Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (синдром Дауна)
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4»
Рассмотрено и одобрено решением Педагогического совета Ростовского центра помощи детям №4 Протокол № 1 от 28.08.2020 г.
| УТВЕРЖДАЮ: директор ГКУСО РО Ростовского центра помощи детям № 4 __________________Гривнак Н.А.
|
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
дошкольного образования
(синдром Дауна)
Разработчик: Московая Е.С.
воспитатель
первая квалификационная категории
г. Ростов – на - Дону
2020 г.
Содержание
Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Программы
1.2. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы
1.3. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна
1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с синдромом Дауна
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка
2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна
2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка с синдромом Дауна
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна
3.2. Распорядок дня
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
3.4. Мониторинг развития ребенка с синдромом Дауна
3.5. Список литературы
Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
ФИО ребенка: Таисия Т.
Пол: женский
Дата рождения/ возраст: 21.01.2014/ 6 лет
Социальный статус ребенка: сирота
Состояние здоровья ребенка: ребенок с ОВЗ (синдром Дауна)
Соматическое здоровье: содружественное сходящееся косоглазие обоих глаз
Физическое развитие: группа здоровья IV
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Семейное воспитание имеет существенные отличия от воспитания детей в центрах помощи детям. Дети, лишенные любви и ласки родителей имеют большое количество неудовлетворенных личных потребностей. У них формируются большие комплексы в связи с отсутствием чувства защищенности и любви к себе. Многие дети, попавшие в центр помощи, имеют значительные психологические травмы, и нуждаются в помощи профессиональных психологов и воспитателей. Социализации детей - сирот мешает ряд негативных особенностей, связанных с отсутствием у ребенка примера модели семьи, примером взаимодействия супругов между собой, между родителями и детьми и т.д. И в дальнейшей жизни дети из центров помощи испытывают значительные проблемы во взрослой жизни. Как гласит пословица: «Сиротское детство на всю жизнь наследство».
Многие специалисты обращают внимание на проблемы и современное состояние центров. А так же на сложности адаптации, возникающие у детей -сирот, после выпуска. Выпускники чувствуют себя «чужими» в обществе, им сложно создавать взаимоотношения и социальные связи. Это свидетельствует о значительных проблемах социализации. А значение этого процесса жизни каждого человека очень большое, можно сказать фатальное.
Находясь в центре помощи, дети получают определенные знания, умения, навыки. А дети с синдромом Дауна, как ни кто другой нуждаются в таком разностороннем развитии. Плюс ко всему общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное развитие и общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Программа рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.
Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
Физическое развитие.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Также при составлении Индивидуальной программы развития учитывались данные ребенка - инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления ребенка.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план).
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цели реализации программы:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
4) формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
Задачи реализации Программы:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д.
1.2 Планируемые результаты освоения
индивидуальной образовательной программы
Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Т. Таисии, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
ребенок знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок не владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить, просьбу, с помощью использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.3 Характеристика индивидуальных особенностей развития
ребенка с синдромом Дауна
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Социально - бытовые навыки и ориентировка.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться).
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.
Ребенок принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию, но ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.
Усвоение программы, трудности в усвоении программы.
Усвоение программы значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.
Ребенок общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и к взрослым. Девочка легко идет на контакт. Процесс адаптации проходил без особенностей.
1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с синдромом Дауна
Измерение достигнутых ребенком образовательных результатов осуществляется с помощью шкал оценки компетентностей, основанных на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях.
Уровни сформированности компетентностей:
1. Высокий уровень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях
2. Средний уровень – ребенок самостоятельно или с направляющей помощью взрослого действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки.
3. Низкий уровень – ребенок действует только с организующей помощью взрослого.
Методические пособия для осуществления психологической диагностики:
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил.
Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. +
Прил. (268. с. ил.).
Забрамная С. Д., Т. Н. Исаева. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: Творческий Центр, 2007
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
Школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
Поле Е.В. Дневник развития. - М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика образовательной деятельности
в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка
с синдромом Дауна
Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка.
В учебно-методический комплекс индивидуальной образовательной программы для ребенка с синдромом Дауна вошли:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (основа УМК).
2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком. Вся дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ребенком строится на материале лексических тем, в соответствии с тематическим планом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные задачи:
Учить ребенка обращаться к сверстникам, с просьбой поиграть.
