Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения для дошкольников

2
2
Материал опубликован 4 November 2020

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения

Р. Виталина

Дата рождения: возраст на момент написания программы 1год 6 мес. Продолжает обучение

Дата поступления в КСДР №2: (поступила в возрасте 7 мес)

Сведения о родителях:

Мама:

Папа:

Диагноз при поступлении: Резидуальная энцефалопатия, ЗТПМР, сходящееся косоглазие.

Краткая психолого-педагогическая характеристика.

В социальном развитии: Первичное обследование дефектолога в 1г. 6 мес. При обследовании слабо идет на контакт, инициативу в общении не проявляет, общение не поддерживает. Общается на эмоциональном уровне, экспрессивно мимическими средствами, не взаимодействует со сверстниками. Знает свое имя, частично узнает знакомых взрослых и детей. Представлений о себе – нет. Эмоциональные реакции слабые, трудно вызвать улыбку.

В физическом развитии: не ходит, хорошо ползает, много и в разных направлениях, на обе ноги не встает, даже при поддержке.

Познавательная деятельность. Речь. Интерес к игрушкам слабый, по назначению не использует. Обращенную речь понимает не в полном объеме. В активной речи использует звуки.

Восприятие. Не дифференцирует предметы при выборе из двух.

План коррекционной работы

Социальное развитие

- Формировать у ребенка представление о самом себе

- формировать у ребенка интерес к взрослому и совместную деятельность с ним, к сверстнику и совместную деятельность с ним.

- формировать самостоятельность в быту

Развитие речи

- Расширить представления о себе и окружающем мире.

- развитие понимания обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции

- формировать фонетико-фонематический слух: побуждать повторять звуки, слоги, простые слова.

3. Сенсорное развитие.

Форма: учить выделять шарик, кубик, кирпичик,

Величина: учить выделять предметы из двух контрастных величин – большой – маленький.

Цвет: учить выделять основной признак предмета по заданному параметру (напр, «дай такой же»)

4.Формирование предметной деятельности.

Учить целенаправленным предметно-игровым действиям и отдельными игровым действиям с учетом свойств предметов: подбирать к предмету пары по форме, величине, цвету, складывать пирамидки, матрешки (башенки, стаканчики).

Учить нанизывать кольца на пирамидку, выкладывать кольца в ряд по убыванию или возрастанию. Строить из кубиков башню.

4. Физическое развитие.

- Совершенствование имеющихся двигательных функции ребенка.

- развитие и коррекция основных движений, а также двигательных навыков.

- развитие мелкой моторики.





Протокол обследования детей от 1 года до 2 лет.

Диагностика по К.Л. Печора, Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина

ФИО ребенка_____Виталина Р______________________

Возраст при поступлении_______7 мес_______________

Возраст на момент обследования ____1г 6м___________

Диагноз_Резидуальная энцефалопатия, задержка темпов психо-моторного развития. Сходящееся косоглазие__________________________________



Линия развития

Сформировано

Не сформировано

Понимание

речи


+

Активная

речь


+

Сенсорное развитие:

Цвет

Форма

Величина



+

+

+

Игра и действие с предметами


+

Конструктивная деятельность


+

Навыки самообслуживания


+

Движения:

Переворачивается

Сидит

Ползает

Встает

Ходит



+

+

+







+

+









Перечень занятий



Занятие 1. «Кубики и шарики».

Цель. Научить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от их свойств, формировать активные поисковые действия, элементы эксперементирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Материал: десять шариков и восемь кубиков одного размера и цвета, лоток для скатывания шариков, коробка.

Ход занятия

Перед ребенком стоит коробка с шариками и кубиками. Лоток для скатывания шаров. Педагог говорит, что в коробке лежат шарики и кубики: надо взять кубик и повторить за ним действия ( проводит по его сторонам, поглаживает грани, пальцем касается уголков). Ставит кубик на скат лотка, демонстрируя, что кубик не обладает способностью скатываться. «А теперь нужно отобрать шарики», - говорит педагог, показывая ребенку шарик и прокатывает его по лотку. Ребенок должен повторить все действия.



