Игровые методы обучения на уроках биологии.

Игровые методы обучения на уроках биологии.
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни
глубже остаются в нем, чем следы
действительно жизни».
К.Д.Успенский
Игровая технология – это один из рабочих инструментов любого учителя, работающего с детьми в начальной и средней школе и не важно, какой предмет он преподает.
Дети очень активны и подвижны и часто возникает проблема с усидчивостью и длительным восприятием учебной информации.
Игровые технологии способствуют восприятию учебной информации в достаточно непринуждённой обстановке и при наличии духа соперничества. Ведь каждый участник игры хочет одержать победу… У обучающихся в таких ситуациях развивается критическое мышление, они стараются найти необходимые ответы и пути решения задач.
Одним из вариантов может быть игра «Верю – не верю», которая отлично подходит для закрепления нового материала или же в качестве повторения домашнего задания. Ниже приведен пример заданий для 5 класса на повторение темы «Царство Бактерии» (Фото1).
Фото 1. «Верю – не верю» для 5-х классов.
Можно организовать самопроверку игры «Верю – не верю» и выводить правильные ответы на экран, можно организовать самопроверку, что больше нравится учащимся. Они активно принимают участие в проверке, обсуждение верности ответов и выставление оценок по заданным критериям. В результате все вопросы которые обсуждаются при самопроверке лучше запоминаются детям и на следующий урок они выдают больший объем учебной информации.
На уроках биологии, а также занятиях внеурочной деятельности, мной часто используются игры, где обучающиеся разделены на команды. В такой форме взаимодействия развивается коммуникабельность, умение выслушивать мнение своих сокомандников и принимать решение.
Одной из разработанных игр стала игра – викторина «Загадки растений». Для данной игры необходима подготовка, ребята собираются в команды и придумывают название и эмблему для своей команды с тематикой растений. В ходе викторины участники набирают баллы, которые в дальнейшем суммируются (Приложение).
Задания к игре подобранны разные (Фото2), чтобы все учащиеся могли проявить себя. Цель данной игры – расширить кругозор обучающихся, познакомить с разными растениями нашей планеты.
Фото2. Примеры заданий игры – викторины «Загадки растений»
Учащиеся получают положительные эмоции от совместной работы, проявляют свои способности и развивают творческий потенциал. Ребята могут делиться своим опытом и знаниями в ходе игры, что способствует расширению их кругозора.
Фото 3. Рабочий процесс в ходе биологических игр.
В нашей гимназии функционирует внеурочная деятельность для старшеклассников «Экология и экологические задачи». Старшеклассники проявили инициативу разрабатывать мероприятия экологической направленности для обучающихся младшего возраста, таких как: дошкольники (воспитанники детских садов), начальная школа и среднее звено. Для дошкольников и начальной школы была разработана игра «Покорми птиц зимой» и «Многообразие птиц (Фото 4). Для учащихся 4 – х классов и среднего звена - игра «Сортируй мусор правильно» (Фото 5).
Фото 4. «Многообразие птиц» Фото 5. «Сортируй мусор правильно!»
Игра, как форма работы на уроке, требует большей подготовки к ней. Учитель занимается поиском подходящего материала, заданий, соответствующих возрастным особенностям детей и их способностям. Но она дает возможность ребенку приобрести новые знания играя, что всегда имеет выигрышный результат. Даже не самые активные дети включаются в игру, потому что это не обычный и повседневный вид работы, что вызывает интерес.
Приложение. Разработка игры-викторины «Загадки растений» для 5 – 6 классов (каждая команда заранее готовит название команды и эмблему)
Приветственное слово.
Каждая команда в ходе игры набирает баллы. Все баллы суммируются
Представление команды – Название + эмблема (3 минуты).
Загадки о растениях.
Будто снежный шар бела, по весне она цвела,
Нежный запах источала. А когда пора настала,
Разом сделалась она вся от ягоды черна. (ЧЕРЕМУХА)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми… (ГВОЗДИКАМИ)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (ПОДСНЕЖНИК)
Пушист, да не пух, И бел, да не снег,
На поле растёт Замечательный мех. (ХЛОПОК)
Беленькие горошки на зеленой ножке.(ЛАНДЫШ)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.(БЕРЕЗА)
Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок (ЖЕЛУДЬ)
Я — хозяйка огорода:
Круглая, большая.
Буду приносить я вам
Рекорды урожая. (ТЫКВА)
На верхушке стебелька солнышко и облака (РОМАШКА)
Перевертыши - нужно за 1 минуту написать слова из слов-перевертышей. За 1 сданную работу +1балл
Перевертыши:
1. СЕНЫЕГОМЕНЛОС (голосеменные)
2. ТОРПАПОНИК (папоротник)
3. ЛИСОРДОВА (водоросли)
4. ХМО (мох)
5. ЕТЫРОКОПМЕСНЕНЫ (покрытосеменные)
Ответьте на вопросы. (пишутся ответы на листах)
Узнайте растение - эндемик пустыни Намиб (Вельвичия)-3б
Узнайте растение –(Рафлезия)-3б
В производстве мармелада используют вещество, которое получают из красных водорослей. (Агар-агар) -5б
Почему папоротники живут только там, где достаточно влаги? (Половое размножение происходит только в присутствии воды) – 5б
Почему выражение кедровые орешки ошибочно? (Кедровыми орешками называют семена сосны сибирской, у нее нет плода – орех, т.к. нет цветка; настоящие кедры растут в Эфиопии и в Гималаях)-10б
Почему водоросли глубоководья красные, а водоросли мелководья – зеленые? (Водоросли мелководья для фотосинтеза используют красный спектр света, поэтому их пигмент зеленый; больших глубин достигает свет зеленого спектра, поэтому водорослям необходим пигмент красного цвета). -10б
Как в старину использовали мох? (Утеплитель в домах, сфагнум накладывали на раны, добавляли в хлеб для “сытности”) -15б
Кроссворд «Цветы»
«Крокодил с растениями» (ассоциации)
ОДУВАНЧИК
РОМАШКА
ЛИСТОПАД
АРБУЗ
ПОДСОЛНЕЧНИК
ОГУРЕЦ
КАПУСТА
ЛУК
РОЗА
ДУБ
РЕПЕЙНИК
КРАПИВА
ОПЫЛЕНИЕ
ЦВЕТЕНИЕ
РОСЯНКА
ЕЛЬ
СЕМЕНА
ВОДОРОСЛИ
СОЦВЕТИЕ
КАКАО БОБЫ
БАНАН
ЗЛАКИ
ШИШКА
Творческое задание – придумать растение, которое не существует сейчас. Оно должно быть необычным, может включать в себя признаки уже существующих видов нарисовать его и дать ему название.