Игровой тренинг с детьми подготовительной к школе группы «Разноцветные зонтики»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25»
Асбестовского городского округа
Игровой тренинг с детьми подготовительной к школе группы
«Разноцветные зонтики»
Автор-составитель: Галагуцкая Н.А., педагог-психолог
2022
Конструкт игрового тренинга с детьми подготовительной к школе группы.
Тема: «Разноцветные зонтики».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа 6-7 лет
Форма организации: подгрупповая, групповая
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»
Цель: формирование уверенности дошкольников в общении, научить понимать настроение и эмоции других людей.
Задачи:
Развивающие:
развить у детей умение преодолевать эмоциональную замкнутость;
развить эмоциональную отзывчивость;
развить навыки невербального взаимодействия со сверстниками;
Обучающие:
сформировать коммуникативные и социальные навыки;
Воспитательные:
снять эмоциональное напряжение по средствам нетрадиционной техники рисования.
Длительность игрового тренинга: 25 минут
Планируемые результаты:
В ходе игровой, коммуникативной, двигательной деятельности ребенок:
- проявляет активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
- инициативен в общении со сверстниками и взрослым;
- способен эмоционально сопереживать героям сюжета;
- готов рассказать о способе решения той или иной задачи;
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: мультимедийная презентация, мультфильм «Паровозик из Ромашково»;
Раздаточный: карточки-эмоции, чистые листы бумаги, мультифоры, гуашь, масло растительное, скотч, одноразовые стаканчики по 2 шт. на каждого, мячик.
Музыкальный: аудиозапись «Паровозик с остановками», «Звуки дождя».
Ход деятельности:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I. Организационный этап (мотивация на совместную деятельность) | Педагог-психолог: Добрый день мои друзья! Вас снова видеть рада Вы в музыкальном зале, Надеюсь, встречу эту ждали. Гостям вы «Здравствуйте!» скажите, Друг друга за руки возьмите. В круг вас встать я попрошу Игру-приветствие начну. - Давайте пожелаем друг другу доброго утра. Поможет нам это сделать маленький мячик. Тот, кто передает мячик, улыбнется своему соседу, скажет: «Доброе утро, … (имя)! И сделает комплимент. | Дети приветствуют педагогов, друг друга, гостей | Проявляет эмпатию по отношению к другим людям. |
Педагог-психолог - Сегодня к нам пришёл необычный гость. А кто это, вы должны отгадать. Если вы отгадаете, то он появится на нашем волшебном экране. А загадку он сам про себя и загадает. «Зонтик»: Если в руку меня взять «Зонтик»: - Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! Вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться на экскурсию в мой родной городок «Разноцветных зонтиков». Поедем?! Педагог-психолог: - Ребята, я тоже очень люблю путешествовать, а меня с собой возьмете? Хорошо. Тогда, если вы мне разрешите, я сегодня буду экскурсоводом и познакомлю вас с достопримечательностями и жителями сказочного городка «Разноцветных зонтиков». Договорились? Но только на чем мы сможем совершить путешествие? -Думаю, поезд нам подойдет. Но для этого нам с вами нужно попасть на железнодорожный вокзал. Давайте, вокруг себя повернитесь И все на железнодорожном вокзале очутитесь. (На экране кадр из мультфильма, объявляет о прибытии поезда) Педагог-психолог: - Вот и наш поезд подошел. Отправляемся в путешествие с нашим любимым паровозиком из Ромашково. | Дети отгадывают загадку (на экране появляется зонтик) Ответы детей на поставленные вопросы Ответы детей Дети встают друг за другом, под песенку паровозика имитируют движения поезда и идут за взрослым | Проявляет интерес к теме | |
Эмоциональный настрой детей | Педагог-психолог: (На экране «Грибная полянка с красным зонтиком») - Вот мы и приехали в город «Разноцветных зонтиков» и находимся на улице Красного зонтика. На этой улице принято делиться своим настроением. Вам сейчас нужно выбрать тот «зонтик», который отражает ваше настроение и прикрепить «зонтик-эмоцию» под своей фотографией. | Дети выбирают пиктограмму-эмоцию | Отображает своё настроение, умеет анализировать свои эмоции |
