Импровизация в деятельности педагога
Новикова Юлия Алексеевна
Педагог дополнительного образования, хореограф
МАОУ «Физико-математический лицей №38» г. Ульяновска
Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса.
Импровизация в деятельности педагога.
Взаимоотношение, контакт, общение, диалог – это все то, что должно сопровождать образовательную пару учитель/ученик на протяжении всего образовательного процесса. В зависимости от того, как строится общение происходит контакт, без которого, в принципе, невозможно отношение ученик/учитель. Как же найти этот контакт, ведь учеников много, а учитель один?
В учителе должно воспитывать всё: голос, тон, лексика, эмоции, внешний вид, форма. Учитель знаковая фигура для ученика, кто-то копирует и подражает ему. Так как же держать марку.
Запреты и крики не позволят ребенку быть собой и начать выдавать интересные идеи. Всё это только зарывает его творческий потенциал, а он должен работать.
Я использую на своих занятиях способ импровизации, которая позволяет быть ребёнку собой, говорить то, что он чувствует и думает над поставленным вопросом, при этом подчеркиваю степень уважения остальных ребят к ответу другого человека, даже если ответ неправильный или не совпадает с их мнением. В случае неверного ответа необходимо пробовать найти совместный выход из ситуации и разрешить ее. Главное донести детям, что возможность высказываться – это не вседозволенность, а уважение к ним и их мнению.
На каждом уроке возможно напряжение, как же его снять? Для этого прекрасно подходит импровизация учителя, который может снять это напряжение, сменив вид деятельности или сообщить интересную актуальную новость, тем самым актуализировав знания учеников, ведь они сразу будут поглощены сотрудничеством с педагогом. И все приведет к тому, что одна из основных задач педагога – воспитание, будет организованна легко, ненавязчиво и интересно.
Что такое импровизация? Обратимся к словарю. Педагогический словарь Б.М. Бим-Бада говорит нам, что импровизация (педагогическая) - деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. И. - одно из средств преодоления формализма в обучении. Овладение умением педагогической И. - один из путей восхождения к педагогическому мастерству. [1]
Принцип импровизации использовался во все времена: психологами, педагогами, актерами.
Станиславский использовал принцип импровизации как метод учебно-воспитательной работы актеров. В своей деятельности призыв к импровизации использовал А.С, Макаренко, говоря о «немедленном анализе и
немедленном действие» в деятельности педагога. [2] Психологи (В. А. Кан-Калик, Б. М. Рунин и др.) считают, что импровизация — это первотворчество,
так как в ней в свернутом виде присутствуют все этапы
творческого процесса. [3] Импровизация позволяет развивать воображение, внимание, мышление и вдохновение.
Загвязинский Владимир Ильич говорил, что импровизация не
возникает из ничего. Удачная импровизация возможна
только на хорошо подготовленной почве. Ведь недаром
полушутя говорят, что лучшая импровизация — это заранее подготовленная импровизация. [4]
До 2010 года закон «Об образовании» включал идею запроса на творческого учителя, того, кто способен мыслить нестандартно, мгновенно решать педагогические задачи.
Импровизировать на уроке должен каждый: учитель, подстраиваясь под сложившиеся ситуации или конкретного ученика; ученик, отвечающий на вопрос. Без импровизации никуда, да, брошюры и методички – это хорошо, помогает очень в работе, но нужен ли без эмоциональный педагог на уроке?! Интересно было бы сделать опрос на этому тему среди детей.
Список литературы:
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 103
Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М, 1981
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.,1987