Игры для автоматизации и дифференциации звуков

4
0
Материал опубликован 20 April 2021 в группе

t1618899622aa.gif















Составитель:

Учитель-логопед Григорьева А.А.








Цель картотеки — помочь логопедам практически ов­ладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста в играх.


Источники

Шинкарёва, Л.Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у де­тей дошкольного возраста

Левина Е.В, Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». festival.1september.ru



Утенова Т.В. Пособия своими руками. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». festival.1september.ru







ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [С]

Поможем слону

Цель: автоматизация звука "с" в словах (цель во всех играх одинакова, поэтому в дальнейшем указываться не будет).

Материал: сюжетная картинка с изображением слона, поливаю­щего из лейки клумбу с цветами размером 30 х 20; 10-15 ведерок, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне их наклеены или нарисованы предметные картинки, в названии которых есть звук "с" в определенной позиции или в разных позициях.

Ход игры

Пt1618899622ab.png редлагаем ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Об­ращаем его внимание на то, что слону нужно помочь. Клумба большая, много цветов, и потребуется много воды, чтобы ее полить. Пусть слон поливает цветы, я мы ему будем помогать. Будем подносить ведерки с водой. Далее обращаем внимание ребенка на то, что в ведерках спрятаны картинки. Если он назовет картинку правильно, то относит ведерко с водой к слону, а если нет — ведерко откладывается в сторону.В конце занятия подводится итог: много ли воды при­несли слону? Помогли ли мы ему?

























































Кто летит в самолете?

Материал: плоскостной самолет из картона с вырезанными окошками-иллюминаторами и вырезанные фигурки животных

Ход игры

Предлагаем малышу рассмотреть животных (птиц), назвать их. Объясняем, что животным очень хотелось бы полететь на самолете. Ребенок берет фигурку животного, называет его, четко артикулируя звук "с", и помещает ее в окошко (как будто животное выглядывает в иллюминатор). Так рассмат­риваются все животные, и малышу предлагается покатать их (побегать по группе) в самолете. Затем самолет "идет на посадку", звери выходят, и их еще раз называют.





Соня едет в отпуск

Материал: плоскостная кукла большого размера и маленькие плоскостные сумочки из цветного картона с предметными картин­ками на обратной стороне.

Ход игры

Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого есть звук «с» Обращаем внимание на большое коли­чество дорожных сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нуж­ны такие сумки? Куда можно поехать с такими сумками?

Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней лежит, и назвать предмет.

В конце занятия — вспомнить и назвать, какие предметы взяла с собой кукла Соня в отпуск.

Оt1618899622ac.png тнимем у мышки сосиски

Материал: красочная сюжетная картинка с изображением мышки, проникшей на кухню, и вырезанные из картона сосиски, на обратной стороне которых есть предметные картинки.

Ход игры

Рассматриваем картинку, называем предметы и продук­ты, имеющиеся на кухне. Обращаем внимание ребенка на мышку, за которой тянется вереница сосисок (выкладываем заранее сосиски за мышкой так, будто она их тащит). Мыш­ка стащила сосиски, и надо их у нее отнять.

Ребенку предлагается перевернуть сосиску и назвать изоб­раженный на ее обороте предмет. Назвал правильно — со­сиска отнята, сделал ошибку — сосиску съест мышка.











t1618899622ad.png











ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [З]

Поставим в вазу букет

Материал: плоскостная вазочка крупного размера и небольшие цветочки разного или одинакового цвета (из картона), на обратной стороне которых есть изображения различных предметов.

Ход игры

Малыш берет цветок, переворачивает его, правильно на­зывает предмет и только тогда ставит его в вазу. Чем больше правильно названных слов, тем пышнее букет.

Накорми зайчика

Материал: сюжетная картинка с изображением зайчика, гры­зущего морковь, и нужное количество картонных кочанчиков капу­сты или морковок (или того и другого).

Ход игры

На столе раскладываются морковки. Ребенок называет картинки, изображенные на обороте морковок (кочанчиков), и угощает ими зайчика.

t1618899622ae.png















Соберем бусы

Мt1618899622af.png атериал: разноцветные кружочки из картона с картинками на обратной стороне и толстая нитка.

Ход игры

Рассказываем малышу, что у куклы Зои случилась беда — рассыпались бусы, и сейчас мы их будем собирать.Ребенок берет любой кружочек, называет картинку на его обороте и накладывает кружочек на нить, лежащую на сто­ле. Чем больше правильных ответов, тем длиннее бусы.

Подарим обезьянке краски

На сюжетной картинке изображена обезьянка с кисточ­кой. Малышу предлагается подарить ей краски. Для этого он должен правильно назвать картинку, изображенную с об­ратной стороны "краски" — картонного прямоугольничка. Ребенок называет предметы и укладывает прямоугольнич­ки-краски возле обезьянки











t1618899622ag.png

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ц]

Соберем пуговицы в сумочку

Материал: сумочка, сшитая из картона швом "за иголку"; "пуго­вицы" — вырезанные из цветного картона и раскрашенные соответ­ствующим образом кружочки.