Занятие 2. Катание с лотка цветных шариков

Цель занятия: научить детей сосредоточенно играть одной игрушкой 3 — 5 минут, выполнять действия, показанные воспитателем, понимать слова «покатай», «шарик» или «положи», «корзиночка».

Материал: шарики двух цветов, коробка, корзинка, лоток.

Ход занятия

Педагог дает ребенку 6 — 8 шариков красного и синего цвета (можно дать шарики в другом сочетании двух цветов: желтый и синий, красный и зеленый и т.п.). Ребенку дают возможность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время воспитательница ставит на стол или на пол невысокий лоток и скатывает с него по очереди шарики, приговаривая: «Вот как катится шарик!» Затем предлагает малышу: «Покатай шарик! Еще покатай шарик»

Если ребенок умеет катать шарики, то на следующих занятиях вместо лотка даются две корзинки или коробки, и воспитательница показывает, как можно перекладывать шарики из одной корзинки в другую, и приговаривает: «Положу шарик в корзинку, еще положу шарик», — затем предлагает и ребенку так перекладывать. После занятия игрушка дается детям для самостоятельной игры, и воспитательница следит, чтобы ею пользовались правильно.

Педагог может называть цвета шариков, не требуя еще от детей знания цветов.




Занятие 3 Перекладывание цветных шариков в корзину

Цель: учить ребенка сосредоточенно играть одно игрушкой 3-4 мин, выполнять действия, показанные педагогом, понимать слова «положи», корзиночка».

Оборудование: шариков красного и синего цвета, две корзинки.

Ход занятия:

Педагог дает ребенку 8 шариков красного и синего цвета. Ребенку дают возможность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время педагог ставит на стол две корзинки и показывает, как можно перекладывать шарики из одной корзинки в другую, и приговаривает: «Положу шарик в корзинку, еще положи шарик», - затем предлагает и ребенку так перекладывать



Занятие 4. Нанизывание колец на стержень

Цель: развивать у детей умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, понимать слова «надень», «сними», «кольцо».

Материал: стержневая пирамидка.

Ход занятия

Занятие проводится с 2 — 3 детьми одновременно. Педагог дает ребенку пять колец одинакового размера (5 — 6 см в диаметре). Кольца могут быть одноцветными или окрашенными в разные (основные) цвета. Дав ребенку поиграть кольцами, воспитательница ставит на стол стержень (на устойчивой подставке) и показывает, как надевать кольца. При этом приговаривает: «Наденем колечко, еще колечко наденем. Все колечки надели! А теперь снимем колечко и еще снимем. Все сняли!» Затем дает стержень малышу и предлагает ему надеть кольца, а потом снять. Ребенок может надевать и снимать столько раз, сколько ему захочется. Если кто-то из детей, надев кольца, не хочет их снимать, надо ему напомнить: «А теперь сними колечки, потом наденешь на палочку». Необходимо следить за движениями малышей, так как некоторые из них держат кольцо всей кистью, а не пальцами. Если ребенок испытывает затруднения и показ не воспринимает, то воспитательница сама вкладывает ему кольцо в пальцы и 1 — 2 кольца помогает нанизать на стержень. После занятий игрушка дается детям для самостоятельной игры, в процессе которой воспитатель следит за правильностью их действий. Занятие повторяют несколько раз.

На последующих занятиях количество колец увеличивается до 8 — 10.



Занятие 5. Постройка башенки из кубиков

Цель: научить детей сосредоточенно играть, накладывать кубик на кубик, понимать слова «сделай», «башня».

