12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43785
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Игровые технологии на уроках русского языка:

проблемы, подходы, решения

 

Легоцкая В.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

 

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы использования игровых технологий в практике преподавания русского языка.

Ключевые слова: лингвистическая игра, дидактическая игра, мотивация, познавательная активность, мыслительная деятельность, творческое воображение, кругозор, логика, внимание.

 

       Всем педагогам, конечно, известна мысль великого русского педагога В.А.Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Учителя, умело использующие эту мудрость, добавят к сказанному, что игра - это отличное средство активизации мыслительной деятельности и пробуждения интереса детей к предмету, прекрасный способ снятия напряжения, связанного с формальностью образовательного процесса и формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы, а также воспитания личности школьника, его нравственных качеств.

       Умело организованная игра позволяет эмоционально настроить учащихся на изучение самого сложного материала, пробудить воображение, формирует умение работать в группе, обогащает словарь, развивает навыки контроля и самооценки, общей языковой компетентности учащихся. Одним словом, игра – чудодейственное средство в руках учителя.

        В статье в качестве иллюстраций приводятся авторские фото учащихся, запечатленных во время игры. Не все фото высокого качества, но на всех явно прослеживается заинтересованность и вовлеченность детей в процесс изучения. Достичь этого всякий раз удавалось благодаря использованию языковых (или лингвистических) игр. Кстати, в методике одинаково употребляются оба термина.

t1658263676aa.jpg

        Элементы игры учитель привносит в урок уже тогда, когда говорит «Представьте себе, что…». Так, например, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Однозначные и многозначные слова» учитель предлагает ребятам представить, что они находятся в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? Какого цвета листья на деревьях? Что имел в виду И.А Бунин, когда написал, что «лес, точно терем расписной»? А какими звуками полон осенний лес? В ответах учитель просит детей использовать слова в переносном значении. Отвечая, дети погружаются в воображаемый мир осеннего леса, используют в речи слова, которые обычно не используют в устной разговорной речи, слушают ответы сверстников, обогащая таким образом и свой эмоциональный мир, и свой словарный запас, и развивая свою фантазию и изобретательность в использовании средств языка. А еще, конечно, развивают способность контролировать и критически оценивать свою творческую работу. Так что игра «Представьте себе, что..», простая и эффективная, создающая ситуацию успеха для любого ребенка, может положить хорошее начало в работе молодого учителя, поможет расположить детей к предмету, учителю, активной работе на уроке русского языка.

t1658263676ab.jpg

       Существует множество классификаций игр. В нашей статье речь пойдет прежде всего о лингвистических играх, которые наиболее эффективны на уроках изучения русского языка, дидактических (не ролевых!), именно такие игры автор использует в практике своей работы.

        В методике накоплен большой опыт изучения языковые дидактических игр: О.Беляев, Р. Воронин, Т. Гермашева, А.Гуревич, Т.Дмитриева, Т.Дрозд, С.Ермоленко, Т.Жулий, М.Пентилюк, Л. Петрановская, А.Стриха, М. Филинченко - далеко не полный перечень русских методистов, посвятивших свои труды изучению сути и роли лингвистических игр. Автор статьи, тщательно изучив опыт коллег, активно внедряет в практику преподавания русского языка самые разные игры.

        «Кто больше»? или «Кто быстрее»? Популярная игра, известная школьникам с детского сада. Ее уникальность в том, что учитель может наполнить ее любым содержанием, «оживить» любой этап урока, избавиться от рутины, даже спросив учащихся, кто быстрее решит упражнение на этапе первичного закрепления материала. Автор может ставить перед своими воспитанниками любые лингвистические задачи:

-кто больше приведет синонимов к слову красный?

-Кто больше придумает фразеологизмов со словом зубы?

-Кто больше за 1 минуту запишет проверочных слов к слову травяной?

-Кто за 1 минуту больше придумает слов, для которых может быть проверочным слово лес?