II. Основной этап Игровая ситуация, побуждающая интерес. Актуализация знаний детей. Антистрессовая гимнастика | Педагог-психолог: - Эта улица знаменита еще и тем, что жители живут в очень необычных домах. На что похожи дома? - Ребята, мне красный зонтик рассказал, что жителей на его улице стало очень много и домиков не хватает, им очень тесно жить. Он просит, чтобы мы помогли их беде. Поможем? А как? Если дети затрудняются ответить, то задать наводящие вопросы: - А что помогает грибам расти? - Правильно, дождик. Давайте, мы сейчас его вызовем. Игровой массаж «Дождик» Дождик бегает по крыше- (Похлопывают друг друга ладошками по спине) Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше- (Постукивают пальчиками) Бом! Бом! Бом! -Дома, дома посидите- (Постукивают кулачками) Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- (Растирают ребрами ладоней) Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте- (Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди и разминают) Бом! Бом! Бом! А уйду, тогда гуляйте Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладошками) - Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики в дождинки. (На экране - грибы-домики) Педагог-психолог: - Ребята, посмотрите, мы с вами совершили чудо, идет дождь, вырастают грибы. Ну, теперь у каждого жителя будет свой домик. А нам пора продолжать наше путешествие. | Ответы детей… Ответы детей… Дети встают друг за другом «паровозиком» Дети встают друг за другом и под музыку из мультфильма идут по залу | Получает эмоциональную, мышечную разрядку |
Проблемный вопрос Эмоциональный настрой Включение детей в деятельность Психогимнастика | Педагог-психолог: - А сейчас мы оказались на улице Оранжевого зонтика. Она знаменита тем, что на этой улице живут артисты и здесь находится театр для детей. Сейчас мы туда зайдем и побываем на репетиции. Присаживаемся на ковер в позе «фараона». - Я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Театральная разминка». Сказки любите читать, А в сказки любите играть? Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Или на принца и на Бабу Ягу? Педагог-психолог: А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, или в грозу, Или в бабочку, или в осу? Что поможет здесь, друзья? Педагог-психолог: Что такое мимика? (Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе). Педагог-психолог: Верно, ну, а жесты, как понять? Педагог-психолог: А теперь пора пришла Общаться жестами, да-да. Я вам слово говорю, В ответ от вас я жеста жду. Слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «отстань», «тихо», «нет», «нельзя», «до свидания». Педагог-психолог: Подошла к концу разминка, Выступать пришла пора. Я вам сказку расскажу, В ответ от вас я жестов жду. Сказка вам знакомая – Про оленя доброго. У оленя дом большой, Педагог-психолог: Артистами ребята побывали, И сказку интересную нам показали. Вы старались, молодцы. Похлопаем все дружно, от всей души! - Ну, а теперь продолжаем путешествие? | Дети садятся на ковёр в позе фараона Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора. Ответы детей: жесты и конечно мимика. Ответы детей: выражение нашего лица Ответ детей: Это движения руками Дети показывают жестами Дети под декламацию стихотворения, дети только жестами показывают услышанное Дети снова встают друг за другом и под музыку из мультфильма идут по залу | Осуществляет последовательность дифференцированных мимических движений; жестов руками; получает эмоциональную разрядку. |
Самостоятельная деятельность детей Проблемный вопрос | Педагог-психолог: - А сейчас мы в гостях на улице желтого зонтика. Это уникальная улица, на которой живут художники. Здесь очень часто проходят выставки, на которой художники выставляют свои картины. Скоро открывается новая выставка и вы, ребята, можете стать ее участниками. - Хотите порисовать? -А рисовать свои картины вы будите очень необычным способом. | Дети рисуют с помощью нетрадиционной техники, по окончании обсуждают, на что похожи их рисунки | Координирует изображения в пространстве; Снимает эмоциональное и мышечное напряжение. |