Материал: кубики одного размера

Ход занятия

Ребенку даются четыре кубика одинаковой величины (размер сторон 8 — 10 см). Педагог занимается с 1 — 2 детьми. Она сама строит башню, старательно ее подравнивая. Затем предлагает: «Таня, построй башню» и т.д. Если постройки малышей неустойчивы, то на первом занятии воспитательница сама исправляет их, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно, «чтобы башня не упала». Педагог может, взяв руку ребенка, провести его ладонью по поверхности башни, чтобы он почувствовал, ровная ли она. Это занятие проводится с детьми, уже немного привыкшими заниматься, поэтому при повторении можно сразу предложить им: «Построим башню из кубиков».



Занятие 6. «Кто это?» (учим части тела и лица)

Цель: учить ребенка узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест;

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход занятия:

Ребенок стоит перед зеркалом педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «КТО это? Это (имя ребенка)! Вот какой (и.р)! А это тетя! Вот тетя!» (педагог жестом показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, педагог берет его руку в свою и помогает ему совместными действиями.

Важно чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я». Затем задание усложняется, ребенку необходимо показать части тела и лица. Педагог спрашивает «А где у Кати глазки? (носик, ротик, ушки)». Если ребенок не показывает, то педагог показывает сам. Далее части тела – «Мы погладим животик, спинку, ручками похлопаем, ножками потопаем».



Занятие 7.Укладывание куклы спать

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «А-А-А-А». Изучить игровые действия с предметом.

Оборудование: Кукла, кроватка

Ход занятия

Педагог приглашает детей к столу, ставит на стол кровать с матрацем, подушкой, одеялом и маленький стульчик для куклы и спрашивает: «Кто же будет спать в кроватке? Нина будет спать. Где же Нина?» Приносит из другой комнаты куклу Нину и обращается к ней: «Нина, где ты была? Гуляла?» — «Гуляла». — «Ты долго гуляла, Нина?» — «Долго, я устала». — «Ты спать хочешь?» — «Да, я хочу спать». — «Ребятки, Нина хочет спать, ее нужно покачать. Педагог показывает игровые действия, сопровождая их словами «Кукла хочет спать, куклу надо покачать А-А-А-А». Затем предлагает ребенку сделать тоже самое. Ребенок качает куклу и кладет в кроватку, укрывает одеялом и качает кроватку.



Занятие 8. Кормление куклы

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям

Оборудование: кружка, тарелка, ложка

Ход занятия

Педагог усаживает ребенка на стульчик. Приносит завернутые в салфетку игрушки (чашку, тарелку, ложку) и кладет их на стол. Вынимает каждый предмет по очереди и спрашивает, что это, стараясь получить словесный ответ. В то же время каждый ответ она подкрепляет произнесением нужного слова, говоря при этом: «Сережа, что это?» — «Это чашка». — «Кукла Катя будет пить из чашки» — «Это тарелка». — «Это ложка». — «Будем кормить куклу». Затем показывает как это будет делать и предлагает ребенку сделать то же самое.



Занятие 9. Катание кукол на машине

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям, соотносить цвет

Оборудование: Машины и куклы

Ход занятия

Перед началом занятия педагог ставит на стол две машины, окрашенные в разные цвета (например, в красный и синий), и покрывает их простынкой, приносит двух кукол, одетых в платья красного и синего цвета (у куклы в красном платье на голове красный бантик, а у куклы в синем платье — синий бантик), садится на стул, кукол сажает на колени и приглашает к себе ребенка. Дает подержать кукол, рассмотреть их платья, бантики. Педагог называет одежду и задает вопросы, побуждая показывать одежду на кукле и на самих себе, повторять вслед за ней отдельные слова и отвечать на вопросы, после этого идет к столу, на котором стоят машины, показывает на красную машину, а потом на синюю и говорит: «Посмотри, это красная машина, а это синяя машина. Вот у этой куклы платье тоже красное, а вот у этой куклы синее платье. Посадим в красную машину куклу в красном платье, в синюю машину куклу в синем платье. Саша, покатай в красной машине куклу в красном платье».



Занятие 10. «Собачка»

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды животное.

