Индивидуальная образовательная программа в 3 классе

2
0
Материал опубликован 20 December 2019















































СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2.Направления работы в рамках реализации программы.

3.Психолого-педагогическая характеристика ребенка

4.Требования к результатам освоения ЗУН

5. Основные этапы процесса тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения

6.Содержание курса

7.Календарно-тематическое планирование

8.Ежедневное календарно-тематическое планирование

9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение





1.Пояснительная записка

Данная программа индивидуального развития ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения) создана для решения проблемы его инклюзивного образования. Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением зрения составлена и адаптирована на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для детей с нарушением зрения. Программа составлена с учетом предоставленного анамнеза, рекомендаций медицинских специалистов, уточненного диагноза и прогноза и позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации детей с нарушением зрения.

Технология тьюторского сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: создать условия слабовидящему ребенку для освоения программы общего образования, провести коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, помочь в адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2) помощь (содействие) ребенку с нарушением зрения в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы индивидуального развития посредством тьюторского сопровождения определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

2.Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии детей с нарушением зрения

2. Прогностическая: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения учащихся с нарушением зрения

3. Регулятивная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для учащихся с нарушением зрения служб и специалистов школы.

4. Аналитическая: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с нарушением зрения

3.Психолого-педагогическая характеристика

Адресат данной программы (ФИО): 

Алябьев Георгий Алексеевич

Класс: 5 «А»

Дата рождения – 19.12.07 г. пол: муж.

Диагноз зрительный: гипоплазия диско-зрительных нервов

Особенности развития ребенка: (краткая психолого-педагогическая характеристика)

Георгий обучается в школе-интернате с сентября 2019 года.

При проведении психологического обследования охотно идет на сотрудничество. Особого интереса к исследованию не проявляет, поведение адекватное. Фон настроения в процессе проведения исследования ровный. Голос умеренной громкости, на вопросы отвечает неуверенно, с ошибками. Инструкции к заданиям понимает не всегда, иногда требуются помощь со стороны педагога.

У Георгия наблюдается недостаточный уровень сформированности знаний об окружающем мире, общей осведомленности. Представление об относительной величине сформированы частично, геометрические фигуры знает не все.

Мальчик правша. Сформированность мелкой моторики не соответствует возрастным нормам. Конструктивные способности развиты недостаточно.

Восприятие. Выделяет ведущие признаки и свойства воспринимаемых объектов. Представления о цвете, форме и величине сформированы частично

Внимание неустойчивое. Объем внимания снижен, концентрация затруднена. Задания выполняет в медленном темпе.

Память развита слабо. Низкий объем о скорость запоминания.Трудности с отсроченным воспроизведением.

Мышление. Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на низком уровне. При выполнении предложенных методик были допущены ошибочные ответы. Испытывает затруднение в объяснении скрытого смысла пословиц. Счет в пределах 10, обратный счет с ошибками.

В учебной деятельности незаинтересован в учебе. Глеб заинтересован в общении с учителем и одноклассниками, необщителен, доброжелателен. Уровень учебной мотивации, познавательной активности – высокий. Навыки самообслуживания сформированы. Навыки программирования и контроля развиты хорошо.

Заключение психолога: уровень актуального развития соответствует возрастной норме.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные.

Рекомендации по психолого-педагогической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:

- Развитие познавательных процессов; использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;

- Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля;

- Развитие навыков пространственного ориентирования через индивидуальные занятия.

Рекомендуемые формы работы с ребенком с ОВЗ: индивидуальные занятия, игры, упражнения, прогулки.

4.Требования к результатам освоения основных ЗУН

Направления коррекционной работы

Требования к результатам


Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях


Развитие у ребёнка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.

умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в физической нагрузке, в реализации медицинских рекомендаций, в самостоятельном передвижении в малознакомой предметно-пространственной среде (в помещении, улице);

умение пользоваться личными тифлотехническими адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, лупа, специальные приборы и др.);

понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;

умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;

умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения;

умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи в ситуациях дезориентации в предметно-пространственной и учебной среде и в ситуации трудности получения всего объема информации о происходящем в данный момент (извините, мне плохо видно и др.).

