ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна |
2 | Образовательная организация | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» |
3 | Должность | Преподаватель. |
4 | Преподаваемые дисциплины | ОУП.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, СГЦ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности. |
5 | Название ресурса | Игровые методы обучения английскому языку студентов колледжа. |
6 | Вид ресурса | Статья. |
7 | Аннотация | В статье рассматривается специфика использования игровых методов при обучении английскому языку студентов колледжа: преимущества, функции игровых методов, виды игр и их применение; типология игр при обучении английскому языку; практическое применение игровых методов для различных возрастных групп; особенно эффективные игровые методики для студентов колледжа: ролевые игры и симуляции, дебаты и обсуждения, языковые игры, цифровые игры и приложения, проектные игры. Автор рассматривает интегрирование игровых методов в образовательный процесс и даёт практические советы для преподавателей, делится собственными наработками. |
8 | Ключевые слова | Игровые методы, преимущества, функции, виды, типология, применение, интеграция, практические советы, личный опыт |
Источники информации, изученные перед написанием статьи | ||
1 | Andrew Wright, David Betteridge. Games for Language Learning. – Cambridge, 2012 | |
2 | Friederike Klippel. Keep Talking: Communicative Fluency Activities for Language Teaching. – Cambridge, 2002 | |
3 | Абдуллина М. С. Использование игровых методов в обучении английского языка | |
5 | Болотина О. Использование игровых технологий на уроках английского языка https://iyazyki.prosv.ru/2015/09/using-games/ | |
5 | Гаджиева Х. А. Использование игровых методов в процессе изучения английского языка | |
6 | Севастьянова А. В. Игровой метод обучения английскому языку https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/05/20/igrovoy-metod-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku | |
7 | Сворак Н. Игровая практика в обучении английскому языку https://skyteach.ru/methods/game-practice/ | |
8 | Оуэн Г. Теория игр. - М: ЛКИ, 2007. | |
9 | Иллюстрации – из личного архива преподавателя с разрешения студентов. | |
10 | Пример презентации, которая может быть использована в обучающей игре: /data/files/y1741320726.ppt (Propaganda Efforts. Презентация. Калягина И. В.) |
Игра - школа жизни и практика развития.
Гильермо Оуэн
Обучение иностранному языку может быть увлекательным и эффективным процессом при использовании игровых методик. Для студентов колледжа, изучающих английский язык как иностранный, игровой подход создает мотивирующую среду, снижает языковой барьер и способствует лучшему усвоению материала.
Игровые методы обучения имеют ряд существенных преимуществ:
1) повышают мотивацию и вовлеченность студентов
2) снижают тревожность и языковой барьер
3) создают естественную коммуникативную среду
4) способствуют запоминанию новой лексики и грамматических конструкций
5) развивают все языковые навыки: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Игры выполняют несколько важных функций в процессе обучения:
а) неосознанное обучение: игры дают возможность практиковать языковые навыки в естественной среде;
б) переключение внимания: короткие игры помогают освежить внимание и повысить мотивацию студентов;
в) дидактическая функция: через игры студенты могут узнавать новые факты и расширять свои знания.
Игры могут быть использованы на любом этапе занятия и для отработки различных аспектов языка. Целесообразно отметить виды игр и их применение:
1) лексические и грамматические игры;
2) фонетические упражнения;
3) игры для развития навыков аудирования;
4) ролевые игры для практики диалогической и монологической речи.
При выборе и проведении игр важно учитывать следующие факторы:
- четкое понимание целей игры всеми участниками;
- актуальность и интерес для студентов;
- соответствие уровню знаний учащихся;
- правильное планирование времени;
- подготовка необходимых ресурсов и материалов;
- проведение обратной связи после игры.
Игровой подход позволяет создать непринужденную атмосферу на занятиях, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию лингвистической интуиции. При групповом обучении игры обеспечивают активное использование английского языка всеми учащимися одновременно, что значительно повышает эффективность занятий.
Применение игровых технологий делает процесс изучения английского языка не только эффективным, но и увлекательным, что особенно важно для поддержания долгосрочной мотивации студентов.
Следует более подробно остановиться на типологии игр в обучении английскому языку.
Лексические игры направлены на расширение и закрепление словарного запаса. К ним относятся:
1) Word Association – студенты по цепочке называют слова, ассоциирующиеся с предыдущим;
2) Pictionary – студенты определяют или угадывают слова по иллюстрациям;
3) Taboo – происходит объяснение слова без использования «запрещенных» слов;
4) Memory Games – игры на запоминание слов, картинок или пар слов.