Оборудование: игрушка собачка, картинки с изображением домашних животных.

Ход занятия

Педагог показывает игрушку – собачку, дает возможность поиграть с ней, обыгрывает потешку о собаке:

Баю, баю, баю, бай.

Ты, собаченька, не лай!

Ты, собаченька, не лай!

Мою крошку не пугай!

Потом педагог предлагает найти изображения собаки на картинке, выделяя среди изображений: «Вот - собачка, умеет лаять – гав-гав».



Занятие 11. «Кошечка»

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды животное – кошку.

Оборудование: игрушка кошка, картинки с изображением домашних животных.

Ход занятия:

Педагог показывает игрушку кошку, дает возможность поиграть с ней, обыгрывает потешку про кошку «Кисонька – Мурысонька»:

Киска, киска! Киска, брысь!

На дорожку не садись!

Моя деточка пойдет,

Через киску - упадет! (бух!)

Затем педагог ищет с ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: «Вот она – кошечка, умеет мяукать – мяу-мяу!»



Занятие 12. Узнавание детьми предметов по картинке

и развитие понимания речи

Цель: вызвать у детей интерес к картинке; научить узнавать по картинке знакомые предметы и называть их хотя бы упрощенным названием; воспитать умение правильно обращаться с картинкой (не рвать, не мять, не бросать).

Материал: картинки с изображением игрушек, игрушки(мяч, машина, кукла ит.п.)

Для осуществления этих задач проводятся занятия по одной, а затем по нескольким картинкам.

Педагог показывает ребенку одну хорошо знакомую ему игрушку (мяч или куклу, матрешку, собаку, мишку, автомобиль) и говорит: «Вот мячик, мячик бом-бом!» Незаметно для него убирает со стола игрушку. «Где мячик? Нет мячика!» Затем кладет на стол картинку, изображающую мячик. «Вот он, мячик! Вот мячик — бом-бом». Педагог показывает на мячик, берет руку ребенка и ею тоже указывает на мячик, изображенный на картинке. Такие действия со сменой игрушки и картинки повторяются несколько раз, пока ребенок сам не начнет показывать предмет по картинке или произносить слова «бом-бом», «мячик».

Затем занятия повторяются и показываются другие предметы и картинки (собака, машина и т.д.).

Когда дети хорошо научатся узнавать предмет по одной картинке, проводятся занятия с использованием двух картинок, изображающих известные ребенку предметы.

Предметы должны значительно отличаться по внешнему виду и звучанию названий, например: мяч (бом-бом) и собака (ав-ав), автомобиль (би-би) и кукла (Ляля).

Воспитательница кладет одну картинку, называет изображение: «Вот мячик — бом-бом. Где мячик?» Если ребенок затрудняется, то воспитательница показывает сама. Воспитательница убирает первую картинку и те же действия проделывает со второй. Затем рассматриваются обе картинки вместе и ребенку предлагают показать то одну, то другую. Задается вопрос: что это?

Когда дети научатся хорошо различать знакомые им картинки, постепенно добавляются новые.

Воспитательница показывает сначала новую картинку, называет ее, а потом добавляет знакомую и предлагает показать то одну, то другую.


Примерные сочетания картинок

Знакомые картинки

Новые

мячик (бом-бом)

кукла (Ляля)

собака (ав-ав)

автомобиль (би-би)

дудочка (ду-ду)

гусь (га-га)

петушок (кукареку)

часы (тик-так)


На последующих занятиях количество картинок постепенно увеличивается до 6 — 8.

На первых занятиях и в играх с картинками дети привыкают внимательно рассматривать изображения, узнавать знакомые предметы, понимать названия, которые они слышат от воспитателя. На этой основе можно усложнять занятия.



Занятие 13. С сюжетными картинками

Цель: вырабатывать представления о предмете; закрепить представления о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.

Материал: картинки с изображением больших и маленьких игрушек.