 

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми

в повседневной жизни

Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту

стремление к самостоятельности, инициативности и независимости в разных видах предметно-практической деятельности (в школе, в быту), пространственной и социально-бытовой ориентировке.

Освоение правил устройства школьной и домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному

целостные представления об устройстве порядка домашней жизни;

умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях повседневной жизни в школе и дома.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

представления об устройстве школьной жизни;

умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

прогресс ребёнка в этом направлении.

Формирование стремления и потребности принимать участие в жизни школы и класса.

стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении;

умение организовывать свой досуг.

Овладение навыками коммуникации

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка жизненных ситуациях.

освоение знаний о социуме школы;

умение решать актуальные житейские задачи, используя вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

умение получать и уточнять информацию от собеседника;

освоение культурных форм выражения своих чувств;

овладение нормами социально-одобряемого поведения;

умение пользоваться формами речевого этикета и навыками экспрессивного выражения эмоций.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

расширение опыта коммуникации со сверстниками и взрослыми;

накопление опыта участия в общих играх и занятиях;

накопление опыта использования зрительного восприятия для установления коммуникации;

умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Дифференциация и осмысление картины мира

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

формирование адекватных представлений о предметах и объектах окружающего мира;

формирование адекватного поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя;

сохранение окружающей предметной и природной среды;

использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

расширение и накопление предметно-пространственных представлений по маршрутам первой необходимости: дом - школа, дом, а также освоение территории за пределами дома и школы: двор, парк, библиотека, городские достопримечательности.

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

умение ребёнка накапливать впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;

умение устанавливать взаимосвязь порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию;

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

развитие у ребёнка познавательных интересов, любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым учебно – иссле-довательскую деятельность;

развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;

накопление опыта освоения нового, развитие потребности взаимодействия с предметным миром.

Расширение знаний о социальной среде окружающего мира. Расширение знаний о человеке.

умение накапливать и расширять знания о социальной жизни человека;

умение устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях, видеть противоречия между обществом и природой и пути его разрешения;

умение получать представления о предметах и явлениях природы посредством наблюдений в естественных условиях.







Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей



Освоение норм культуры взаимоотношений между людьми.

умение адекватно применять социальные нормы и правила поведения, умение вступать в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника;

умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьба, опасение и др.).

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

умение соблюдать очередность в разговоре;

умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении

расширение круга освоенных социальных контактов.



Таблица 1.

5.Основные этапы процесса тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения

Этапы

Содержание

Сроки


1 этап:

Диагностический

- диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- посещение уроков ребенка;

-составление индивидуальных маршрутов развития ребенка.


сентябрь 2019г. – октябрь 2019 г.

2 этап

Реализации программы

-реализация индивидуальной программы тьюторского сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

ноябрь 2019 г.-апрель 2020г.

3 этап

Анализа и коррекции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).


май 2020 г.

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа;

- Наблюдение;

- Эксперимент;

- Анкетирование, опрос;

- Консультирование;

- Методы групповой и индивидуальной работы;

- Проективные методы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Организационно-педагогические условия реализации программы:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики.

- Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии.

-Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2019 г.), итоговая диагностика (май 2020г.), заседание ПМПК (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы».

Режим занятий: тьюторское сопровождение осуществляется, как и в урочное, так и во внеурочное время. Периодичность тюторских занятий – 1 раз в неделю, длительностью 20-30 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

- развитие личности учащегося;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- коррекция несформированных психических функций;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие познавательных процессов;

- развитие самостоятельности и самоорганизации.

6.Содержание учебного курса


Учебный курс включает в себя два основных раздела:

Адаптационный – направлен на правильную и максимально безболезненную для обучающегося адаптацию к школьным условиям.