Продолжать знакомить ребенка с игрушками, действиями с ними; вызывать интерес к игрушкам и желание играть.
Совершенствовать навыки в осуществлении разнообразных предметно-игровых действий с использованием игрушек.
Продолжать учить понимать обращенную речь взрослого в виде поручений, вопросов, сообщений.
Поощрять стремление детей совершать отражательные действия за взрослым.
Учить сопровождать игровую деятельность словами и репликами.
Продолжать учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным назначением.
Вызывать стойкий интерес к игре, учить взаимодействию в игре со взрослым и сверстником.
Формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.
Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении.
Учить совершать с игрушкой: -предметные действия, -процессуальные действия, -цепочку игровых действий, -игру с элементами сюжета.
Учить соотносить игрушки с потешками и стихами.
Темы игр-занятий с использованием элементов сюжетно-ролевой игры
«Девочка кушает», «Девочка спит», «Кукла одевается, «Катание куклы в коляске», «Покатаем на машине», «Построим дом», «Вымой Кате ручки», «Катя заболела», «Кукла поет и пляшет», «У нас в гостях лошадка», «Покатаемся на машине», «Покатаемся на поезде».
Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные задачи:
Учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий -твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий – тихий.
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой - маленький, горячий - холодный, кубик - шарик).
Сличать два основных цвета (красный, желтый).
Учить ребенка определять выделенное свойство словесно в пассивной форме.
Формировать целостное восприятие представлений об окружающем мире.
Знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями.
Расширять представления о ближайшем окружении.
Примерный перечень игр и оборудования:
«Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?», «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.
Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи; разнообразные матрешки; пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные; различные музыкальные инструменты; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные задачи:
Учить слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца.
Развивать умение в течение 5-10 минут внимательно слушать короткий рассказ, находясь с рассказчиком наедине; умение слушать рассказ, отвечая словами или жестами на простые вопросы.
Учить здороваться и прощаться («пока»), просить дать предмет («дай», «хочу»); просить об услуге, отказываться («да», «нет»), отказываться от предмета, сообщать о событии.
Учить помогать товарищам при одевании-раздевании, совместно манипулировать с игрушками, рассматривать книги.
Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Рекомендуемые темы игр-занятий
«Мы играем», «Что это?», «Найди свою игрушку», «Что надеваем?», «Что надела девочка?», «С чем это делают?», «Разложи картинки», «Овощи», «Назови и положи правильно», «Огород», « Кто с нами живёт?» (домашние животные), «Кто к нам пришёл?», «Кто как кричит?», «Кого мы встретили в лесу?», «Курочка- пеструшка», «Как зовут лошадку?», «Зайчик и кошечка».
Русские народные песенки, потешки: «Зайчишка-трусишка»«, «Гуси, вы гуси»«, «Ножки, ножки, где вы были?», «Сидит, сидит зайка»«, «Кот на печку пошел»«, «Барашеньки»«, «Идет лисичка по мосту»«, «Иди, весна, иди, красна».
Сказки: «Лисичка-сестричка и волк».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные задачи музыкального обучения:
Продолжать прививать интерес к музыкальным занятиям.
Накапливать музыкальные впечатления, развивать музыкальную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыку.
Приучать подпевать слова отдельные фразы, прислушиваясь к пению взрослого. Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу, собираться вместе во указанию взрослого или по музыкальному сигналу.
Учить водить хоровод, выполнять простейшие плясовые движения, согласуя их исполнение с началом и окончанием звучания музыки.
Музыкальный материал
Слушание. «Ах, вы, сени», «Баю-баю», «Елочка» Красева, «Осенняя песенка» Александрова, «Веселая песенка» Левкодимова, «Зима» Карасевой, «Серенькая кошечка» Витлина, «Зима прошла» Метлова, «Как у наших у ворот» р.н.м. «Грибок» Раухвергера Пение. «Зайка» р.н.м., «Осень» Михайленко, «Лошадка» Михайленко, «Дед Мороз» Филиппенко, «Елка», «Маме песенку пою», «Солнышко» Попатенко, «Пришла зима», «Собачка» Раухвергера, «Петушок» р.н.м, «Жук» Карасевой.