Ход занятия

Занятия по картинкам на различение формы и величины предметов проводятся после соответствующих занятий с предметами и игрушками большого размера и такими же предметами и игрушками, но меньшего размера.

Педагог показывает детям 2 пары картинок с изображением больших и малых предметов (например, матрешки, мячи) и говорит: «Это большая матрешка, а это маленькая. Это большой мяч, а это маленький». Затем, обращаясь к отдельным детям, предлагает показать большой и маленький предметы, повторять их названия. Во время занятий несколько раз меняет картинки местами, чтобы дети осмысленно различали размеры изображенных предметов.



Занятие 14. Соотносить игрушку с изображением

Цель: организовать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражания или лепетные слова.

Оборудование: мячик, кукла, мишка, предметные картинки.

Ход занятия:

Педагог побуждает ребенка находить заданные игрушки в пространстве комнаты, называть их.

Вариант 1 : после предварительного показа и игры педагог прячет игрушку, затем просит малыша ее найти, назвать используя звукоподражание, и предъявляет предметную картинку с ее изображением (рассматривает и называет).

Вариант 2: педагог дает инструкцию: «Найди мячик на стуле;» ребенок находит мячик и предметную картинку с его изображением, совершает игровые действия с игрушкой, используя звукоподражания

Занятие 15. Шарики и кубики играют в прятки!

Цель занятия. Практическое знакомство с объемными геометрическими телами — куб и шар; учить подбирать прорези для шара и куба.

Оборудование. Две картонные коробки среднего размера с прорезями — на одной коробке квадратная прорезь, на другой — в форме круга; пластмассовые кубики и шарики одинакового размера.

Ход занятия.

Перед началом занятия сделайте в картонных коробках прорези квадратной и круглой формы для проталкивания игрушек — кубиков и шариков. Затем смешайте в корзинке пластмассовые кубики и шарики (величина фигур должна соответствовать прорезям в коробках — быть одинакового размера). Очень важно, чтобы тела определенной формы проталкивались только в свое отверстие (для этого надо внимательно подобрать размер кубов и шаров — они должны быть примерно одинаковы по объему). Предложите детям «поселить фигурки в домики» — шарики в один «домик», а кубики в другой — брать по одной фигуре и по очереди проталкивать их в соответствующие прорези. После выполнения задания вместе с малышами посмотрите, все ли выполнено правильно и нет ли в домиках «чужаков» — откройте коробки и проверьте содержимое. Можно обыграть это задание по-другому — предложить игру «Прятки». В з р о с л ы й. Игрушки решили поиграть в прятки и спрятаться в коробку — давайте им поможем! Игру с проталкиванием шариков и кубиков в отверстия в коробках можно повторять многократно.



Занятие 16. Волшебный домик

Цель занятия. Практическое знакомство с объемными фигурами разной формы; обучение подбору нужных прорезей для проталкивания фигур, используя разные способы действий.

Оборудование. Дидактическая игрушка — деревянная коробка с отверстиями-прорезями разной формы, объемные сюжетные фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход занятия.

Для этой игры используйте игрушку по типу «почтового ящика», но в которой отверстия и фигуры к ним не обязательно являются эталонами формы, они могут быть самыми разными. Такую сюжетную игрушку можно легко обыграть. Достаньте фигурки из коробки и предложите малышам поиграть с ними — рассмотреть, подержать в руках, разложить на столе и поиграть с ними. Затем раздайте детям по одной фигурке и предложите сделать «волшебный домик». В з р о с л ы й. Это волшебный домик. Все окошки в нем разные по форме. Давайте закроем окошки и посмотрим, что получится! Обратите внимание, что играть можно двумя способами: поместить фигуры в прорези, не проталкивая их внутрь, дополняя тем Развитие зрительного восприятия (изучение формы) 103 самым изображения на гранях «волшебного домика», либо протолкнуть фигурки внутрь. В з р о с л ы й. Кто только ни живет в волшебном домике. Сейчас все жильцы ушли на прогулку, но скоро наступит ночь — пора возвращаться домой! Давайте поможем жильцам вернуться домой — каждый будет заходить в свою собственную дверь, такую же по форме!



