12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Петровна Шехмаметьева237
Украина, Донецкая Народная Республика, Макеевка

Русский язык. 3 класс.

УМК «Школа России»

Тема. Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Цель урока. Закрепление знаний, полученных во втором классе; расширение представлений о лексико-грамматических признаках рассматриваемой части речи, ее роли в предложении.

Задачи урока:

1. Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как о части речи.

2.Отрабатывать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

3. Развивать навыки употребления имен прилагательных в устной и письменной речи.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Форма урока: устный журнал, нестандартный.

Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой.

Оборудование: иллюстратпвный и раздаточный материал.

Образовательные ресурсы:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Канакина В.П., Горецкий В.Г.6-е изд.– М.: Просвещение, 2016. – с.64-68

Эпиграфы к уроку

Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.О. Ключевский)

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Здоровье для человека – наивысшая ценность.

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас гости, давайте поприветствуем их. Улыбнемся друг другу: я рада, что у вас хорошее настроение. Ведь улыбка, несомненно, – залог успеха в любой работе. Пусть вам помогут сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

(Выходит ученик-имя прилагательное)

Имя прилагательное:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Ребята, о какой части речи рассказывается в стихотворении? ( Ответ детей)

На уроке мы будем учиться употреблять, распознавать и отличать имена прилагательные от других частей речи, устанавливать их связь с именами существительными. Различать лексические значения слов и подбирать к ним антонимы. Развивать наблюдательность, внимание, обогащать словарный запас. Заполнив на протяжении урока, карту исследования, мы достигнем поставленных целей и выполним задачи урока.

Подготовка к восприятию материала.

Прилагательное … Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться». Давайте заглянем вглубь истории. Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни в латыни. Прилагательное – не исключение.

1-й ученик: С греческого дословный перевод названия «прилагательное» – эпитет.

2-й ученик: В латыни это означает «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

Работа по теме урока.

Каллиграфическая минутка.

Сегодня у нас необычный урок, урок – устный журнал. Мы станем читателями этого полезного издания. Отгадайте его название, расположив буквы в нужном порядке.

ООЕЬРДЗВ

( Ответ детей)

Запишем по образцу заглавную и строчную буквы «З» и слово «здоровье». Назовите в нем орфограммы. ( Ответ детей, запись)

З З зз ЗЗ зз здоровье

Лексико-грамматические упражнения.

Подбор родственных слов.

А теперь подберите родственные слова к слову-названию журнала. ( Ответ детей)

Из названных вами слов выберите имя существительное, прилагательное, глагол. Запишите их и выделите в них корень. (Дети выполняют задание)

Почему говорить о здоровье для нас так важно? ( Ответ детей) Правильно, вспомните и назовите составляющие здоровья, но по схеме «существительное + прилагательное». (Ответ детей)

Настроение (бодрое), сон (крепкий), аппетит(хороший), осанка (правильная), самочувствие (отличное), активность (высокая, физическая), внешний вид (опрятный).

Ситуативное упражнение «Кто быстрее?»

От чего может зависеть настроение? ( Ответ детей)

Чтобы более ясно представить картину пробуждающейся природы. И описать погоду сегодняшнего дня, слова какой части речи будем использовать? ( Ответ детей)

Узнайте по признакам и назовите слово:

Ясный, пасмурный, теплый…(день)

Теплый, резкий, пронизывающий…(ветер)

Свинцовые, кучевые, легкие…(облака)

Хмурое, высокое, серое, безоблачное…(небо)

Унылое, палящее, ласковое …(солнце)

Выберите подходящие сегодняшнему дню прилагательные и устно составьте предложения с этими словами. (Дети выполняют задание)

Окружающий мир и люди волнуют нас, заставляют переживать, вызывают эмоции. Какие бывают эмоции? (Положительные и отрицательные)

К положительным относятся: … (восторг, интерес, радость, счастье, гордость).

К отрицательным: ...(страх, боль, гнев, упрямство, равнодушие).