Вспомогательный – направлен на помощь в освоении школьного и дополнительного материала, закрепление приобретенных знаний и навыков, развитие коммуникационных навыков.

Тематическое планирование

Раздел

Сроки

Базовые учебные действия

Адаптационный

I-II четверти

Ориентирование в школьном пространстве и распорядке


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:


Вступление в контакт (учи­тель – уче­ник, ученик – уче­ник, ученик – класс, учи­тель-класс)


Понимание и выполнение инст­рукций к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и школьном быту


Формирование ритуала индивидуальной и коллективной работы с учителем


Формирование самостоятельности в вы­пол­нении учебных за­да­ний, поручений, до­го­во­ре­н­ностей


Формирование ритуалов социального вза­и­модей­ствия с од­но­к­ла­с­с­ни­ками и учителем


Формирование у детей понимания времени через выработку ритуала школьного

распорядка и расписания


Вспомогательный

III-IV четверти

Выделение существенных, общих и отличительных свойств пред­метов


Формирование навыка обобще­ния, сравнения, классификации на наглядном материале


Получение навыка пользования знаками, символами, предметами-заместителями


Формирование пространственных представлений


Имитация как способ восприятия и воспроизведения окружающей действительности


Формирование ритуалов выражения эмоций


Формирование ритуалов простейших коммуникативных сценариев


Формирование ос­мы­с­ле­нности социального ок­ру­же­ния, своего места в нем, при­нятие со­от­вет­с­т­ву­ющих возрасту ценностей и социальных ролей


Формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе


Закрепление полученных навыков чтения, письма и счета


Входить и выходить из учебного помещения со звонком;


Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;


Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);




7.Календарно-тематическое планирование (21 ч)

Тема

Кол-во.ч.

Содержание

Характеристика основных видов деятельности


Входная диагностика.


1

Диагностирование учащегося

Работа с пиктограммами, фотографиями, карточками.

Адаптация к школьному режиму и помещению

3

Формирование умения работать с живым расписанием


Оценка имеющихся навыков и знаний обучающегося







2

Наблюдение за умением работать на уроке с применением сформированных навыков.

Помощь при выполнении заданий.

Организация методической помощи педагогу.

Работа на уроках по плану учителя.

4.

Самостоятельное раздевание, переодевание, одевание

2

Помощь при переодевании.

Формирование умения самостоятельно переодеваться, убирать свои вещи.

Работа с пиктограммами «алгоритм раздевания»

5.

Правила поведения в общей школьной столовой

6

Формирование умения правильного поведения в столовой.

Умения приходить и уходить вместе, ждать одноклассников.

Работа с пиктограммами

«правила поведения в столовой»

Работа на взаимодействие.

6.

Умение работать за столом, понимать и выполнять инструкции учителя

3

Формирование умения работать на уроке.

Помощь при выполнении работы.

Работа по плану учителя

7.

Умение работать с учителем в группе

1

Формирование умения работать в группе, понимать инструкции, умение взаимодействовать

Работа по взаимодействию учителя и учащегося

8.

Умение распознавать и взаимодействовать с одноклассниками

2

Формирование умения работать в группе, умения взаимодействовать друг с другом.

Работа по взаимодействию с одноклассниками

9.

Итоговая диагностика

1

Итоговое диагностирование учащегося

Работа с тестами









8.Ежедневное календарно-тематическое планирование

Дата

Самообслуживание

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальные навыки

Спортивно-оздоровительное


Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

СЕНТЯБРЬ

02.09.



Торжественная линейка.

«Здравствуй, школа!»




03-06.09.

Беседа «Поведение во время еды».


Диагностики по познавательным процессам

Ролевая игра «Я- пятеклассник».

Игра «Где мы гуляем, играем». Беседа по ТБ во время прогулок.

9-13.09.

Правила ухода за своей одеждой. Практическое занятие.

Заучивание четверостиший об осени.

Прогулка


Занятие в игровой форме «Расскажи, как ты провел летние каникулы».