Занятие 17. Фигуры играют в прятки

Цели. Познакомить с объемными геометрическими тела­ми — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одина­кового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).

Ход занятия

Покажите детям коробку и научите их проталкивать иг­рушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем пред­ложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прят­ки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очере­ди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в фор­ме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить де­тям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят зада­ние, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.



Занятие 18. Почтовый ящик

Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигу­рами разной формы; учить подбирать нужные формы.

Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с от­верстиями разной формы, объемные геометрические фигу­ры, соответствующие прорезям коробки.

Ход занятия

Покажите детям коробку с прорезями (3-4 прорези) и гео­метрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик».

Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и пред­ложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Эту игру можно проводить многократно, по-разному обы­грывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.

В дальнейшем используйте игрушки с большим количест­вом прорезей и фигур (до 5-6).



Занятие 19. Большие и маленькие кубики

Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использо­вать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одина­ковый по величине.

Материалы. Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.

Ход занятия

Перед началом занятия положите большие и маленькие ку­бики в соответствующие по размеру ведерки Покажите малышам ведро с большими кубиками, предло­жите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».

Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они до­станут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот малень­кое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. По­играйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте ма­лышам по одному или по два (большой и маленький) куби­ка и попросите положить их в нужное ведерко.

Подобную игру можно организовать и с другими игруш­ками: большим и маленьким грузовиками, большими и ма­ленькими брусками, шариками и т. п.



Занятие 20. Две коробки

Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы. Две картонные коробки с прорезями для протал­кивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в дру­гой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход занятия

Приведем пример игры с использованием шариков. Раз­дайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и пред­ложите протолкнуть их в соответствующие прорези в короб­ках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите вни­мание детей, что большие шары проталкиваются только в боль­шие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в лю­бое отверстие.

В следующий раз дайте детям более детальную инструк­цию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте вниматель­ны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.

Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а малень­кий — в маленькое».

Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вме­сте с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался малень­кий шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой. ка­жется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому ша­рику добраться до дома!»



Занятие 21. Вкладыши и башенки

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.

Материалы. Вкладыши-пирамидки.

Ход занятия

1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка». Игра проводит­ся индивидуально.

Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и по­строить высокую баш ню- пирамидку. Пусть малыш использу­ет доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Ес­ли ребенок не может справиться с задачей или долго дейст­вует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уро­вень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить до­нышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкла­дыш, ставя его на предыдущий.

2-й вариант игры «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.

Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, по­степенно увеличивая их количество.



Занятие 22. Пирамидки

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по вели­чине способом наложения.

Материалы. Различные пирамидки.

Ход занятия

1-й вариант игры — «Красная пирамидка». Подберите одно­цветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамид­ку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и на­девать его на стержень.

2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным коли­чеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с боль­шими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хоро­шо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она по­лучается неустойчивой и может рассыпаться.



Занятие 23. Две башни

Цели. Закреплять знания о величине предметов; познако­мить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.

Материалы. Кубики, маленькие игрушки.

Ход занятия

Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни ста­ли разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!»

Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки.



Занятие 24. Постройка дорожки

Цель: научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова «кирпичик», произношение звукоподражания «топ-топ».

Материал: кирпичики одного цвета и размера, куколка небольшого размера.

Ход занятия

Педагог показывает детям небольшую куколку: «Это Вова. Вова хочет бегать по дорожке. Сделаем для Вовы дорожку. Это кирпичик. Из кирпичиков сделаем для Вовы дорожку, он будет бегать по дорожке». Из 4 — 5 кирпичиков строит дорожку, приговаривает: «Ровненькую дорожку сделаем». Ставит куклу и водит ее по дорожке: «Топ-топ, Вова, топ-топ!»

