Статья на тему «Игровая методика на уроках технологии»
Игровая методика на уроках технологии
Перед школой 21 века стоит цель по подготовке выпускника, который способен адаптироваться в условиях постоянно меняющейся социально-экономической действительности, творчески подходить к решению поставленных перед ним целей и задач. Таким образом, требования к организации образовательного процесса с каждым годом становятся все выше, а перед школой все также стоит главная задача - решить проблемы сохранности здоровья учащихся, как физического, так и психологического.
Данная задача может быть решена при условии, что учителя владеют разнообразными методами и приемами работы с учащимися. Разработка урока происходит с учетом пожелания учащихся и даже в кооперации с ними, что представляет собой высшую степень педагогического мастерства.
Педагогика и методика обучения предлагают невероятное разнообразие учебной деятельности учащихся. Как раз одной из них и является игровая методика.
Актуальность применения игровой методики на уроках технологии обусловлена тем, что она помогает заинтересовать учащихся в изучении предмета, проявить разносторонние качества и способности учащихся.
Наличие позитивного отношения учащихся по отношения к предмету и к учителю - одно из главных условий сохранения здоровья учащихся. В момент вовлечения учащегося в игровой процесс активизируется поисковая деятельность, которая способствует развитию личности человека, его адаптации в изменчивых условиях страны. Также игровой процесс способствует достижению цели учебного процесса - развитие личности учащихся, при этом уровень утомляемости снижается.
Благодаря тому, что игровые методики являются личностно-ориентированными, можно с полной уверенностью заявить, что данные методики являются здоровьесберегающими. Данное утверждение можно обосновать также тем, что в процессе использования игровых методик у учителя есть возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся. В процессе игры создаются такие условия для учащихся, которые способствуют развитию личности ребенка и стимулируют самоутверждение и самореализацию.
Использование различных игровых методик способствует активизации деятельности учащихся, развитию познавательной деятельности, наблюдательности, внимания, памяти и что самое важное, поддерживает и развивает интерес ребенка к предмету. Также в процессе игровой деятельности происходит развитие творческого мышления, снижается утомляемость у детей ввиду того, что игра привносит занимательный элемент в структуру урока.
Игра является непродуктивным видом деятельности, так как ее мотив заключается не в результате, а непосредственно в самом процессе. Соответственно, главная задача игровой деятельности заключается в том, что данная деятельность способствует развитию личности и сохранении здоровья учащихся.
Прежде чем начать использование игровых методик во время урока, необходимо знать их классификации. В своем труде Коджаспирова Г.М. и Коджоспиров А.Ю. предлагают следующие классификации игр:
Игра предметная - детская игра с окружающими предметами, в которые ребенок учится использовать их по прямому назначению;
Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли в специально создаваемых ими сюжетных условиях;
Игра символическая - игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме;
Игра сюжет - игра, в которой ребенок воспроизводит сюжет из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.д.;
Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые) расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.
В современной системе образования игра привлекает интерес методистов и педагогов потому, что в процессе игры происходит активизация потенциала учащихся, повышение уровня их мотивации к учебе и изучению предмета. Игровые методики позволяют учащимся стать активными субъектами учебного процесса. В процессе игры тот или иной учебный материал может быть представлен в наглядно-предметной форме, что несомненно способствует лучшему пониманию и усвоению материала на уроке.
В процессе игровой деятельности взаимоотношения учитель- ученик переходят в совершенно иные рамки. Они переходят в рамки творческого взаимоотношения, в процессе которого учитель становится наблюдателем, который следит и направляет учащихся для получения ими необходимой для них информации.
Игровая технология - это способ деятельности, направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристика игровой деятельности включает в себя определенные роли, структуры и задачи.
При учете специфики предмета выделяется несколько типов игровых методик на уроке:
Игры - заигрывания - они не затрагивают формирование знаний, умений и навыков напрямую. Учащиеся воспринимают эти игры как развлечение, а педагог при наблюдении формирует выводы. Трудовое обучение данный тип игры затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики;
Игры моделирующие технологию изготовления того или иного изделия. Игры этого типа делятся на две группы:
Ознакомительные игры, дающие теоретические знания по материаловедению, машиноведению, охране труда, эргономике и т.д.;
Пробные тренинговые игры-направлены на практическое применение знаний и умений, а именно составление технологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия и демонстрацию навыков рабочих приемов.
3) Игры разминки - для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету. Разминка служит хорошим индикатором усвоения учащимися учебного материала, поэтому их целесообразно применять для повторения и закрепления;
4) Профориентированные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана и жизненных перспектив.
Данный тип включает в себя ценностно - ориентированные игры, которые отражают ту нравственную позицию учащихся, на фоне которой происходит выбор будущей профессии. Построить правильную модель игры сложно, так как в нее входят такие понятия как - счастье, смысл жизни, самореализация личности и т.д.
Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде
Каждая игра включает в себя 4 основных этапа:
Подготовительный: может включать изучение программного материала, подготовку сценария игры и необходимого оборудования;
Процессуальный: ход игры;
Этап группового обсуждения: анализ игры и вывод;
Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игрового процесса.
Основные требования к ведущему учебно-деловой игры
От ведущего игры требуется свободная ориентация в материале по данному предмету;
Необходимо наличие профессионального такта: ведущий должен стремиться к ограничению своего вмешательства в игру и к максимальной самостоятельной деятельности учащихся. Он должен использовать любую возможность для поддержки участников игры не столько словами, сколько жестами и взглядом;
Важно умение поддерживать дисциплину, а именно контролировать ход игры;
Нужна смелость и решительность;
Ведущий должен выбирать индивидуальный стиль ведения игры, который включает в себя творческое осмысление чужого опыта и поиск собственных резервов.
Не желательны следующие пункты в ходе игры:
Потеря контроля - эта та ситуация, когда ведущий игры идет на поводу у участников;
Слишком строгая дисциплина мешает самораскрытию школьников и препятствует полноценному развитию игры.
Приемы, которые способствуют поддержанию дисциплины в игровом процессе
Необходимо вести игру динамично, не давая участникам отвлекаться;
Подключение к игре с помощью вопросов, ролей, заданий для тех, кто слишком пассивен и наоборот проявляет не игровую активность;
По отношению к нарушителям дисциплины нужно использовать не вербальные средства. Ведущий не должен разбирать поведение нарушителя во время игры;
Не стоит путать нарушение дисциплины с отсутствием интереса у учащихся. Если попытки активизировать учащихся не будут удачными, то лучше всего оставить учащихся в покое, так как насильственный игровой процесс может навредить состоянию учащихся;
В случае чрезмерной активности, ведущий должен напомнить об ограничении времени, о других условиях конкретной игры, может ввести новые условия во время игры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных задаений. - М.: Изд. Центр “Академия”, 200
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр “Педагогичский поиск”, 2002
Морева Н.А. Современная технология учебного зантия: - М.: Просвещение, 2007
Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003
Чернявская А,П, Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр “Педагогичсекий поиск”, 2001
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999