики как можно больше бытовых ситуаций или явлений.


t1574268635ac.jpg

t1574268635ad.jpg

Засолка огурцов

Окрашивание белой ткани при стирке с цветными вещами.

t1574268635ae.jpg

t1574268635af.jpg

Провисание проводов линии электропередачи.

Освежитель воздуха на двери.

t1574268635ag.jpg

t1574268635ah.jpg

Водомерка ходит по воде.

Подгузники

t1574268635ai.jpg

t1574268635aj.jpg

Дым становится невидим.

Компенсатор на трубе горячего водоснабжения.

t1574268635ak.jpg

t1574268635al.jpg

Ткани для зонта, палатки, плаща и т.п.

Зазор между рельсами.

t1574268635am.jpg

t1574268635an.jpg

Почему мы узнаем булочную даже с завязанными глазами?

Лопнувший чугунный радиатор при заморозке.


Пират: (держа учебник по физике) Испытание №4 «Волшебная книга».

Эта книга есть у каждого, и она станет для вас по-настоящему волшебной, если вы скажите, сколько в ней букв. Можно ошибиться и на буковку, и на сорок, и на целую тысячу. Но не больше!


Пират: Вот ваш последний кусок карты, умники. Склейте карту. Вы близки к цели. Можете петь песню победы! Куда бежим? (на куске карте нарисован скрипичный ключ-кабинет музыки)


Сокровища пиратов.


Пират: Остановитесь, мелюзга!

Когда на горизонте появляется корабль, идущий под пиратским флагом, обычный капитан сразу же изменит курс. Но только не вы! Ведь сегодня вы - герой игры Сокровища Пиратов! Вы - искатель пиратских сокровищ! Вы никогда не бежите от пиратов, а наоборот, всячески ищите с ними встречи.

Может вы спросите старого Флинта, что в этом сундуке? Или вдруг я передумал с вами делиться? Но нет! Клянусь своим единственным глазом, вы победили! Ром, дублоны и пиастры-вот оно пирата счастье! И забирайте свой сундук, несите его в свою каюту
Попутного вам ветра и семь футов под килем! И пусть Весёлый Рождер принесёт вам удачу!



Список литературы.

Игумнова Е.А. Квест-технология в образовании: учеб. Пособие/ Е.А. Игумнова, В.И. Радецкая; Забайкал. гос. ун-т. – Чита:ЗабГУ, 2016. – 164 с.

Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7-й класс. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 352 с.

Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. – М.6 просвещение, 19995. – 224 с.

Дружинин Б.Л. Развивающие задачи по физике для школьников 5-9 классов. – М.: ИЛЕКСА, 2013. – 168 с.



Приложение. 1. Дополнительное задание


Пояснить опыт.

В проволочное сито, покрытое тонким слоем парафина, наливается небольшое количество воды. Почему вода не проливается свозь сито?


Поясните факт.

При сильном дожде не рекомендуется прикасаться к внутренней стороне палатки или зонта. Бывает достаточно, в каком-нибудь месте прикоснуться, как палатка будет пропускать воду.




​​​​​​​ Приложение 2. Ведомость оценок.


Команда ____________________


Океан Царицы наук (кабинет математики)

Испытание

Время

Максимальное число баллов

Баллы команды.

Задача №1

2 мин

2 балла (1 балл - знание формулы, 1 балл - перевод единицы)


Задача №2

4 мин

2 балла (1 балл - построение графика, 1 балл - вывод)


Задача №3.

4 мин

2 балла (1 балл – составление пропорции, 1 балл – правильный ответ)


Итого за этап


Пещера «Тайны истории» (кабинет истории).

Загадка №1.

2 мин

2 балла (1 балл – броуновское движение, 1 балл – обоснованный ответ)


Загадка №2.

2 мин

2 балла (1 балл – все тела состоят из молекул, 1 балл – обоснованный ответ)


Загадка Сфинкса

5 мин

5 баллов (2 балла – при использовании подсказки, 5 баллов – самостоятельное решение)


Загадка пирата

2 мин

2 балла (1 балл – частичный ответ, 2 балла – полный ответ)


Итого за этап


Полуостров «Семи ветров» (кабинет географии)

Испытание №1

2 мин

2 балла


Испытание №2

2 мин

2 балла


Испытание №3

2 мин

2 балла


Сквознякометр

5 мин

5 баллов (3 балла – прибор, 1 балл -ответы на вопросы, 1 балл – вариант усовершенствования)


Итого за этап


Остров Невезения (библиотека)

Старинные меры длины

2 мин

1 балл за каждую старинную меру длины


СИ

1 мин

2 балла (1 балл – частичный ответ, 2 балла – полный ответ)


Итого за этап


Бухта Познания природы (кабинет физики)

Испытание №1 «Что это за явление?»

Видеофрагмент.

1 мин

2 балла (1 балл – частичный ответ, 2 балла – полный ответ)


Испытание №2

5 мин

(3 балла – проведение эксперимента, 2 балла – за ответы на два вопроса)


Испытание №3 «Физика в жизни и быту»

3 мин

1 балл за объяснение картинки


Испытание №4 «Волшебная книга».

5 мин

(3 балла – проведение эксперимента, 2 балла – за ответы на два вопроса)


Итого за этап


Итого за игру

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю! Познавательно!

20 November 2019