Положительные эмоции помогают сберечь здоровье. Выразите свои эмоции, связанные с сегодняшним днем, одним предложением. ( Ответ детей)

Лексическая работа над словом «закаленный»:

Переворачиваем следующую страницу журнала, нужно прочитать полезный совет, что для этого необходимо сделать? ( Ответ детей)

НАДОСДЕТСТВАЗАКАЛЯТЬСЯ,ЧТОБЗДОРОВЫМОСТАВАТЬСЯ.

В чем смысл этой пословицы? ( Ответ детей)

Какие способы закаливания вы знаете? ( Ответ детей)

Как говорят о человеке, который занимается закаливанием? (Закаленный)

Слово «закаленный» имеет несколько значений. Как называются такие слова?

( Многозначные)

1-й ученик: Закаленный – твердый, крепкий, прочный. Это о металле.

2-й ученик: Сделать физически и нравственно крепким, стойким, выносливым. Это о человеке. Закаленный организм, закаленный характер.

Назовите значимые части слова «закаленный». Придумайте и назовите прилагательные с такой же приставкой…., с таким же суффиксом…

(Заморский, залетный, закрытый; сохраненный, спасенный, заостренный)

1-й ученик: У некоторых народов бытуют традиции: приучать организм к холоду с младенчества. Якуты натирают новорожденных снегом, тунгусы погружают в снег и обливают ледяной водой, заворачивают в оленьи шкуры.

2-й ученик: Монахи Тибета способны при морозе под минус 30 градусов сушить на собственной спине ледяные простыни. Они располагаются прямо на снегу и начинают медитировать. Насколько они погружены в медитацию, зависят радиус таяния снега и количество высушенных простыней.

«Грамматический Аукцион»: подбор подходящих по смыслу прилагательных.

Чтобы перейти на следующую страницу журнала, вспомните, что относится к личной гигиене? (Уход за телом, волосами и зубами)

Перечислите признаки здоровой кожи. Кожа какая? (Гладкая, мягкая, розовая, упругая, эластичная, прочная)

Звуко-буквенный анализ слова «гладкая» [глаткайа][][][][][]

Дидактическая игра. «Отгадай, кто это?»

А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

Работа по учебнику.

стр.110, упр. 294. Прочитай стихотворение А. Фета. Какое время года описано? При помощи каких прилагательных поэт нарисовал яркую, красочную картину? Выпиши имена прилагательные. Задай к ним вопросы.

Физкультминутка.

стр.110, упр.295.Образуй от имен существительных имена прилагательные. Запиши к ним вопросы. С прилагательными, образованными от выделенных слов, составь и запиши предложения.

Самостоятельная работа.

Тест. Имя прилагательное

1.Что такое имя прилагательное?

А) Слово; б) Часть предложения; в) часть речи.

2.    Выберите правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета; б) признак предмета; в) действие предмета.

3.    Подчеркните имена прилагательные.

Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.

4.    Поставьте вопрос имени прилагательному.

Лес (_____________) зеленый; поляна (_____________) солнечная; молоко (_____________) горячее; сосны (___________) высокие.

5.    Образуй слова, обозначающие признаки предметов.

Книга – книжный,  рыба – …,   мясо – ..., веселье – ….                                        

6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли..

А) 4 б) 3 в) 2 г) 1

Итог урока.

Были ли задания, которые у вас вызвали затруднения?

Какой вид работы вам больше всего понравился на уроке?

Что нового вы узнали?

С каким настроением вы сейчас уйдёте с урока?


Домашнее задание. стр.110, упр.296. Опиши свой класс, используя имена прилагательные. Задай к прилагательным вопросы.

Рефлексия. Метод «Микрофон».

Почему здоровье для человека – наивысшая ценность?

Выразите своё отношение к уроку, используя прилагательные…

СПАСИБО ЗА УРОК!





Опубликовано


Комментарии (2)

Антропова Мария Александровна, 19.08.20 в 19:21 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за публикацию своего опыта, Татьяна Петровна! Хороший урок!
Татьяна Петровна Шехмаметьева, 20.08.20 в 12:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллега!Приятно, когда тебя понимают.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.