Упражнение на релаксацию | Педагог-психолог: - А сейчас друзья, мы в переулке Зеленого зонтика. Здесь находится замечательный парк отдыха с музыкальным фонтаном. Жители городка очень любят сюда приходить отдыхать со всей семьей. На зеленой лужайке перед фонтаном они устраивают пикники. Я предлагаю вам тоже отдохнуть, прилечь на лужайке, закрыть глаза и послушать волшебные звуки музыкального фонтана. - Ребята, когда слушаешь такую замечательную музыку, вспоминаешь что-то приятное. Вот я, например, вспомнила … а вы, что-то вспомнили? Педагог-психолог: Ребята, наша экскурсия подходит к концу и нам осталось побывать на последней улице. | Дети с закрытыми глазами лежат и слушают музыку. -Звук выключается, дети поднимаются с ковра, в ходе рефлексии предложить детям поделиться чувствами, которые они испытали, когда слушали музыку. Дети встают друг за другом и под музыку из мультфильма продолжают идти по залу | Приходит к умозаключению. Распознает эмоциональные состояния, знакомится с азбукой эмоций. |
7.Открытый финал Проблемный вопрос | Педагог-психолог: - А вот и проспект Голубого зонтика. Здесь живут фокусники и чародеи. Ребята, смотрите, какая на небе появилась радуга. Это – настоящее чудо! А когда она появляется? Педагог-психолог: - Ребята, мне кажется, что с радугой что-то случилось, а вот, что понять никак не могу? Педагог-психолог: - Давайте ее полностью разукрасим – это и будет наш подарок всем жителям городка «Разноцветного зонтика»! Нам надо только вспомнить название улиц, на которых мы побывали, но по порядку и тогда радуга окрасится во все недостающие свои цвета. - Какое название было у первой улицы? - А у второй улицы? - Как называлась третья улица? - А четвертая улица? - И вспомним название пятой улицы? - Какие вы молодцы! Радуга стала еще прекраснее. -Ребята, зонтики благодарят вас за подарок, за то, что вы посетили их чудесный городок. Но, к сожалению, нам пора прощаться. Сейчас каждый из вас дотронется до зонтика и скажет ему что-нибудь приятное на прощание. | Ответы детей: После дождя, когда светит яркое солнце. Ответы детей: Не всеми цветами разукрашена радуга. | Анализирует процесс деятельности. Использует в речи ласковые слова, выражающие любовь к близким людям и всему живому. |
Рефлексия. Сюрпризный момент Ритуал прощания | Педагог-психолог: - А сейчас вокруг себя повернитесь и все в детском саду очутитесь. - Вот мы и снова в нашем любимом детском саду. А вот и наш друг разноцветный зонтик. Зонтик: - Ребята, с возвращением. Ну, как, понравилось ли вам путешествие? - А что запомнилось больше всего? - Какое задание для вас было самым интересным? - Какое задание для вас было самым трудным? - Я думаю, что это не последняя наша встреча и вы еще посетите наш городок. Будем ждать вас с большим нетерпением. А пока, до свидания, друзья! Педагог-психолог: - Ребята, мне очень интересно узнать, какое у вас сейчас стало настроение после нашего увлекательного путешествия. Выберете каждый свой 2й «зонтик-настроение» и поместите его на наш коврик «настроение». Педагог-психолог: Со словами «Всем-всем, до свидания! Кулачки убирают, пирамида рассыпается. До новых встреч! | Дети встают в круг. По очереди ставят кулачки друг на друга, образуя пирамиду. | Ребенок: - проявляет инициативность в общении со взрослым; -демонстрирует умения строить связное высказывание, -оценивает результат своей деятельности; -выражает свои чувства, -делает выводы. |
Список литературы:
Азбука развития эмоций ребенка. Набор развивающих карточек «рисуй, стирай и снова играй!». Сост. М.Лебедева. - «Издательство «Речь», 2011.
Воспитание детей. Детская психология. Игры, которые лечат. Сайт «Психологический центр "АДАЛИН".
Дидковская Инга Владимировна. Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения. Сайт Школьного логопеда.
Игры типа "Изограф". Сайт «Умные игры для умных детей, родителей, учителей.
Коммуникация. Мультимедийное сопровождение образовательной деятельности (компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2014.
Презентация к уонструкту занятия
PPT / 16.64 Мб