16-20.09.

Сезонная обувь. Уход за обувью. Практическое занятие.

Воспитательный час «Мои отношения со сверстниками».


Изготовление поделки на выставку «Дары Осени».



23-27.09.


Решение ситуативных задач «Слова приветствия при встрече».




ОКТЯБРЬ

30.9.-04.10.

Гигиена школьника. Практическое занятие.


Изготовление поздравительных открыток ко Дню Учителя.

Концертная программа, посвященная Дню учителя.

Выход на природу «Осень в лесу».

07-11.10.

Чистые руки – залог здоровья. Беседа- практикум.


Путешествие по книгам дальневосточных писателей о природе.

«Учение и труд рядом идут». Час профориентации.

Экскурсия по парку. «Признаки осени»

14-18.10.

Утренний и вечерний туалет. Практическое занятие.

Книготерапия. Чтение рассказов о природе.

Рисуем родной край.

Запомни правила безопасности обращения с электроприборами

Игра «Вежливо – невежливо»


21-25.10.

Акция «Чистый двор».

Занятие

«Сохраним природу живой».

Праздник осени «Осенний сюжет».

Мультдискотека. Музыка из российских мультфильмов.

Подготовка празднику осени.

НОЯБРЬ

07-11.11.

Беседа «Мозг – мой главнокомандующий. Влияние никотина на работу головного мозга».

Книготерапия. Поэзия. Зимняя тематика.

Классный час. 4 ноября – День народного единства.

Ролевая игра «Культура поведения».

Игра «Карлики и Великаны».

13-17.11.

Беседа «Здоровье, что это такое?»

Дидактическая игра «Нации и народы».

Тренинг «Общение со взрослыми и сверстниками».

Беседа «Будь осторожен дома».

Занятие «Роль спорта в моей жизни».

18-22.11.



Зимние рассказы о животных.

Тематический час «Права и обязанности».


Практическое занятие «Мы едим в автобусе».

23.11-27.12

Практическое занятие «Как сохранить продукты?»

Познавательный час «Спеши стать терпимей».

Экскурсия по парку. «Признаки зимы».

Экологическая культура «Наша малая родина».


ДЕКАБРЬ

02-06.12.


Порядок в моем шкафу.

Учим стихи о зиме.




9-13.12.





Акция «Помоги птицам зимой»

16.-20.12.

Занятие «Полезная и вредная пища».

Учим стихи к Новогоднему утреннику.




18.-22.12.


Беседа с элементами практического «Справедливость-это…?»

Новогодний утренник.

Беседа. Правила поведения на улице (на горке) в зимнее время.

Экскурсия «Новый год в поселке».

ЯНВАРЬ

13-17.01.


Час нравственности «Что такое дружба?»

Экскурсия «Праздничный поселок».

Круглый стол. «Моя семья».

Экскурсия «Новый год в поселке».

20-25.01.

Практическое занятие. Уход за волосами.




Ремонт учебников.

Прогулка на площадь (катание с горки).

27-31.01.





Час игры «Игры на внимание».

ФЕВРАЛЬ

03.02-08.02.

Умеешь ли ты отдыхать? Одежда для отдыха.


Беседа «2 февраля- День фашистов в Сталинградской битве».



11.02-14.02.

Ремонт одежды. Пришиваем пуговицу.


Занятие- экскурсия. «Природа - наш дом».

Занятие «Чего не хватает растениям?»

Подготовка к смотру песни и строя.

17-21.02.

Режим дня. Мои привычки и желания.


Праздник «Валентинов день».

Экологическая пятиминутка «Растения в твоей жизни».

Изготовление открыток к 23 февраля.


24-28.02.


Мелкий ремонт одежды.



Беседа-практикум «Вместе тесно, а врозь скучно».

-----

МАРТ

02-06.03.




Ролевая игра. «Мама, папа , я – дружная семья».

-----

Прогулка-наблюдение «Приметы ранней весны».

9-13.03.