Музыкально-ритмические движения
Упражнения. «Ходим-бегаем» Тиличеевой, «Ножками затопали» Раухвергера, «Лужа», «Пальчики шагают», «Лошадка» Макшанцевой, «Вот снежок летит», «Паровоз» Филиппенко, «Мы идем» Рустамова, «Платочки» Ломовой, «Ах, вы, сени» р.н.м.
Пляски. «Стукалка» р.н.м., танец с листочками по усмотрению музыкального руководителя, «Мишутка пляшет», «Чек да чок», «До чего ж у нас красиво» Макшанцевой, «Сапожки» р.н.м., «Потанцуй со мной, дружок» Арсеева, «Березка» Рустамова, танец у елки, новогодний хоровод по усмотрение музыкального руководителя.
Игры. «Прогулка» Ломовой, «Погремушки», «Мишка ходит в гости» Раухвергера, «Кошка и котята» Витлина, «Игра с ленточками», «Тихие и громкие звоночки» Рустамова, «Тихо-громко» Тиличеевой, «Игра в куклой» Карасевой, «Прятки» р.н.м., игра с Дедом Морозом по усмотрению музыкального руководителя.
Основные задачи художественного творчества:
Рисование:
Знакомить с кистью, красками; учить правильно держать кисть, учить набирать краску на кисть.
Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Продолжать развивать мелкую моторику рук , знакомить с нетрадиционным способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).
Лепка:
Продолжать работать над созданием положительного эмоционального отношения к лепке.
Воспитывать желание играть с поделками.
Учить работать аккуратно; после занятия протирать доски.
Продолжать развивать мелкую моторику , учить работать с тестом, глиной.
Аппликация:
Продолжать воспитывать интерес к аппликации.
Учить самостоятельно работать с кистью, клеем.
Продолжать учить работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после работы.
Примерные темы занятий
Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки», «диски для пирамидки»).
Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («колбаски», «конфетки»).
Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «бревнышки для домика» (сам домик собирает педагог);
Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»).
Соединять края пластилинового столбика («сушки», «колечки для пирамидки.
После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («овощи-фрукты»).
Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»).;
Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика», «пуговки у неваляшки»).
Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («пуговки», «глазки», «цветочки»).
Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цветы»).
Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью камка пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверятам».
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные задачи:
Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
Продолжать под руководством медицинских работников проводить
комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов
(воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
Продолжать приучать детей следить за чистотой тела, опрятностью
одежды, прически.
Примерные упражнения
Ежедневная утренняя гимнастика продолжительностью 8-10 минут.
Во время непосредственно образовательной деятельности и в промежутках проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.
1 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать упражнять в равновесии, учить ориентироваться в пространстве зала, групповой комнаты. Учить ходить по извилистой линии между игрушками за воспитателем; учить ходить по кругу, держась за руку.
Игра с мячом. Продолжать учить бросать мяч в корзину (расст. 1 м.). прокатывать мяч в ворота, бросать мяч и ловить его двумя руками снизу.
Лазание. Продолжать учить ползать на четвереньках по лежащей на полу доске (шир. 30 см. дл. 1,5 м.); учить влезать на гимнастическую стенку (выс. 1 м.) и спускаться с нее произвольно.
2 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать учить ходить по извилистой линии между предметами (кеглями).
Игра с мячом. Продолжать учить бросать мяч левой и правой рукой вдаль; учить бросать мяч вверх, стараясь поймать его. Учить прокатывать мячи между кеглями (расст. 3 м., шир. ворот 30 см.). Учить бросать мячи в корзину из-за головы (выс. корзины 1-2 м. расст. 1,5 м.).
Лазание. Учить пролезать под веревку, дугу (выс.50 см.), учить влезать по гимнастической стенке с помощью согласованных движений рук и ног.
3 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать учить ходить змейкой между предметами, ходить по шнуру, лежащему на полу.
Игра с мячом. Учить бросать мяч в горизонтальную цель двумя руками; учить ударять мяч об пол и ловить его.
Лазание. Продолжать учить подниматься по гимнастической стенке (с помощью взрослого), стараться согласовать движение рук и ног.
4 квартал.
Ходьба, бег. Продолжать учить ориентироваться в пространстве зала, комнаты: ходить группами с нахождением игрушек. Продолжать развивать координацию движений: учить ходить по извилистой дорожке между предметами; продолжать учить ходить с перешагиванием через предметы. Учить ходить, держа руки на поясе.