Детям дают 4 — 5 кирпичиков и предлагают строить дорожку. Педагог следит, чтобы дети прикладывали кирпичики плотно друг к другу. Тому, кто построил, дает для игры куколку; побуждает детей к приговариванию «топ-топ».

Взрослый должен следить, чтобы дети строили дорожку, так как они нередко начинают громоздить кирпичик на кирпичик в виде башни.

Опыт прежних способов действия сильно довлеет над детьми этого возраста, новое приобретается ими не сразу. Поэтому надо упражнять детей в новых способах стройки. Это может быть осуществлено путем повторения постройки во время первого занятия и на последующих. После того как каждый ребенок поиграет со своей дорожкой и куколкой, можно предложить детям построить еще раз дорожку, направив ее к соседу. «Вова пойдет в гости к Танечке». Педагог показывает, как две куклы встречаются на дорожке и здороваются. На последующих занятиях можно по дорожкам покатать автомобили. В этом случае лучше строить на полу из крупных деревянных, пластмассовых кирпичей. При постройке из крупных кирпичей дорожки получаются длиннее, по ним удобнее водить и катать игрушки. К тому же такие постройки дети потом охотно применяют в самостоятельных играх.

Если нет под руками мелких игрушек, можно «потопать» по дорожке пальцами. Такой прием тоже нравится детям. Но действия с игрушками разнообразнее и длительнее.


Занятие 25. Сооружение загородки из кирпичиков.

Первый вариант. Цель: учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания.

Материал: кирпичики одного размера и цвета, собачка, кошечка.

Ход занятия

Педагог показывает детям мелких игрушечных животных — собаку, кошку, курочку и др. «Построим для собачки загородку, чтобы не убежала наша собачка. Собачка хочет гулять. «Ав-ав-ав!» Собачка прыгает за загородкой. Затем педагог дает детям по 4 — 5 небольших кирпичиков, следит, чтобы они плотно приставляли друг к другу кирпичики («Чтобы собачка не убежала»). Животных для игры дети получают после завершения ими постройки

При повторении занятия можно словесно без показа предложить: «Будем строить загородки для собачек».

Второй вариант. Постройка возводится из кирпичиков, поставленных вплотную друг к другу в вертикальном положении на меньшее ребро

Занятие проводится примерно так же. Каждый ребенок получает 5 — 6 небольших кирпичиков.



Занятие 26. Постройка домика

Цель: упражнение детей в умении делать перекрытие с использованием нового элемента — треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «крыша», «дверь».

Материал: треугольная призма, кирпичики

Ход занятия

Даются два варианта постройки: первый дом с окошком, второй — с окном и дверью.

Педагог предлагает детям построить домики для матрешек или для животных, показывает, как строить: два кирпичика располагает вертикально, сверху крыша из трехгранной призмы и еще один кирпичик соединяет стены, образуя окошко. В домик вводят матрешку (куколку, собачку), она смотрит в окошко. Во втором варианте к постройке прибавляется еще один кирпичик, изображающий дверку.

Дети играют с постройками, выводят и вводят игрушки, водят их в гости друг к другу.

После занятий надо обеспечить детям условия для сооружения построек во время самостоятельных игр, побуждать к ним детей, напоминая о показанных на занятиях постройках и игре с ними.

Во время самостоятельной игры дети часто не точно копируют выполненные ими на занятиях постройки, а несколько их видоизменяют. Это показатель формирующейся самостоятельности и зародыш будущих творческих проявлений.

На повторных занятиях с детьми конца второго — начала третьего года жизни не всегда нужен наглядно-действенный показ, следует чаще прибегать к словесным указаниям, например: «Сегодня построим лесенку. Мы уже умеем ее строить, и куклы будут ходить по лесенке. Возьмите кубики и стройте».



Занятие 27. Ориентировка по величине.