Ребята работают индивидуально или в команде, лучше у доски, чтобы можно было подвигаться. Учащиеся любят эту игру, с удовольствием в ней участвуют.

t1658263676ac.jpg

        Игра «Собери букет». Учитель предлагает ребятам собрать букет. Из конверта на стол высыпаются «цветы», которые нужно расставить по вазам (Разложить по коробочкам). Это могут быть цветы со словами-синонимами, с фразеологизмами, с прилагательными, разными по значению, глаголами разного вида или спряжения и т.д. Приведем примеры фрагмента урока «Разряды прилагательных по значению» в 6 классе (см. приложение 1). Одновременно играют не более трех человек (на 24 подготовленных карточки), но если карточек приготовить больше, количество участников можно увеличить.

Приложение 1.
PPTX / 842.05 Кб

       Короткие лингвистические игры эффективны на всех этапах урока. Так, например, «Назови одним словом» в 7 классе на этапе обобщения изученного материала по теме «Морфология» можно предложить такую игру. Желающие играть делятся на две команды (не более 5 человек в каждой). После прослушанного вопроса обсуждают ответ и дают его по мере готовности, но не более чем через 30 сек. Команда, ответившая первой, получает балл. Если через 30 сек. не было верного ответа, учитель дает верный ответ и продолжает игру.

Назови одним словом:

-Часть речи, обозначающая признак предмета по действию.

-Грамматическая категория глагола, выражающая его модальность (действительность, желательность, долженствование).

-Суффикс, указывающий на принадлежность людям или животным.

-Существительные семя, вымя, племя, имя, знамя, стремя, племя…

-Изменение глагола по лицам и числам.

-Видевший, сидевший, растаявший, успевший –это…

-От глагола видеть можно образовать деепричастие…

-Назовите, какой частью речи является слово ВОЗМОЖНО в предложении Такое решение ВОЗМОЖНО.

-Какого рода слово КАШНЕ?

Наречие ТОГДА по значению…

Союз КАК БУДТО по значинию….

       Игра может содержать от 10 вопросов, но не более 20. Группа, победившая в игре, получает медали из бумаги:) «Лучшему знатоку морфологии». Кстати, изготовлением медалей могут заняться ребята, готовясь к уроку.

       Такой короткой, но занимательной лингвистической игрой является решение и самостоятельное составление учащимися всевозможных игр со словом -анаграмм. Свои анаграммы автор уже публиковала на сайте Урок.РФ 


Анаграммы
PPT / 13.89 Мб

 

t1658263676ad.jpg

        Еще одна интересная лингвистическая игра, позволяющая детям не только активизировать мыслительную деятельность, по и подвигаться, - «Шеренга». Суть проста: дети выходят к доске (желательно не более 10 человек), строятся в шеренгу и отвечают на вопросы ведущего (учителя). Если учащийся дает верный ответ, то он становится в конец шеренги, получая возможность сыграть еще раз. Если неверный -выбывает из игры. Выиграл тот, кто остался последним в шеренге.

1. К какой части речи относится слово какой в словосочетании какой пейзаж? (Местоимение)

2. Поставьте в родительный падеж множественного числа слово шорты. (Шорт)

3. Назовите антоним к слову ледяной в словосочетании ледяной взгляд. (Горячий, теплый, пламенный)

4. Замените русским словом слово дуэль. (Поединок)

5. Образуйте простую превосходную степень от прилагательного мудрый (Мудрейший)

6.Назовите подлежащее в предложении Два облака плывут по небу. (Два облака)

7. Подберите прилагательное к слову шимпанзе (Любое в мужском роде)

8. Назовите корень в слове объявление. (-Явл-)

9. Замените русским словом антракт. (Перерыв)

10. Замените современным синонимом устаревшее слово брадобрей. (Парикмахер) и т.д.

t1658263676ae.jpg

 

        Увлекает школьников и другая интеллектуальная игра- «Лингвистические веселые старты». Дети строятся в две колонны, получают карточки-задания, каждый вписывает один ответ в клеточку и передает бланк ответов другому. Команда, первой, заполнившая бланк ответов, считается победителем. Учитель после проверки может пересмотреть результаты, если бланки заполнены с ошибками. За каждую ошибку, как правило, отнимается 1 балл. Приведем пример «Лингвистических веселых стартов» на команду из 6 человек для учащихся 7 класса.