Правила мытья и чистки посуды.


Занятие- игра «Благодарность и внимание».

Практикум по коррекции эмоционально - волевой сферы.

Спортивный час «Дружи со спортом».

16-20.03.



Чтение рассказов о весне. Обсуждение прочитанного.

Беседа «Рабочие инструменты человека».

Повторение правил поведения при возникновении пожара.

Целевая прогулка «Проходите – путь открыт» (укрепление правил поведения на улице).

АПРЕЛЬ

30.03.-06.04.

Уход за своим телом.


Экскурсия по парку. «Признаки весны»


Игра «Бездомный заяц».

0604.-10.04.

Чистота и уют в моем доме. Уход за цветами

Беседа «Нет друга - ищи, нашел - береги».

Урок –презентация. Государственный праздник «День космонавтики».


Игра «Веселая олимпиада».

13.04-17.04.

Час здоровья «Уроки Мойдодыра»

Занятие по этике «На планете Маленького принца».

Занятие – размышление «Я могу стать достойным гражданином своего поселка».

Практическое занятие «Вкусы и увлечения».


20.04-24.04.


Акция «Сохрани природу чистой!»


Наблюдение «Птицы в мае».

Прогулка с наблюдательной целью, как вести себя на улице.

Беседа «Забавы и здоровье».

МАЙ

27.04-01.05.


----

Урок мужества «О тех, кто выстоял и победил в войне».

Чтение. Рассказы о войне. Беседа о мужестве

Беседа «Спортивные секции – их роль и назначение».

04.05-08.05.



-----

Презентация «Знакомство с профессией».

Кросс, посвященный Великой Победе.


11.05-15.05.


Итоговое занятие «Мой вклад в жизнь семьи и школы».

Прогулка. «На лесной полянке».

Практическое занятие: «Ремонт книги»


18.22-25.05

Профилактические беседы по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха.

Беседа «Мои Достижения и неудачи». Итоговая диагностика

Практическое занятие «Лето. Водоем. Правила безопасности на воде».

Беседа – рассуждение «Как я оцениваю свои достижения?»

Подвижные игры на свежем воздухе.











9.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы:

Закон РФ « Об образовании»

Конвенция о правах ребёнка

Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, VIII вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ)

Специальных коррекционных программ для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова

Постановление Правительства РФ от 13.07.1998 г. № 867 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья



Литература:

Азарян Р. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. — М.: ВОС, 1989

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы;психодиагностические методики; коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб.- М.: Ось -89, 1999

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960

Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007

Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997

Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб.,1999

Дефектология. Словарь – справочник/ Авт. – сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова – М.ТЦ «Сфера» 2007

Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004

Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006

Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998

Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001

. Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.М.ГороД,1998 год

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1997

Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995

Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994

Методические рекомендации к программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Автор Е.А.Кульбаш. Ленинград. Пед.институтим.А.И.Герцена, 2000 г.Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н. Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К. Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина

Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: В 2 ч. – М.: Изд –во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения под редакцией КПН В.З. Денискиной. Учебно-методическое пособие, Нижний Новгород, 2002Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ЦТ «Сфера», 1998

Психокоррекционная работа с детьми: учебное пособие/ под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1999

Петрова В.Г., Белякова И.Г.Психология умственно - отсталых школьников: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия» 2002

Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995

Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999Рудякова О.Н.Психологическая поддержка младших школьников. Волгоград, 2008

Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. Методическое пособие. — М., ВОС, 1984

Семенов Л. А. Звуковые сигнализаторы и их применение на занятиях физической культурой и ориентировкой в школах для слепых детей. Методическое пособие. — М.: ВОС, 1985

Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. . Ростов на Дону. Феникс, 2010

Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

Шевлякова, И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. / Москва, 2003

Интернет - ресурсы

Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников VIII вида образовательной деятельности

Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornalissues/razvitie/index.php

Газета "Школьный психолог"

"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. 1 september.ru

"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

Презентации на сайтах: http://www.danilova.ru; http://www.ivanova.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.