Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

0
0
Материал опубликован 6 February 2023

Индивидуальная программа

профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

ФИО_____Земляковой Оксаны Олеговны____________________________




Годовая методическая проблема


Личная тема


Общая неготовность большинства детей к письму (низкий уровень развития мелкой моторики руки)
более медленный темп письма у леворуких


«Формирование готовности к письму леворуких дошкольников с общим недоразвитием речи»


Степень профессиональной компетентности



Какие новшества вы внесли в образовательный процесс за последние годы? На решение какой проблемы они были направлены?


К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должны сформироваться все компоненты мелкой моторики, как результат правильно организованного обучения и практики. У многих леворуких детей с ОНР отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с психическим, физическим недоразвитием.

Недостаточное моторное развитие леворуких детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения письму.

Такие же трудности испытывают дети, которые пишут правой рукой. У них так же плохо подготовлена рука к письму. Но им легче ориентироваться в тетради. Пишут в тетради слева направо, а леворукого ребенка надо этому учить, так как он ориентируется в письме справа налево. Необходимо помочь ребенку писать рукописные буквы в том направлении, в котором они даны.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Программа направлена на формирование готовности ребёнка к письму, на развитие мелкой моторики и развитие двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, быстроты, координации и др.), на развитие свойств психики (внимание, память, ориентировка, усидчивость, и др.).

Проведения занятий в игровой форме, где используются специальные прописи для леворуких дошкольников, с изображенными симметричными рисунками, которые нужно обводить двумя руками, это получение знаний в интересной, увлекательной форме и развитие всех психических функций.

Занятия по формированию готовности леворукого ребёнка с ОНР к письму с использованием природного материала – составление узоров, картин зернами, камешками, семенами растений и др. – это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует зрительно – двигательную координацию движений, их точность.

Подбирая материал, ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, зрительной памяти, ориентировки в пространстве, познавательных процессов творческого мышления.  Часто использовалось музыкальное сопровождение.

Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно сказать, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.

Оцените результаты, достигнутые в обучении и воспитании детей


- кисть у леворуких детей с ОНР приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, изменился нажим;

- увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки, при апробации программы на праворуких детях;

- улучшилась зрительная память;

- увеличилось количество детей с высоким уровнем концентрации внимания;

- повысился уровень ориентировки в пространстве;

- увеличилось количество детей с высоким уровнем развития воображения и самооценки;

- повысился уровень активности и самостоятельности детей в изодеятельности.


Спрогнозируйте основные направления деятельности на ближайшие годы


На год:

- изучить методическую литературу по проблеме формирования готовности к письму леворуких дошкольников с ОНР

- провести диагностику для определения уровня развития мелкой моторики, зрительной памяти, ориентировки в пространстве у леворуких дошкольников с ОНР


На 5 лет:


Апробировать программу «Формирование готовности к письму леворуких дошкольников с ОНР»

На 10 лет:


Разработать пропись для леворуких дошкольников с ОНР

Определите предполагаемые трудности


Подбор методической литературы;

Материально-техническое оснащение

трудоемкая подготовка материалов и средств для занятий с леворукими дошкольниками


Какая методическая помощь необходима


Индивидуальные консультации методиста;

Помощь в разработке системы работы по использованию нетрадиционных техник рисования

помощь в организации развивающей предметно -пространственной среды


Подготовка на специальных курсах






Прогнозирование результатов работы на учебный год

По оснащению развивающей среды

По работе с детьми

По взаимодействию с семьёй

По сотрудничеству с социумом

- пополнение среды различным бросовым материалом для применения в художественной и самостоятельной деятельности детей;

- изготовление картотек пальчиковой гимнастики обеих рук, самомассажа по развитию мелкой моторики рук;

- картотека дидактических игр;

- Игры и упражнения на «Формирование навыков внимания и преодоление поведенческих стереотипов»

- картотека для развития зрительного восприятия

- Картотеку упр. «Ориентировка в пространстве»



- динамика развития мелкой моторики, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве у леворуких детей с ОНР;

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

- апробация составленного плана по работе с детьми в данном направлении.


- Рекомендации по воспитанию и обучению леворукого ребенка дошкольного возраста с ОНР

- повышение педагогической компетенции родителей по возможным путям и способам развития мелкой моторики руки;

- регулярное обновление информации в «уголках» для родителей;

- анкетирование родителей, консультации, буклеты для родителей

- участие родителей в оснащении группы бросовым материалом

- мастер-класс для педагогов;

-консультации для педагогов;

- разработка программы «Формирование готовности к письму»;

- организация выставок детского творчества;

- участие детей в творческих конкурсах различного уровня.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.