 

Образуй повелительное наклонение от глаголов

 

Бежать

 

Трогать

 

Лечь

 

Ехать

 

Махать

 

Ездить

 

 

Образуй будущее время от глаголов

Победить

 

Пропылесосить

 

Задуматься

 

Научиться

 

Нарисовать

 

Ощутить

 

 

Образуйте деепричастия от следующих глаголов

Умываться

 

Думать

 

Умывать

 

Умыться

 

Задумать

 

Умыть

 

 

             Не менее познавательной и развивающей является и лингвистическая игра «Интеллектуальный покер». Это игра похожа на викторину, в нее можно играть и одному, и в команде. Первый вопрос задается всем участникам. Право ответа получает тот игрок (или команда), который раньше поднимает руку. При правильном ответе, игрок получает одно очко. Если игрок желает играть дальше, то следующий вопрос задаётся только ему. При правильном ответе он получает второе очко, а при неправильном теряет все ранее набранные. В любой момент можно отказаться, и тогда следующий вопрос будет опять задаваться всем участникам, а для данного игрока набранная сумма становится «несгораемой». Когда все вопросы будут зачтены, подводятся итоги. Приведем пример фрагмента такой игры на уроке обобщения темы «Правописание причастий» в 7 классе.

-Какое правило спряталось в словах кованый, жеваный, клеваный?

-Продолжите ряд хотя бы одним словом: желанный, жеманный, медленный, священный…

-Назовите суффикс причастия прошедшего времени от глагола посеять.

-Сколько Н следует писать в причастии в словосочетании НИКЕМ НЕ ПРОДУМАНА? И т.д.

        Не следует думать, что игры интересны только учащимся младшего и среднего возраста. Старшеклассникам они интересы не менее, ведь ребята в 15-17 лет стремятся не только найти истину, но и пытаются самоутвердиться, испытывают потребность в диалоге. Для старшеклассников наиболее актуальны кроссворды, сканворды, шарады, ребусы и т.д.

t1658263676af.png

(Деепричастие)

t1658263676ag.png

(Обособление)

t1658263676ah.png

(Публицистика)

t1658263676ai.png

(Синтаксис)

         Не менее интересны для старшеклассников и интеллектуальные лингвистические игры, особенно командные, такие, как «Брейн-ринг», «ЧГК», «Своя игра» и т.д. Приведем пример. «Брейн с секретом». Эта командная лингвистическая игра построена на материале русской лирики, а значит, поможет проверить и углубить знания старшеклассников и по литературе (см. приложение 2).


Приложение 2
PPTX / 3.65 Мб

1. Известный поэт прошлого века написал:

Смутно-дышащими листьями

Черный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В темном небе круг чертит.

Мир стихов этого поэта достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице этот поэт чувствовал себя наиболее уютно и комфортно. Назовите его фамилию. (Мандельштам)

2. В.Блаженный написал:

Это я, томимый неким зовом,

Это я, святой, ―

Засеваю землю новым словом,

Новой правотой.

Подберите синоним к слову святой греческого происхождения. (Ангел)

3. Н.Заболоцкий написал:

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Назовите фамилию героини, о которой Н.Заболоцкий сказал эти слова. (Струйская)

4. А.Блок написал:

В легком сердце — страсть и беспечность,

Словно с моря мне подан знак.

Над бездонным провалом в вечность,

Задыхаясь, летит ….

Скажите, кто летит в вечность, если известно, что это лошадь, способная к бегу быстрой, устойчивой рысью? (Рысак)

5. В.В.Набоков написал:

Мы беззаботно сердцем юны…

(Пусть муза хмурится моя! )

На хрупкой …. бытия

перебираем те же струны

Укажите, название какого инструмента пропущено в третьей строке, если известно, что это щипковый, струнный музыкальный инструмент. (Арфа)

6. А.А.Фет написал:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Подберите синоним к слову сонмы, состоящий из пяти букв. (Толпа)

7. Сергей Есенин написал:

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Подберите синоним к слову багряный, если известно, что искомое слово имеет непосредственное отношение к жидкой подвижной соединительной ткани внутренней среды организма. (Кровавый)

8. Владимир Маяковский сказал: «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок». Скажите, с какой частью женского тела ассоциируется у Маяковского улица? (Нога)

Бланк вопросов и ответы (см. в приложении 2).

        В процессе подготовки к игре очень важно распределить роли, чтобы игра не превратилась в обычное упражнение (капитан, генератор идей и т.д.) В воображаемой ситуации дети чувствуют себя уверенней, так как могут моделировать события, совместная творческая работа мотивирует их.

t1658263676aj.jpg

 

        Аналог популярной телевизионной игры «Где логика» также заинтересует старшеклассников, поможет развить и воображение, и логику, и быстроту реакции. Пример такой игры см. приложение 3. 

Приложение 3
PPTX / 1.21 Мб

/data/files/r1658263865.pptx (Приложение 3)На этом примере видно, что лингвистической игре содержатся такие элементы деятельности, как мотив, игровая задача, учебное решение задачи. Решая учебную задачу, дети приобретают новые знания, в ходе игре происходит формирование у детей многих сложных логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. «Где логика» позволяет учащимся сопоставить несопоставимое, сформулировать самостоятельно и тут же решить нестандартную задачу, в случае успеха продемонстрировать знания сразу во многих областях знаний, ведь все они так или иначе связаны с языком.

t1658263676ak.jpg

       Прекрасно развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией и набирающий в последнее время популярность кроссенс. На уроке русского языка он способствует формированию логического мышления детей, развитию творческих способностей, воспитанию самостоятельности, инициативности. Работа с кроссенсом основана на деятельностном подходе, а потому успешно формирует навыки сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

(См. приложение 4,5,6).

Приложение 4
DOCX / 704.37 Кб

Приложение 5
DOCX / 1.03 Мб

Приложение 6
DOCX / 909.52 Кб

       Задача, стоящая перед детьми, – объяснить кроссенс, составив рассказ по изображениям. Предварительно следует установить взаимосвязь между этими изображениями. Именно потому, что кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами, эта лингвистическая игра позволяет эффективно организовать работу с текстом на уроке русского языка. А еще кроссенс-прекрасная возможность организовать творческое домашнее задание. Достаточно предложить детям составить его самостоятельно.

t1658263676al.jpg

        Большой интерес вызывает у старшеклассников аналог телевизионной передачи «Что? Где? Когда?» игра ЧГК. По условиям ребята тоже рассаживаются за столом по шесть человек, слушают вопрос ведущего, обсуждают его в течение 1 минуты, записывают ответ и сдают жюри. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов в ходе игры, которая может состоять из двух-трех раундов по 12 вопросов каждый. Обязательное условие в нашем случае -все вопросы на лингвистическую тему. Приведем пример.

Вопрос 1. Подберите русский эквивалент к следующей пословице из польского языка: Борода не делает философа. (польск. яз.)

Ответ. Борода выросла, а ума не вынесла.

2. Известно, что ОНИ его не ждут. Про него известно также, что он не военнослужащий в ровном обширном пространстве. А они очень известные маленькие герои семейства жвачных полурогих. Кого мы назвали в нашей задаче ОНИ. (Семеро)

3. О ничего не понимающем человеке говорят, что он смотрит в переплетеные вместе листы с каким-нибудь текстом, а видит сложенную в кулак руку с большим пальцем, просунутым между указательным и средним. Что же видит ничего не понимающий человек? (Фигу).

4. Название этой игры происходит от греческих слов monos, что обозначает «единственный», и poléo, что означает «продаю». Между греческими словами poléo и polis («город») также несомненная связь, ведь города развивались за счет того, что люди на их рынках продавали и покупали самые различные товары. О какой игре речь? («Монополия»)

5. Слово шаромыжник мы воспринимаем как исконно русское, а ведь оно было заимствовано из французского русскими крестьянами в 1812 году. Это обращение cher ami [шер ами́] — «дорогой друг» русские крестьяне слышали от наполеоновских солдат. О чем те просили наших крестьян? (Наполеоновские солдаты, замерзающие и голодные, клянчили еду зимой 1812 года).

6. Сейчас каждому пятикласснику известны корневые чередования: друГ-друЖок, руКа-руЧка, греХ-греШник. Как называется фонетический процесс, в результате которого появились в языке эти чередования?

(Смягчение или палатализация заднеязычных).

7. В романе А.Иличевского «Перс» есть такая фраза: «Серия снимков, разнесенных по широкому углу восходящего потока, дает мне потом возможность под лупой сосчитать джейранов, населяющих окоем, чей радиус я вычисляю, исходя из угла наклона и длины привязи». Джейраны (это антилопы рода газелей) населяли окоем, радиус которого вычисляет рассказчик. Каковы размеры этого окоема?

(Окоем - пространство, которое можно окинуть взглядом; горизонт. Образовано от существительного «око» и древнерусского глагола «имати» - брать; буквально: взятое оком, охваченное взглядом).

8. Это слово, образованное бессуффиксным способом поэтом Игорем Северяниным, первоначально обозначало некое скопление людей, обезличенное, подлое и бесталанное, и произносилось с ударением на последнем слоге. Со временем ударение переместилось на первый слог, слово изменило своё значение, и сейчас им называют человека, не обладающего творческим потенциалом, но претендующего на роль творца.

(Бездарь)

9. Он бывает моим и вашим, его можно поменять и получить, его можно держать в памяти, им можно обменяться. В русский язык это слово пришло из польского в 18 веке. (Адрес)

t1658263676am.jpg

       Особый интерес вызывает ЧГК, представленная при помощи презентации, ведь ребята лучше усваивают информацию, подаваемую в зрительных образах. Пример приведен в приложении 7- «Лингвистическая ЧГК».

Приложение 7
PPTX / 3.55 Мб

       Говоря о перспективах лингвистических игр, хочется сказать, что обращение к ним приведет учителя и его учеников к успеху: сделает изучение русского языка увлекательным, поспособствует активизации знаний ребят, развитию чувства языка и умения внимательно всматриваться в языковые явления.

       Играйте в лингвистические игры на своих уроках, уважаемые коллеги, и наслаждайтесь возможностью хоть на минуточку почувствовать себя детьми!

 

 

 

Статья авторская, источники не использовались

 

Источники ребусов:

Генератор ребусов. http://kvestodel.ru/generator-rebusov

«Брейн с секретом»:

Пиши хорошие стихи. [Электронный ресурс]. URL: http://pishi-stihi.ru/

Игра авторская, с указанного сайта взяты тексты стихов

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (27)

сменить сортировку
Суслопарова Людмила Юрьевна, 20.07.22 в 08:03 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна, за публикацию! Очень ярко, интересно и полезно! Конечно, беру в копилку!
Легоцкая Вера Сергеевна, 20.07.22 в 09:20 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Людмила Юрьевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 20.07.22 в 09:49 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за представленный опыт! В копилочку!!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 20.07.22 в 10:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание! Рада, быть полезной.
Горбачёва Марина Юрьевна, 20.07.22 в 10:19 1Ответить Пожаловаться
Победы в конкурсе,Вера Сергеевна! Обожаю игровые технологии!
Легоцкая Вера Сергеевна, 20.07.22 в 11:02 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 20.07.22 в 15:45 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое Вам, Вера Сергеевна! Очень увлекательно! И мы будем использовать в своей работе Ваш опыт)
Легоцкая Вера Сергеевна, 20.07.22 в 18:30 2Ответить Пожаловаться
Буду очень рада, Юлия Васильевна! Спасибо Вам за Ваше доброе внимание!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 25.07.22 в 18:48 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна! Поздравляю Вас с победой в конкурсе!

Легоцкая Вера Сергеевна, 25.07.22 в 19:22 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Людмила Юрьевна!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.