Статья по теме « Игровые технологии на урока биологии»

Игровые методы обучения становятся все более популярными в современных образовательных учреждениях. Они отражают тенденцию к внедрению активных форм и методов преподавания, которые способствуют более глубокому усвоению материала и развивают у учеников ключевые навыки. Данная методика актуальна как для младших, так и для старших школьников, позволяя пробудить более активный интерес е предмету.

На уроках биологии применение игровой формы обучения возможна на различных этапах урока.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. С. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом.

Игра настолько уникальное и многофункциональное явление, границы которого настолько обширны и прозрачны, что ей невозможно дать четкое определение. Наука располагает такими объяснениями значения игры, что они кажутся неточными и неполными, а иногда и просто неверными. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзингай так смотрит на эту проблему: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные токования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий. Отсюда следует, что все эти объяснения верны лишь отчасти. Если хоть одно из них было исчерпывающим, оно исключало бы все остальные либо, как высшее единство охватывало их и вбирала в себя»[4].

Игра является способом передачи опыта старших поколений младшим применялась с древнейших времен. Долгое время игровой технологии не уделялось должное внимание, но с каждым все чаще в своей практике учителя стали использовать данную технологию

Когда же можно использовать игровую технологию на уроках биологии.

с целью определения целей урока;

на этапе актуализации знаний;

при изучении нового материала;

для закрепления пройденного материала;

при проведении рефлексии.

Различие педагогической игры от игр в целом – это присутствие отчетливой цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые впоследствии могут быть аргументированы и характеризуются учебно-познавательной тенденцией.

Все игры можно разделить на подгруппы:

t1743138380aa.jpg

Рис.1

Преимущества игровых методов на уроках биологии.



1. Мотивация: Игровые элементы увлекают учащихся, повышая их интерес к учебе. Участие в игре создает эмоциональную связь с учебным процессом.

2. Развитие социальных навыков: Игры часто требуют взаимодействия между участниками, что способствует развитию коммуникативных и социальных навыков.

3. Креативность и критическое мышление: Игровые сценарии часто ставят перед учащимися задачи, требующие креативного подхода и аналитического мышления.

4. Узнаваемость информации: За счет применения игровых методов информация усваивается легче и быстрее. Учащиеся запоминают материал, так как он становится частью игры.

В данной статье хотелось бы представить игры, которые можно использовать на уроках биологии.

«Крокодил» эта игра может быть использована как на этапе актуализации знаний, так и при закреплении материала. В этой игре принимают участие все учащиеся из класса, ученик вызывается к доске, над ним поднимается карточка с термином, его задача угадать что за термин, а задача одноклассников объяснить и помочь ответить какое слово или словосочетание на карточке.

«Биологическое Мемо» в эту игру можно играть на этапе закрепления материала. Колода делится пополам таким образом, чтобы все карточки в каждой стопке были разными. Одна половина карт — так называемый «домик» — кладётся отдельно. Рядом картинками вниз выкладывается «земля» — 5 рядов по 5 карточек. Первый игрок переворачивает сначала одну карту из домика, а затем одну из земли. Если ему удалось найти пару, то он забирает её себе и продолжает игру, переворачивая следующую карту из домика. Если картинка на земле оказалась другой, она переворачивается обратно, и ход переходит к следующему участнику. Игра заканчивается, когда весь «домик» будет разобран.

Игра: "Экосистема в загадках"

1. Разделите класс на команды по 4-5 человек.

2. Каждой команде выдайте набор карточек с загадками.

3. Каждая карточка содержит описание какого-то элемента экосистемы (например, "Я живу в лесу, у меня длинные ушки и я едам морковку. Кто я?").

4. Команды по очереди тянут карточки и зачитывают загадку своим соперникам.

5. Команда, которая угадывает правильно, получает баллы и право задать свои загадки.

6. В конце игры подсчитайте баллы. Команда с наибольшим количеством баллов объявляется победителем и получает приз (например, наклейки с изображениями экосистем).

Дополнительные задания:

- После игры, обсудите, какие экосистемы были упомянуты и какие важные факты о каждом элементе были интересными или новыми.

Дидактические игры на уроках биологии помогают развить интерес к учебному предмету, а также умение работать в команде, сформировать навыки самостоятельности.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: «Смысл», «Эксмо», 2006.

2. Глебов И.И. Упражнения по привитию вычислительных навыков. – М.: Просвещение, 1959.

3. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. – М., 1978.

4. Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа – 1999 - №7.

5. Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики// Математика в школе. – 1965.

6. Ермолаева М.Г. игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.