Грамматические игры помогают освоить грамматические структуры в интерактивной форме:
1) Grammar Auctions – студенты "покупают" правильные грамматические предложения;
2) Running Dictation – командная игра, где один студент читает и запоминает предложение, а другой записывает;
3) Sentence Building Relay – эстафета по составлению предложений;
4) Error Correction Games – игры на поиск и исправление ошибок.
Фонетические игры развивают произношение и аудитивные навыки:
1) Tongue Twisters – скороговорки для отработки произношения;
2) Sound Hunt – поиск слов с определенным звуком
3) Minimal Pairs Bingo – игра на различение похожих звуков
4) Rhyming Games – игры на поиск рифмующихся слов
Коммуникативные игры направлены на развитие навыков общения:
1) Role Play – разыгрывание ситуаций из реальной жизни
2) Information Gap – работа в парах для обмена информацией
3) Debate Games – игровые дебаты на заданную тему
4) Find Someone Who... – поиск людей с определенными характеристиками
Практическое применение игровых методов различается по возрастным группам. Если для дошкольников и младших школьников особенно эффективны песни с движениями и рифмовки, игры с карточками и предметами, TPR (Total Physical Response) – реагирование действиями на команды, сюжетно-ролевые игры с простыми сценариями; то подростки будут хорошо реагировать на:
а) соревновательные игры и квизы;
б) игры с использованием технологий (приложения, онлайн-платформы);
в) ролевые игры, моделирующие реальные жизненные ситуации;
г) проектные игры с творческими заданиями.
Студентам колледжа также могут подходить:
1) дискуссионные игры и дебаты
2) бизнес-симуляции
3) кейс-стади в игровой форме
4) интеллектуальные игры, требующие критического мышления
Некоторые игровые методики, которые могут быть особенно эффективны при обучении студентов колледжа:
а) ролевые игры и симуляции, позволяющие студентам практиковать английский в контексте реальных жизненных ситуаций; к примеру, полезными сценариями могут быть:
- собеседование при приеме на работу;
- деловые переговоры;
- профессиональные конференции;
- ситуации в путешествиях;
- академические дискуссии;
б) дебаты и обсуждения, развивающие навыки аргументации и критического мышления на английском языке:
- формальные дебаты на актуальные темы;
- "мозговой штурм" для решения проблем;
- панельные дискуссии по специализированным темам;
- игра "Адвокат", где студенты защищают противоположную своему мнению точку зрения;
в) языковые игры, специально адаптированные для развития конкретных языковых навыков:
- Табу (упоминавшееся выше - описание слова без использования запрещенных терминов);
- Аlias (объяснение слов на время);
- Крокодил (объяснение слов без использования речи);
- викторины и квизы по различным темам;
- словесные игры типа Scrabble или Boggle;
г) цифровые игры и приложения, предлагающие множество интерактивных способов изучения языка:
- Kahoot! - для создания викторин и опросов – эффективная обучающая платформа, но приостановившая свою деятельность на территории Российской Федерации из-за политических событий;
- Quizlet - для запоминания словарных карточек;
- Duolingo - для ежедневной языковой практики;
- Minecraft Education Edition - для проектного обучения;
- социальные симуляции вроде "The Sims" - для практики бытовой лексики;
д) проектные игры - длительные игровые проекты развивают исследовательские и коллаборативные навыки:
- создание студенческого новостного канала на английском;
- разработка туристического маршрута с презентацией достопримечательностей;
- моделирование бизнес-стартапа с подготовкой бизнес-плана;
- симуляция международной конференции или саммита.
При интеграции игровых методов в образовательный процесс для максимальной эффективности должно учитываться следующее:
1) соответствие уровню владения языком студентов;
2) наличие четких лингвистических целей (развитие определенной лексики или грамматики);
3) интегрированность в общую программу обучения;
4) завершение рефлексией и обсуждением допущенных ошибок;
5) учет профессиональных интересов студентов.
В качестве практических советов для преподавателей можно порекомендовать:
а) умеренное использование соревновательного элемента, фокусируясь на командном сотрудничестве;
б) ротацию типов игр для развития различных языковых навыков;
в) самостоятельное создание студентами и модифицирование игр;
г) адаптацию классических игры под образовательные цели;
д) внедрение профессионально-ориентированной лексики в игровые активности.
Хочу поделиться личным опытом и рассказать о лексической обучающей игре, которую придумала и назвала Relay in English (Эстафета на английском), которая подходит для любых специальностей. Студентам всех курсов она понравилась и показала свою эффективность.
Целями игры являются:
1) развитие способности находить англоязычные эквиваленты (слова, словосочетания) в сложном тексте профессиональной направленности исходя из заданных лексических единиц на русском языке;
2) развитие навыков чтения на английском языке;
3) развитие навыков перевода текстов профессиональной направленности с русского на английский язык;
4) развитие навыков лингвистической догадки в контексте знакомых лексических единиц на иностранном языке.
