12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хазиева Ирина Масгутовна401
Россия, Курганская обл., Курган
1

ИКТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Формирование информационной и коммуникационной компетентности студентов с помощью ИКТ в условиях компетентностно-ориентированного обучения

Хазиева И. М., преподаватель

ГБПОУ «Курганский государственный колледж»


В Национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования увязаны с такими важнейшими проблемами российского общества, как: преодоление социально-экономического и духовного кризиса; обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; утверждение статуса России в мировом сообществе не только как великой державы в сфере образования, но и в сферах культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. В связи с этим перед учреждениями профессионального образования стоит задача выпуска высококвалифицированных, компетентных специалистов для всех отраслей народного хозяйства.

Содержанием современного образования обусловлено использование личностно-ориентированных образовательных технологий, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе ценностно-деятельностных и научно-исследовательских компетенций у студентов. Одной из главных задач образования становится не просто овладение суммой знаний учащимися, а развитие творческого, самостоятельного мышления учащихся, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

Под личностно ориентированным образованием понимается особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, обеспечивающей оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Личностно ориентированные (и компетентностно–модульные в том числе) технологии профессионального обучения – это перспективная область внедрения инноваций в образовании с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения способствует улучшению качества образования и формирует ИКТ-компетентность у учащихся. Готовность преподавателя к организации личностно ориентированного обучения с применением ИКТ обуславливает эффективность образовательного процесса. Особое внимание следует уделить ИКТ - компетентности. Для продолжения своего образования в учреждения среднего профессионального образования приходят выпускники школ, чьи одаренность и подготовленность к продолжению образования в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Для многих студентов учебный процесс становится непосильным бременем, теряется интерес к учению, а в конечном итоге  учебное заведение выпускает специалиста, не являющегося достаточно компетентным в сфере своей профессиональной деятельности. Таким образом, возникает необходимость найти другие подходы к организации процесса обучения.

Формирование информационной и коммуникационной компетентности студентов на занятиях по дисциплинам общепрофессионального цикла рассматривается не только как формирование технологических навыков. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда студент становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

В компетентностно-модульном образовании большое значение придается организации учебно-пространственной среды. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИТ, можно определить как специфическую среду, включающая компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса.

На занятия по дисциплинам общепрофессионального цикла (материаловедение, метрология) студенты приходят, имея собственный жизненный опыт (позитивный и негативный). С помощью смоделированной ситуации учебно-пространственная среда помогает учесть субъективный опыт обучаемых и создать условия для их общего и профессионального развития. Уровень одаренности и подготовленности мной учитывается при составлении дифференцированных заданий (на «3», на «4», на «5»). Задание на «5» включает творческую составляющую (ребус, кроссворд, «устами младенца»).

Применение ИТ обеспечивает комплексность образовательного процесса, повышается обучаемость, способность к самообразованию и саморазвитию, развиваются творческие способности, навыки получения субъективно нового знания путем самостоятельного поиска и оценки информации, применения полученных знаний на практике.

Развитие коммуникативной компетентности обучаемых, способности к самопрезентации, активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие аналитических способностей, памяти, формирование культуры общения достигается при устном опросе с использованием карточек, опросе – «цепочке», фронтальном опросе. Различные формы опроса используются мной для того, чтобы «разбудить» студентов, задать необходимый темп взаимодействия на занятии.

Организованная на основе современных ИТ учебно-пространственная среда создаёт условия для полноценной самостоятельной работы обучаемых, делает их активными участниками процесса познания, саморазвития, самообразования. Регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения формирует у учащихся положительные привычки и положительные черты характера, например, привычку трудиться для достижения поставленной цели. При составлении карточек по определенной теме учащиеся используют опорный конспект темы и самостоятельно придумывают задания, при этом они изучают, анализируют и систематизируют учебный материал в рамках темы. Такой прием хорошо «работает» и при первичном закреплении изученного на занятии, и при выборе студентами объема и сложности выполнения домашнего задания.

Карта контрольных заданий включает в себя 10 заданий различного содержания и сложности, составление которых предлагаю выполнить более «сильным» студентам:

1-3. Ответь на вопрос (вопрос, предполагающий недлинный ответ).

4-5. Вставь пропущенные слова (в предложении из темы нужно пропустить 1-2 ключевых слова).

6.Найди соответствие (тест соответствия).

7.Найди правильный/неправильный ответ (тест).

8.Что будет, если… (формулируется проблемная ситуация).

9.Сравни, сделай вывод (в задании нужно сравнить 2 понятия или процесса по определенному признаку).

10. Почему…(необходимо сформулировать проблемно-поисковую ситуацию).

Развитию логического мышления, памяти и внимания, коллективного анализа деятельности, размышления, закреплению теоретических знаний содействует составление логических цепочек по изучаемому материалу (работа индивидуальная или в группах). В задании необходимо из набора слов составить утверждение по изучаемой теме, лишнему слову дать определение.

Формирование ИКТ-компетентности у учащихся развивает личную ответственность за счет самостоятельности в интерпретации получаемой им информации в зависимости от личностного и профессионального опыта. Для повторения пройденного материала, закрепления новой темы, развития аналитико-рефлексивных способностей, способности к систематизации полученной информации при изучении объёмных тем мной практикуется составление вместе со студентами классификаций («пирамида», «ёжик», «солнышко»), заполнение кроссворда «наоборот». Вид классификации студент выбирает самостоятельно в зависимости от объёма учебного материала и собственного желания. t1678512220aa.gif При выполнении кроссворда «наоборот» студентам предлагается ключевое слово, на каждую букву которого в изучаемой теме нужно найти термин (допускаются существительные и прилагательные). Затем на каждый термин составляется вопрос. Составление студентами различных тестовых заданий (открытых тестов, тестов соответствия) развивает воображение, целеустремленность, помогает запомнить новую информацию. При этом учащимися производятся повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.

Специфика информационных технологий именно в том, что они представляют пользователю (педагогу и студентам) громадные возможности: информация в сетях (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев, архивов), а также информация на дисках. Как преподаватель я использую информационные технологии для расширения своего кругозора, для применения ИКТ-возможностей на уроках и во внеурочное время. При подготовке и организации данных уроков активно использую ресурсы Интернет, компакт-диски и другие носители информации. Использование на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам и на внеурочных мероприятиях электронных учебников и лекций, контролирующих программ, справочников и баз данных, компьютерных иллюстраций значительно расширяет возможности для лучшего усвоения материала, оптимизируют учебный процесс и усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Отсутствие стандартных электронных пособий к предлагаемым учебно-методическим комплексам обуславливает создание учебных презентаций по предметам и по внеурочным мероприятиям. В процессе создания и представления презентаций по заранее выбранным учебным темам активно участвуют студенты, при этом повышается эффективность профессионально-образовательного процесса за счет усиления самоопределяющего начала обучаемых.

Различные формы организации познавательной деятельности студентов, применение активных методов обучения в ходе занятия позволяют выработать у студентов желание и привычку трудиться.

Организованная на основе современных ИТ учебно-пространственная среда позволит эффективнее достичь цели личностно ориентированного образования – содействие развитию личности обучаемого, мобильности и адаптивности обучаемых в быстро меняющихся условиях современного производства, формирование у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных, учебно-профессиональных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности за свои действия .

Одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника в рыночных условиях. Внедрение ИКТ в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения улучшает качество образования, формирует компетентность учащихся в области инфомационно-коммуникативных технологий.
























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.