Ход игры

Нt1618899622ah.png а столе раскладываются ''пуговицы". Ребенку предлагается собрать их в сумочку. Пуговица опускается в сумочку лишь пос­ле того, как будет правильно названа картинка на ее обороте.



Волшебные яйца

На сюжетной картинке изображена курица, стоящая возле гнезда полного яиц. Рядом с картинкой сложены стопочкой "яйца" из белого картона с предметными картинками на об­ратной стороне. Обращаем внимание ребенка на то, что эти яйца волшебные, так как у них внутри картинки.

Малыш берет "яйцо", называет картинку и подкладывает его в гнездышко. Эту же сюжетную картинку с изображением курицы можно использовать для игры "Вывелись у курицы цыплята".

Уточняем, кто выводится из яиц у мамы курицы? Какие бывают цыплята? Достаются плоскостные фигурки цыплят (по одному). Причем "выводится" цыпленок только в том случае, если правильно названа картинка на его обороте

Соберем огурцы в корзиночку

Красивая корзиночка из картона с прорезью посереди­не. На столе разложены огурцы из того же цветного карто­на с предметными картинками на обороте.

Мt1618899622ai.pngt1618899622aj.png алышу предлагается собрать огурцы в корзиночку. Он берет огурец, называет картинку, четко артикулируя звук "ц", и опускает ее в прорезь.

Подарок Деду Морозу

Материал: вырезанные из картона и красиво раскрашенные ру­кавицы с картинками на обратной стороне.

Ход игры

Подарок — пара рукавиц высылается Деду Морозу в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, спрятав­шуюся внутри рукавицы.

t1618899622ak.png



ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Котенок—шалун

Материал: кружочки из цветного картона, раскрашенные "под клубочки".

Ход игры

Клубочки раскладываются на столе. Ребенку объясняем, что котенок разбросал бабушкины клубочки. Чтобы бабуш­ка не огорчилась, их надо собрать.

Собираем клубочки или в картонную сумочку, которую ис­пользовали в игре "Соберем пуговицы в сумочку", или в лю­бую красивую коробочку, или просто складываем стопочкой возле спящей в кресле бабушки, изображенной на сюжетной картинке.

Естественно, на обратной стороне клубочков имеются пред­метные картинки, которые ребенок должен правильно назвать.

t1618899622al.png













Угостим мышат

Встретилась яркая, привлекательная картинка с изобра­жением грустных, нахохлившихся мышат. Ее можно исполь­зовать в одной игре.

Предложили детям объяснить, почему это мышки такие невеселые? Дети предположили, что они голодны. Тогда до­стали вырезанные из картона и раскрашенные соответству­ющим образом "кусочки сыра" с наклеенными на обороте предметными картинками, в названии которых есть звук "ш" и стали кормить мышат.

Если ребенок называет картинку, четко артикулируя звук "ш", — мышата получают угощение, если нет — "кусочки сыра" откладываются в сторону.



Зернышки для курочки

Совсем нетрудно найти красочную картинку с изображе­нием петуха. Если из желтого картона вырезать зернышки (чтобы на обратной стороне уместились маленькие предмет­ные картинки), то получится данная игра. Курочке доста­нется зернышко лишь в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук "ш".

t1618899622am.png











Белкины запасы

Материал: сюжетная картинки с изображением белки, сидя­щей возле дупла; плоскостные изображения шишек, грибов, оре­хов с подметными картинками на обратной стороне.

Ход игры

Пt1618899622an.png редлагаем ребенку вспомнить, где спит белка? Как она готовится к зиме? Какие запасы делает на зиму? Где белочка складывает свои запасы?

Достаем "из дупла" спрятанные запасы, раскладываем их на столе. Уточняем, какие слова спрятались в белкиных за­пасах. Ребенок должен правильно назвать слова, в данном случае, в названии которых есть звук.

Что любит медведь?

Игра аналогичная предыдущей?

Уточняем, что любит медведь? Выкладываем на стол ряд бочонков с нарисованными на обратной стороне предметными картинками. Ребенок предполагает, что в этих бочонках мед для медведя. Предлагаем ему перевернуть бочонки и назвать предметы, "спрятавшиеся" в них.

Вt1618899622ao.png названии картинок могут быть любые звуки, требую­щие их автоматизации.





ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА[ Р]

Разгрузим машину

Материал: картинка с изображением большой грузовой ма­шины; картонные цветные прямоугольники с предметными кар­тинками с одной стороны.

Ход игры

Вt1618899622ap.png кузов машины друг на друга (в виде коробок с грузом) сложены картонные прямоугольники.

Ребенку предлагается разгрузить машину с игрушками для детского сада. Малыш берет "коробку'', называет игруш­ку, лежащую в ней, и ставит в стопочку

Запустим рыбок в аквариум

Материал: просторный аквариум из картона; яркие рыбки с картинками на другой стороне.

Ход игры

Для детского сада привезли рыбок. Чтобы они не погиб­ли, их надо быстро выпустить в воду. Для этого надо четко назвать картинку и поместить "рыбку" в аквариум.