Метание, игры с мячом. Продолжать учить попадать мячом (диам.6- 8 м.) в корзину, стоящую на полу, с расстояния 1,5-2 м., бросая мяч двумя руками из-за головы. Учить метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
Лазание. Продолжать учить подниматься по гимнастической стенке и спускаться с помощью взрослого, стараясь согласовать движение рук и ног.
Рекомендуемые игры
Подвижные игры: «Филин», «Кто ходит и летает», «Где самый большой мяч», «Ель, елка, елочка», «Мячик покатился», «Найди свой цвет», «Поезд», «Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др.
Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока-ворона», «Цветок», «Замок» и др.
2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1-2 неделя | Хорошо у нас в саду |
3-4 неделя | Во саду ли, в огороде | |
Октябрь | 1-2 неделя | Если добрый ты |
3-4 неделя | Безопасность дорожного движения | |
Ноябрь | 1-2 неделя | Мой город, моя малая Родина |
3-4 неделя | Книги - лучшие друзья | |
Декабрь | 1-2 неделя | Ах, ты, Зимушка-зима снежная красавица! |
3-4 неделя | Новый год шагает по планете | |
Январь | 1-2 неделя | Рождественские посиделки |
3-4 неделя | Будем одеваться красиво | |
Февраль | 1-2 неделя | |
3-4 неделя | Защитники Отечества | |
Март | 1-2 неделя | Мама - первое слово |
3-4 неделя | Все работы хороши | |
Апрель | 1-2 неделя | Перелетные птицы |
3-4 неделя | Огонь - друг, огонь- враг | |
Май | 1-2 неделя | Этот День Победы |
3-4 неделя | Моя семья |
2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка
с синдромом Дауна
Сентябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) лепка из солёного теста | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Октябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) Б) лепка из пластилина (сначала из солёного теста, глины) | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку - пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Ноябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно - ориентированные игры. |
Декабрь | Арт-терапия | Лепка из глины, пластилина: - катать шарики и колбаски из пластилина; - резать пластилиновые колбаски ножом. |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку - пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Январь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | Лепка из пластилина: - делать лепёшки и блинчики; - резать колбаски ножом. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку - пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Февраль | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование красками; Б) лепка из пластилина: - втыкать в шарики спички (ёжик) . | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку - пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. Г) театрализованные игры (куклы бибабо) ; Д) «ладушки». | |
Социализация | хороводные игры | |
Март | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | Лепка из пластилина: -делать лепёшки и блинчики; -резать колбаски ножом. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры, театрализованные игры. | |
Апрель | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации; Б) лепка из пластилина. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку - пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Май | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) пластилинография: взрослый рисует дерево, а ребёнок отрывает от колбаски из пластилина кусочки пластилина и прикрепляет на веточки (листочки). | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
для ребенка с синдромом Дауна
Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении учитывается, что ребенок с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У ребенка с синдромом Дауна движения плохо скоординированы, проявляется моторная неловкость, он не обладает быстротой реакции. Поэтому помещение группы одновременно и обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность. Центр группового помещения - остается свободным.
3.2. Распорядок дня
7.00 - 8.20 Подъем, осмотр детей, утренняя гимнастика
Цель - создать спокойный психологический комфортный настрой для каждого ребенка; способствовать укреплению интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком; содействовать формированию у детей чувства общности.
8.20 – 8.50 Подготовка к завтраку, завтрак
Цель- Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, гигиенические процедуры). Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Объяснение особенностей приготовленных блюд, их значения для здоровья человека.
8.50 - 9.00 Игры, подготовка к образовательной деятельности
Цель- Содействие созданию у детей позитивного и деятельностного настроя на образовательную деятельность. Проблемные, игровые ситуации. Общение детей по интересам. Обогащенная пространственная предметно-развивающая среда, адекватная теме дня.
9.00 – 10.00 Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
10.00- 10.45- Полдник, подготовка к прогулке
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности одевания. Оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей),мотивация на прогулку (содержание, проблемные ситуации).