Задачами игры являются:
1) создание условий для активной учебной деятельности студентов, при которых они смогут использовать свои знания, умения и навыки;
2) осуществление контроля уровня знаний студентов средствами лексического практикума.3) развитие познавательного интереса к изучению дисциплины и закреплению ощущения достигнутого успеха.
Актуальность игры Relay in English заключается в том, что она содержит материалы профессиональной направленности, поэтому требуется информационно насыщенная профессиональной лексикой на английском языке (пример в п.10 информационных источников).
Деятельность педагога заключается в создании презентации, выступлении в качестве ведущего игры, фиксирующего ответы и баллы, полученные студентами, уточнении особенности чтения английских слов. Необходим компьютер с экраном и проектором, либо интерактивная панель.
Ход игры:
1. На экране один за другим показываются слайды презентации. При работе со слайдом студенты по очереди читают на английском языке по предложению. Если встречаются ошибки в чтении, преподаватель указывает, напоминает правила или особенности исключений в чтении, делает пометки на доске, если требуется. Но слова не переводятся на русский язык.
Пример слайда:
2. Далее преподаватель чертит таблицу с именами участников игры. Игра может быть как индивидуальной, так и командной (2-4 команды).
Пример таблицы при индивидуальной игре (имена студентов):
Olya | Slava | Lena | Kirill | Ilya | Dasha | Zeinab | Alexey | Sasha |
| | | | | | | | |
Пример таблицы при командной игре (обозначены команды):
Team 1 | Team 2 | Team 3 |
| | |
Команды могут придумать себе названия на английском языке.
3. Преподаватель называет слово или словосочетание, которое содержится на слайде, предложения из которого были прочитаны. Например, если мы рассматриваем представленный слайд, то можно назвать следующие лексические единицы и фразы:
потребление моркови (consumption of carrots)
улучшила (improved)
была способна (was able)
зрение пилотов (pilot’s vision)
определенно увеличилось (definitely increased)
определять (to spot)
сбивать их (shoot them down)
впоследствии (subsequently)
пропагандистская кампания (propaganda campaign)
придумали (came up with)
заявляя (claiming)
не хотели, чтобы кто-то знал (did not want anyone to know)
издалека (from afar)
Некоторым студентам для выполнения такой задачи требуется больше времени, поэтому, чтобы всё было, по справедливости, устанавливается очередность. Сначала первый студент осуществляет поиск и даёт ответ (вся остальная учебная группа сохраняет молчание) – для этого отводится 30 секунд. После 30 секунд преподаватель хлопает в ладоши, что означает завершение поиска ответа. Теперь любой из студентов может как можно быстрее произнести ответ. Далее второй студент отвечает, у него также есть для ответа 30 секунд, затем третий и так далее.
4. За каждый правильный ответ студент получает балл, и в таблицу выставляется «плюс».
В итоге таблица приобретает подобный вид:
Olya | Slava | Lena | Kirill | Ilya | Dasha | Zeinab | Alexey | Sasha |
+ | + | + | + | + | | + | + | + |
+ | | + | + | + | | + | + | |
+ | | + | | + | | | | |
+ | | + | | | | | | |
+ | | + | | | | | | |
Процесс индивидуальной игры:
Процесс командной игры:
Team 1 | Team 2 | Team 3 |
+++++ | ++++++ | +++++++++ |
5. В финале обучающей игры преподаватель подводит итоги – подсчитывает количество баллов. Можно установить критерии, например, поощрить студентов, набравших пять и более баллов – поставить им оценки «отлично», студентам с количеством баллов 3-4 – оценки «хорошо». Также и участникам команды, победившей в игре, можно поставить пятерки. Данные критерии оценки может определять и изменять непосредственно сам преподаватель, в зависимости от времени игры, уровня знаний, умений и навыков студентов. Однако, и сами студенты могут подключиться как к созданию новых правил игры или их дополнению, так и определению критериев оценки успешности участия.
Игра нравится студентам, практика показала ее эффективность.
В заключение хочется отметить, что игровые методы обучения английскому языку делают образовательный процесс более динамичным и результативным. Они особенно эффективны для студентов колледжа, помогая им преодолеть языковой барьер и развить необходимые коммуникативные навыки для будущей профессиональной деятельности. Игровые методы обучения английскому языку являются мощным инструментом в арсенале современного педагога. Они позволяют создать благоприятную атмосферу для усвоения языка, индивидуализировать процесс обучения и сделать его по-настоящему увлекательным. При грамотном применении и интеграции в учебную программу игры способствуют формированию не только языковых компетенций, но и развитию критического мышления, творческих способностей и социальных навыков учащихся.
Медведева Татьяна Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна