12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Конюхова57

Игровое дидактическое пособие «Автобус» для развития фонематических процессов у старших дошкольников.

Автор: Конюхова Ольга Викторовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» комбинированного вида, учитель-логопед.

Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза) – одна из ведущих задач коррекционной работы с детьми, имеющими различные речевые недостатки.

Фонематическое восприятие является базой для правильного звукопроизношения. Недостаточный уровень развития фонематического восприятия существенно затрудняет процесс овладения звуковым анализом и синтезом, что в свою очередь мешает усвоению письменной речи. При нормальном речевом развитии фонематическое восприятие формируется без специального обучения. Однако у детей с речевыми недостатками наблюдаются стойкие затруднения в формировании фонематического восприятия.

Звуковой анализ и синтез – процессы, позволяющие осознать звуковой состав слова. Их недостаточность обусловливает трудности при обучении чтению и письму, является предпосылкой дисграфии и дислексии. Определение последовательности звуков в слове, места звука в слове, соединение звуков в более крупную речевую единицу – операции, без которых невозможно письмо и чтение. Поэтому работа над звуковым анализом и синтезом – один из основных разделов логопедической работы со старшими дошкольниками.

Часто дети с речевыми нарушениями (фонетико-фонематическим недоразвитием, а особенно, с общим недоразвитием речи) испытывают трудности с осознанием речевого потока. Им трудно вычленить отдельные речевые единицы, определить наличие или отсутствие заданного звука в слове, указать место звука в слове, назвать звуки слова по порядку, определить первый или последний звук слова. Научить детей этим операциям легче, если помочь им визуализировать речевые единицы: представить слово в виде последовательности элементов или в виде длинного предмета (живого или неживого), имеющего начало и конец.

Для подобной визуализации мной был использован образ автобуса. Было изготовлено плоскостное игровое пособие из плотного картона в форме автобуса с прорезями в окошках. В прорезь можно вставить символ звука, цветную фишку или букву, выполненную из плотного картона или заламинированную и имеющую «ножку». Также можно использовать магнитные карточки, если приклеить к автобусу с обратной стороны магниты.


Автобус может быть длинным или не очень, но в нем обязательно есть водитель, сидящий впереди, за рулем. Таким образом, водитель – это первый звук слова. Также в автобусе имеется кондуктор. Он сидит сзади всех, самым последним, он продает пассажирам билетики и следит за порядком. Кондуктор – это последний звук слова. Важно напомнить детям, что в автобусе не может быть двух водителей или двух кондукторов. И конечно, в автобусе есть пассажиры, которые сидят в салоне автобуса, их может быть много, а может быть всего один пассажир, и даже ни одного. Пассажиры – это звуки, которые находятся в середине слова. Вся эта информация дается детям при работе с игровым пособием постепенно, в 3 этапа, по мере формирования фонематических процессов в ходе коррекционной работы и по мере освоения ими различных игр с пособием.

Первый этап знакомства с пособием – определение начального гласного звука в слове. Дети легко усваивают, что первый звук – «водитель автобуса». Вводится игра «Кто водитель?» На втором этапе мы обучаем детей определять последний гласный звук слова и вводим игру «Кто кондуктор?» Третий этап знакомства с пособием совпадает с обучением детей определять гласный в середине односложного слова, когда мы вводим игру «Поющий пассажир». Таким образом, работая с гласными, дети обучаются работе с пособием и в дальнейшем легко переносят эти умения в новые условия, когда необходимо работать с согласными.

Далее приведем описания различных вариантов игр с пособием.

Игра «Кто водитель?» Игра развивает фонематическое восприятие и используется для обучения детей определять первый звук слова. Педагог называет слово и предъявляет детям картинку. Дети определяют первый звук слова и вставляют в прорезь первого окошка соответствующий символ звука, или синюю или зеленую фишку при дифференциации твердых и мягких согласных, или соответствующую букву. Например, в слове АНАНАС первый звук А (ставим букву А на место водителя). Или: в слове БЕЛКА первый звук Бь (ставим зеленую фишку на место водителя).


Игра «Кто кондуктор?» Игра развивает фонематическое восприятие и используется для обучения детей определять последний звук слова. Педагог называет слово или предъявляет детям картинку, дети определяют последний звук слова и вставляют в прорезь последнего окошка соответствующий символ звука, или синюю или зеленую фишку при дифференциации твердых и мягких согласных, или соответствующую букву. Например, в слове ДОМИНО последний звук О (ставим букву О на место кондуктора). Или: в слове РЫСЬ последний звук Сь (ставим зеленую фишку на место кондуктора).


Игра «Поющий пассажир». Игра развивает фонематическое восприятие и учит детей определять гласный звук в середине односложного слова. Педагог предлагает детям слово или картинку, дети определяют, какой гласный звук они слышат и произносят в середине слова, какой звук поет в слове, и размещают в «салоне автобуса» подходящий символ или букву. Например, в слове СТУЛ гласная У.


Игра «Какое слово загадано?» Игра направлена на развитие фонематического восприятия. Педагог предъявляет детям две картинки и «автобус» с уже размещенной в прорези буквой или фишкой. Дети должны определить, какое слово загадано, для какого слова из двух предъявленных подходит этот вариант. Например, слова УТЮГ и АПЕЛЬСИН, в «автобусе» в первом окошке символ или буква У. Дети должны ответить, что «Загадано слово УТЮГ».


Игра «Выбери слово». Игра развивает звуковой анализ, учит детей определять позицию звука в слове. Педагог предлагает детям ряд картинок, отобранных на определенный звук, например, в ходе фронтального занятия. Дети должны выбрать среди них те, которые «едут в автобусе», т.е. в которых звук располагается так, как размещена в автобусе фишка. Например: картинки СУП, АНАНАС, ДОСКА, ПОДНОС, САМОЛЕТ, буква С или синяя фишка в автобусе размещена в конце, на месте кондуктора. Дети должны выбрать АНАНАС, ПОДНОС.

Игра «Гласные в автобусе». Игра развивает фонематическое восприятие и звуковой анализ, способствует выделению гласных звуков. Педагог называет слово или предъявляет детям картинку, дети вставляют в прорези буквы или символы тех гласных, которые есть в слове. Например, в слове УЛИТКА У – водитель, первый звук, И – пассажир, находится в середине, А – кондуктор, последний звук.


Игра «Где звук?» Игра формирует позиционный анализ, т.е. учит детей определять место звука в слове. Педагог называет слово или предъявляет детям картинку, дети определяют, есть в слове заданный звук, и если есть, где он находится: в начале (он водитель), в середине (он пассажир), или в конце (он кондуктор). В соответствующее окошко вставляют подходящий символ или букву. Например, при работе над звуком З в слове ЗОНТ дети находят звук З в начале слова (водитель).

Игра «Что и где я слышу?» Игра нацелена на дифференциацию оппозиционных звуков и определение их места в слове. Игра подходит для анализа слов, в которых искомый звук встречается несколько раз или присутствуют оба дифференцируемых звука. Педагог называет слово или предъявляет детям картинку. Ребенок определяет, какой звук есть в слове, и где он находится в слове. Если в слове есть оба дифференцируемых звука, то нужно определить их последовательность в слове. Например, при дифференциации С-Ш в слове СУШКА дети определяют, что звук С – первый (водитель), а звук Ш – в середине (пассажир). Или при изучении звука Б в слове БАБОЧКА дети должны разместить символы звука Б или букву Б в первом окошке (водитель) и в среднем окошке (пассажир).


Игра «Придумай слово». Игра развивает звуковой синтез, активизирует словарный запас. Педагог или один из детей размещают символ или букву в «автобусе», а дети придумывают слова, которые подходят к полученной схеме.

Игра «Загадка». Игра способствует развитию звукового синтеза, активизирует словарный запас. Водящий загадывает слово и размещает в автобусе первую и последнюю букву, а также указывает значение слова. Дети угадывают слово. Таким образом, учебную нагрузку получает и водящий, и все остальные игроки. Например, на месте водителя – М, на месте кондуктора – А, водящий поясняет, что загадано слово, обозначающее ягоду. Дети отгадывают слово МАЛИНА.

Опыт и фантазия специалиста подскажут, какие еще игры возможны с данным пособием.

Игровое пособие «Автобус» универсально, оно может быть применено при изучении любых звуков, на любом этапе работы над звуком, в процессе автоматизации, дифференциации звуков.

Игры с «Автобусом» можно организовать по-разному. Их может применять учитель-логопед на фронтальных или индивидуальных занятиях по развитию произношения и формированию фонематических представлений. Игру «Загадка» можно применять и на занятиях по лексическим темам. Также пособием могут пользоваться воспитатели, выполняя задание логопеда в «логопедический час». Наконец, пособие может быть размещено в «логопедическом уголке» в группе, чтобы дети могли брать его для организации самостоятельных игр.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.