10.45 – 12.00 Прогулка
Цель - Укрепление здоровья детей и оптимизация двигательной активности. Создание радостного, приподнятого настроения. Создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности; подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; народные игры, пробежки; самодеятельные игры детей. Развитие познавательных интересов детей. Целевые прогулки, экскурсии, близкие прогулки за пределы д/с, познавательные беседы, наблюдения, элементы экспериментирования, опыты. Развитие художественно-эстетического восприятия детей к окружающей действительности. Наблюдение за объектами живой, неживой природы, явлениями природы. Самостоятельная художественная деятельность детей. Игры с выносным инвентарем.
12.00-12.20 Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). Подготовка к обеду
Цель - Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности раздевания. Формирование навыков аккуратности, потребности ухода за одеждой и обувью (складывать правильно и на место), взаимопомощи. Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, чистые руки, убраны за собой игрушки – по необходимости).
12.20-12.50 Обед
Цель - Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).
12.50- 15.00 Подготовка ко сну, дневной сон
Цель - Формирование навыков самообслуживания. Формирование (соблюдение) гигиенических навыков подготовки ко сну (гигиенические процедуры, настрой).
15.00 – 15.50 Подъем. Гигиенические, закаливающие процедуры. Полдник
Цель - Создание условий для постепенного физиологического пробуждения детей. Физиологическая активизация организма ребенка
15.20 – 19.00 Самодеятельные игры детей, организованные по собственной инициативе. Индивидуальная работа по плану. Проблемные ситуации. Интегрированная деятельность в центрах развития детей по интересам. Чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей (сказки, стихи, спектакли) Игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная деятельность, коммуникативная, конструирование, восприятие художественных произведений и фольклора. Подготовка к прогулке, прогулка
19.00 – 19.25 – Ужин
Цель - Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).
19.25 – 20.00 Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа.
20.00 – 20.40 Спокойные игры, гигиенические процедуры.
20.40 – 7.00 Укладывание, ночной сон.
В группе общеразвивающей направленности, где находится ребенок с синдромом Дауна, с ним проводится 5 индивидуальных занятий, 10 групповых занятий, всего 15 занятий в неделю.
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Время | Понедельник | Вторник |
9.00 | Познание. Чтение литературы | Познание. Математика |
9.30 | Рисование | Физическая культура |
10.00 | Музыка | |
| ||
Время | Среда | Четверг |
9.00 | Коммуникация | Аппликация |
9.30 | Лепка | Физическая культура |
10.00 | Физическая культура | |
| ||
время | Пятница | |
9.00 | Коммуникация. Чтение литературы | |
9.30 | Физическая культура (на улице) | |
3.4. Мониторинг развития ребенка с синдромом Дауна
Критерии | Декабрь | Май |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Развитие элементарных математических представлений: - знает состав числа 2-5; - считает в пределах 10; - сравнивает две группы предметов; - ориентируется на листе бумаги; - записывает числа до 10; - пользуется знаками и обозначениями; - решает простые задачи; - знает геометрические фигуры. | | |
Ознакомление с природой Имеет представления - о сезонных изменениях в природе; - о растениях; - о животных. | | |
Ознакомление с жизнью и трудом взрослых: - знаком с трудом людей ближайшего окружения; - знаком с отдельными объектами ближайшего окружения; - знает сведения о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей | | |
Сенсорное развитие - различает цвет форму, величину, предметов; - различает правую и левую сторону; - ориентируется в пространстве: по наглядному образцу по словесному указанию | | |
Умственное развитие - составляет группы предметов; - обобщает предметы; - различает части предмета и целый предмет; - определяет простейшие причины наблюдаемых объектов и событий; | | |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Речевое развитие - активно употребляет слова, обозначающие предметы и явления (по лексическим темам); - владеет навыками словообразования; - отчетливо произносит слова в предложении; - правильно согласовывает слова в предложении; - понимает значение предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения; - строит предложения с союзами, предлогами; - составляет рассказы: из личного опыта по сюжетной картине рассказы-описания; - отвечает на вопросы; - пересказывает небольшие тексты; - драматизирует небольшие произведения. | | |
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте: - сформирована артикуляционная моторика; - формировано звукопроизношение; - развит речевой слух; - узнает и выделяет звук из слова; - различает гласные и согласные звуки; - владеет навыками звукового анализа слова; - имеет представление о слове, предложении; - составляет условно-графическую схему предложения. | | |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Игровая деятельность: - придумывает и развивает сюжет игры; - принимает на себя роль; - выполняет игровые действия; - использует предметы-заместители; - играет в группе детей; - понимает и выполняет правила игры. | | |