Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования
Индивидуальная программа
профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования
ФИО_____Земляковой Оксаны Олеговны____________________________
Годовая методическая проблема | Личная тема |
Общая неготовность большинства детей к письму (низкий уровень развития мелкой моторики руки) | «Формирование готовности к письму леворуких дошкольников с общим недоразвитием речи» |
Степень профессиональной компетентности
Какие новшества вы внесли в образовательный процесс за последние годы? На решение какой проблемы они были направлены? | К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должны сформироваться все компоненты мелкой моторики, как результат правильно организованного обучения и практики. У многих леворуких детей с ОНР отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с психическим, физическим недоразвитием. Недостаточное моторное развитие леворуких детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения письму. Такие же трудности испытывают дети, которые пишут правой рукой. У них так же плохо подготовлена рука к письму. Но им легче ориентироваться в тетради. Пишут в тетради слева направо, а леворукого ребенка надо этому учить, так как он ориентируется в письме справа налево. Необходимо помочь ребенку писать рукописные буквы в том направлении, в котором они даны. Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Программа направлена на формирование готовности ребёнка к письму, на развитие мелкой моторики и развитие двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, быстроты, координации и др.), на развитие свойств психики (внимание, память, ориентировка, усидчивость, и др.). Проведения занятий в игровой форме, где используются специальные прописи для леворуких дошкольников, с изображенными симметричными рисунками, которые нужно обводить двумя руками, это получение знаний в интересной, увлекательной форме и развитие всех психических функций. Занятия по формированию готовности леворукого ребёнка с ОНР к письму с использованием природного материала – составление узоров, картин зернами, камешками, семенами растений и др. – это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует зрительно – двигательную координацию движений, их точность. Подбирая материал, ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, зрительной памяти, ориентировки в пространстве, познавательных процессов творческого мышления. Часто использовалось музыкальное сопровождение. Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно сказать, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг. | ||||||
Оцените результаты, достигнутые в обучении и воспитании детей | - кисть у леворуких детей с ОНР приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, изменился нажим; - увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки, при апробации программы на праворуких детях; - улучшилась зрительная память; - увеличилось количество детей с высоким уровнем концентрации внимания; - повысился уровень ориентировки в пространстве; - увеличилось количество детей с высоким уровнем развития воображения и самооценки; - повысился уровень активности и самостоятельности детей в изодеятельности. | ||||||
Спрогнозируйте основные направления деятельности на ближайшие годы |
|
Апробировать программу «Формирование готовности к письму леворуких дошкольников с ОНР» |
Разработать пропись для леворуких дошкольников с ОНР | ||||
Определите предполагаемые трудности | Подбор методической литературы; | Материально-техническое оснащение | трудоемкая подготовка материалов и средств для занятий с леворукими дошкольниками | | |||
Какая методическая помощь необходима | Индивидуальные консультации методиста; | Помощь в разработке системы работы по использованию нетрадиционных техник рисования | помощь в организации развивающей предметно -пространственной среды | | |||
Подготовка на специальных курсах | | | | |
Прогнозирование результатов работы на учебный год
По оснащению развивающей среды | По работе с детьми | По взаимодействию с семьёй | По сотрудничеству с социумом |
- пополнение среды различным бросовым материалом для применения в художественной и самостоятельной деятельности детей; - изготовление картотек пальчиковой гимнастики обеих рук, самомассажа по развитию мелкой моторики рук; - картотека дидактических игр; - Игры и упражнения на «Формирование навыков внимания и преодоление поведенческих стереотипов» - картотека для развития зрительного восприятия - Картотеку упр. «Ориентировка в пространстве» | - динамика развития мелкой моторики, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве у леворуких детей с ОНР; - внедрение в практику полученных теоретических знаний. - апробация составленного плана по работе с детьми в данном направлении. | - Рекомендации по воспитанию и обучению леворукого ребенка дошкольного возраста с ОНР - повышение педагогической компетенции родителей по возможным путям и способам развития мелкой моторики руки; - регулярное обновление информации в «уголках» для родителей; - анкетирование родителей, консультации, буклеты для родителей - участие родителей в оснащении группы бросовым материалом | - мастер-класс для педагогов; -консультации для педагогов; - разработка программы «Формирование готовности к письму»; - организация выставок детского творчества; - участие детей в творческих конкурсах различного уровня. |