Дед Мороз принес подарки

Материал: Дед Мороз, вырезанный из картона; мешочки раз­ноцветные картонные.

Ход игры

Рt1618899622aq.png ебенку предлагается рассмотреть и назвать предметы "лежащие" в мешках, которые Дед Мороз приготовил в подарок детям.











Соберем урожай

Материал: красивая плоскостная вазочка или мисочка; плос­костные изображения овощей или фруктов (или того и другого).

Ход игры

Уточняем, когда созревает урожай овощей (фруктов)? Где они растут? Предлагаем ребенку выбрать овощи (фрукты), назвать их и поместить в вазу.

t1618899622ar.png



АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л]

Будем, есть пельмени

Материал: большая плоскостная ложка (можно вырезать из пачки с настоящими пельменями); пельмени из картона с картинками.

Ход игры

Уt1618899622as.gif точняем, знает ли ребенок, что такое пельмени, из чего сделаны?

Рассматриваем пельмени из картона и картинки на их обо­роте. Считается, что съел "пельмешку", если правильно на­звал картинку. Пельмени-картинки укладываются на ложку



Осенние листья

Материал: ствол дерева из картона; разноцветные листья из картона с картинками на обратной стогне.

Ход игры

Перед ребенком на столе лежит дерево с красными, жел­тыми, оранжевыми и другого цвета листочками.

Уточняем, когда на деревьях бывают листья таких цветов? (Уточняем приметы осени.) Что происходит с листьями осе­нью? Предлагаем игру: назвал на обороте картинку правиль­но — листочек срывается с дерева и падает на землю.



Отнимем у лисы колобки

Материал: желтые кружочки из картона, раскрашенные "под колобки"; картинка лисы.

t1618899622at.pngХод игры

Можно вспомнить сказку "Колобок" (напомнить ее содер­жание несколькими вопросами). Рассмотреть лежащие на столе "колобки". Обратить внимание ребенка на то, что они особенные, потому что в них спрятаны картинки. Эти колоб­ки нашла лиса и хочет их съесть. Чтобы этого не произош­ло, надо правильно назвать каждую картинку

Что у Луши в лукошке?

Материал: лукошко из картона; маленькие плоскостные пред­меты, в названии которых есть звук "л".

Ход игры

Ребенок вытаскивает из лукошка картинки и называет их, четко артикулируя звук "л".

t1618899622au.png











ИГРЫ НА ВСЕ ЗВУКИ

«Строим домики»



Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках или квадратах (кирпичиках), и на большом треугольнике (крыша).

Хt1618899622av.png од игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: «Р» - построить домик для Тигра, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Р».





«Волшебный цветочек»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Хt1618899622aw.png од игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, логопед предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.



«Кукла наряжается»

Цt1618899622ax.png ель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед ребенком раскладываются платья, логопед предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.





«Подарки»



Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: Картинки, изображающие животных, в названии которых есть заданный звук (к каждой картинке крепится разноцветный шнурок). Предметные картинки с отверстиями.

Хt1618899622ay.png од игры: Например, «У Слоненка День Рождения. Давай подарим ему подарки, но только те, в названии которых есть звук «С».

Ребенок нанизывает предметную картинку на шнурок



ИГРЫ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Зонтики для ежат

Мt1618899622az.png атериал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (бея верха); из цветного картона верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры

Ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому — с другим (зонтики разложе­ны вперемешку на столе).



Помирим лисят

Материал: картинка с изображением дерущихся из-за картин­ки лисят; предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры

Рt1618899622ba.png ассмотреть картинку. Обратить внимание, что лисята дерутся из-за картинки. Предложить ребенку помирить лисят. Для этого надо дать картинки каждому. Картинки распределяются между лисятами (одному — со звуком..., другому — со звуком...).

Если ребенок еще мал, картинки можно взять двух цветов.

Футболисты

Материал: картонные фигурки футболистов, одетых в форму разных цветов, с картинками на обороте.

Ход игры

Рt1618899622bb.png ебенку предлагается разбить игроков на две команды. В одну команду подбираются игроки с картинками, в назва­нии которых есть один звук, а в другую — с другим звуком.

Для более младших детей можно использовать не фигур­ки футболистов с картинками, а фигурки животных, в на­звании которых есть дифференцируемые звуки.

Например: 1 команда — слон, собака, лиса..., 2 команда — лягушка, мышка...

Подарки для зверей

Из обложки тетради по рисованию вырезаем картинку с изображением зайчика и белочки, грызущих капусту и ореш­ки. Раскрашиваем их. Наклеиваем картинки, в названии ко­торых есть смешиваемые детьми звуки. И остается предло­жить игру ребенку.

Мt1618899622bc.png ожно найти неисчислимое множество сюжетных и пред­метных картинок и применить их для автоматизации и диф­ференциации звуков. Надо только всегда учитывать доступ­ность материала для детей, как смысловую, так и слоговую













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации