Игровые методы обучения в педагогической практике по английскому языку
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСОЙ ПРАКТИКЕ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК).
Я работаю учителем английского языка в Санкт-Петербурге. Обучаю детей 2-9 классов. Анализируя опыт своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что умело построенное обучение, воспитывает у школьников любовь к умственному труду, стимулирует поиск новых знаний. Большое значение в стимуляции познавательной деятельности младших школьников имеет положительная оценка, одобрение учителем и одноклассниками. Поэтому, моя задача – учесть эти особенности с пользой для ребенка и высоким обучающим эффектом на уроках английского языка. Однообразные виды деятельности на уроке: многократные повторения за учителем малоинтересны детям, они теряют интерес к предмету. Это заставило меня думать о таких формах урока, которые поддерживают устойчивый интерес к предмету, повышают мотивацию к учению. Такой эффект дает использование системы игровых моментов на уроках английского языка.
Игры на уроках иностранного языка в начальной школе помогают совместить приятное с полезным. Играя, дети имеют возможность подвигаться, размяться в течение учебного дня, отдохнуть от длительного сидения за партой. Закрепление лексики совместно с каким-то действием (поймать мяч, дотронуться до предмета, встать) идет значительно быстрее, чем при пассивной работе.
Анализ своей педагогической деятельности подсказал мне, что использование игровых моментов способствовало более эффективному усвоению языка, развивало коммуникативные способности детей, позволяло сформировать определенные навыки общения на английском языке, что позволяет повысить качество обучения и воспитания младших школьников.
Особым моментом в системе игр является ролевая игра. Исполняя ту или иную роль, ребенок усваивает общечеловеческие нормы поведения, главные жизненные ценности, то есть игра становится средством социализации школьника. В игре не страшно ошибиться, интересно соревноваться и побеждать; они создают атмосферу хорошего настроения на уроке. Во всех ролевых играх, начиная со второго класса, используются муляжи овощей или фруктов, яркие игрушки по теме.
Назови меня
Ход игры: учитель делит класс на две команды и предлагает обучающимся по очереди произносить звуки, которые изображены с помощью транскрипционных знаков на карточках. Участник, правильно «позвавший» карточку, получает её из рук учителя. Команда, собравшая наибольшее количество карточек, выигрывает.
Что это?
Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.
Три слова
Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.
Я первый.
Дети стоят между рядами. Учитель просит перевести слова. За каждый правильный ответ-шаг вперед. Кто первый, тот и победитель.
Рассказ-эстафета.
Передача предмета по кругу. Обучающиеся сидят полукругом, на доске висит картинка. Каждый из участников высказывается (Например: опиши человека, предмет), и передает мяч (игрушку, или палочку) своему соседу. Предложения не должны повторяться.
Времена года
Учитель предлагает кому-то из учеников задумать любое время года и описать его, не называя. Например: It is cold( Холодно). It is white (Все вокруг). I can ski and skate(Я могу кататься на лыжах). I can throw snowballs (Я могу играть в снежки).
Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? (Это весна?) Is it winter? ( Это зима?)
Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.
Меню
На доске висит большой плакат (меню). Задание: по образцу составить свое собственное меню. У кого выбор будет богаче, тот побеждает.
What is it…? / Что это…? Учитель назначает учитель, который задумывает слово, хорошо знакомое ученикам. Дети по очереди задают вопросы водящему:
Is it a pen? (Это ручка?)
Is it Аnn’s chair? (Это стул Анны?)
Is it Nick’s bag? (Это сумка Ника?)
Is it a doll? ( Это кукла?)
Тот, кто отгадал задуманное слово, занимает место водящего.
На полу между партами до доски разложены листы в форме следов, которые вырезаны из бумаги. Учащийся, шагая по ним, называет слова в зависимости от материала урока. Это могут быть числительные, алфавит, лексика по любой теме. Ученик, который ошибся или сделал долгую заминку, садится. Побеждает тот, кто дойдет быстрее всех до доски.
Используя кукол можно отрабатывать любые умения, вводить новую лексику. Учебная игра способствует выполнению важных методических задач:
создает психологическую готовность к речевому общению;
обеспечивает многократное повторение языкового материала;
обучает выбирать необходимый речевой вариант.
Для закрепления и тренировки пройденного материала можно использовать на уроках игру с мячом. Игра «Животные»: ведущий бросает мяч одному из учеников, стоящих в кругу и называет животное по-русски, ученик ловит мяч и называет животное по-английски.
При закреплении лексики по теме «Еда» можно играть в «Съедобное – несъедобное». Ведущий бросает мяч ученику и называет продукты и предметы, если это слово «съедобное», то ученик ловит мяч и говорит «Food» (еда), если предмет «несъедобный» – «Thing»,(вещь).
Игры можно использовать на различных этапах урока, в зависимости от материала , цели урока, подготовленности детей. Системный характер работы с начальной ступени обучения дает положительные результаты. У обучающихся сформированы следующие коммуникативные умения:
умение диалогического общения в рамках учебных ситуаций;
умение делать связные высказывания о себе, выражать свое отношение к прочитанному, увиденному, услышанному;
умение понимать и реагировать на высказывание собеседника;
умение понимать несложные стихи, рифмовки, тексты;
умение написать короткое письмо, открытку сверстнику.
Кроме навыков и умений у ученика формируется стойкий интерес к предмету, культуре, обычаям, традициям страны изучаемого языка. Формируется высокий уровень мотивации, осознанная потребность в овладении знаниями по предмету, создает благоприятный психологический климат на уроке, а главное – формирует коммуникативные способности учеников на уроках английского языка.
Применение игровых форм работы наиболее эффективно в начальных классах. Игровые формы являются доступным, наглядным, творческим и содержательным педагогическим приемом, способствующим как мотивации учащихся к изучению иностранного языка, так и созданию иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке, что способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса. Использование игр на уроке английского языка воспитывает в учащихся чувство сопричастности иной культуре, толерантность, чувство товарищества, помогает развивать память, мышление, воображение, коммуникативные навыки и умения обучающихся.
Разработка игровых методов обучения иностранным языкам в начальной школе является одним из приоритетных и наиболее актуальных направлений в современной педагогике, так как позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, развивать мышление, воображение, память и другие психологические функции учащихся, вовлеченные в процесс развития речи.