Занятия с матрешками
Занятие с 2-мя матрешками.
Цель: развивать умение ориентироваться в двух контрастных величинах; формировать целенаправленные действия детей 2-го года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать).
Оборудование: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины с разницей примерно 3 см).


Ход занятия

Педагог вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание малышей на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т.е. действует рукой ребенка.


Занятие 28. С 2-мя матрешками.
Обе матрешки раскрываются.

Цель и методические приемы те же, что и на первом занятии. Кроме того, воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует; надо дать ему возможность самому справиться с заданием.


Занятие 29. С пирамидкой (4-5 колец),

все кольца одного размера.

Цель: развивать координацию рук; совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.

 Оборудование: пирамидка из 4—5 колец одинаковой величины.

Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (педагог рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).


Занятие с пирамидкой (4 кольца), кольца двух контрастных величин.


Оборудование: пирамидка из 4 колец двух контрастных величин (по 2 кольца больших и поменьше). Педагог интонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.

Занятие с пирамидкой (6 колец), кольца трех контрастных величин.


Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Оборудование: пирамидка из 6 колец (из них по 2 кольца больших, средних и маленьких).
Методические приемы используются те же, что и на предыдущем занятии. Педагог вводит новое понятие — «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое).


Занятие с пирамидкой, состоящей из 4—5 колец, чередующихся по размеру через одно кольцо.

 Оборудование: пирамидка из 4—5 колец.

Пирамидка собирается из большой, состоящей из 8—10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т.е. разница в величине колец здесь более контрастная.

Занятие с пирамидкой, состоящей из 6—8 колец, чередующихся по размеру.



Занятие 30. Большие и маленькие кубики

Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использо­вать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одина­ковый по величине.

Материалы. Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.

Ход занятия

Перед началом занятия положите большие и маленькие ку­бики в соответствующие по размеру ведерки Покажите малышам ведро с большими кубиками, предло­жите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».

Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они до­станут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот малень­кое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. По­играйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте ма­лышам по одному или по два (большой и маленький) куби­ка и попросите положить их в нужное ведерко.

Подобную игру можно организовать и с другими игруш­ками: большим и маленьким грузовиками, большими и ма­ленькими брусками, шариками и т. п.


Занятие 31. Две коробки

Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы. Две картонные коробки с прорезями для протал­кивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в дру­гой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход занятия

Приведем пример игры с использованием шариков. Раз­дайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и пред­ложите протолкнуть их в соответствующие прорези в короб­ках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите вни­мание детей, что большие шары проталкиваются только в боль­шие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в лю­бое отверстие.

В следующий раз дайте детям более детальную инструк­цию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте вниматель­ны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.

Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а малень­кий — в маленькое».

Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вме­сте с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался малень­кий шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой. ка­жется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому ша­рику добраться до дома!»



Занятие 32. Вкладыши и башенки

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.

Материалы. Вкладыши-пирамидки.

Ход занятия

1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка». Игра проводит­ся индивидуально.

Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и по­строить высокую баш ню- пирамидку. Пусть малыш использу­ет доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Ес­ли ребенок не может справиться с задачей или долго дейст­вует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уро­вень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить до­нышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкла­дыш, ставя его на предыдущий.

2-й вариант игры «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.

Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, по­степенно увеличивая их количество.


Занятие 33. Где мое место?

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.

Материалы. Доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, раз­личающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)).

Ход занятия

Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фи­гурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться до­мой. Найди каждой фигурке свой домик».

Для того чтобы ребенок научился действовать не хаотиче­ски, а методом практических проб или зрительного соотне­сения, необходимо повторить игру несколько раз.




На сегодняшний день ребенку 2 года 6 месяцев. Продолжает обучение. Дальше программа будет пополняться новыми занятиями



t1604473369aa.gif



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю разработку! Хорошие занятия получились! Отсутствует конфиденциальность!

4 November 2020

Спасибо! Торопилась сегодня, забыла убрать(( исправлю

4 November 2020

Похожие публикации