Индивидуальная работа с детьми на закрепление умения различать на слух согласный звук: Ж и его условное обозначение – букву Ж
Индивидуальная работа с детьми на закрепление умения различать на слух согласный звук: Ж и его условное обозначение – букву Ж.
1. Задание на развитие и закрепление артикуляции при произнесении
согласного звука «Ж».
Цель: закрепить умение ребёнка правильно артикулировать и произносить согласный звук «Ж».
Материал: зеркало.
Работа с ребёнком:
- Попробуй сомкнуть губы и произнести звук: Ж – Ж – Ж .
- Не получается? Что тебе хочется сделать? Немножко округлить губы, вытянуть их вперёд и показать зубы, широким кончиком языка коснуться нёба за верхними зубами.
- Правильно.
- Округли немножко и вытяни вперёд губы. Широким кончиком языка касайся нёба за верхними зубами. Пусти струю тёплого воздуха, произнеси:
Ж – Ж – Ж – Ж – Ж
Только при таком положении губ и языка у тебя получится правильно произнести согласный звук Ж.
- Запомни, согласный звук Ж всегда твёрдый. У этого звука нет мягкой пары. Его можно протянуть: ж-ж-ж;
Сказать кратко: Ж! Но звук «Ж» никогда не произносится громко. Этот звук шипящий.
2. Задание «Составь слоги и придумай слова».
Цель: - развитие фонематического слуха и зрительного внимания.
ЖА ЖИ ЖУ
Материал: разрезная азбука.
4.Задание «Почини радио».
Цель: развитие слухового и речевого восприятия.
Материал: ребёнку предлагается на слух определить пропущенный в каждом слове звук Ж.
а) В начале слова: *ук, *аба, *ираф .
б) В середине слова: но*ницы, сторо*ка, бакла*ан .
в) В конце слова: ё*, но*, мор*.
5. Задание «Повтори за мной слоги».
Цель: - развитие фонематического слуха.
Материал: карточки с набором слогов.
ЖА – ЖА – ЖО ЖУ – ЖУ – ЖИ ЖА – ЖА – ЖУ
ЖО – ЖО – ЖА ЖИ – ЖИ – ЖУ ЖИ – ЖА – ЖИ
УЖ – ЫЖ – АЖ ЫЖ – ОЖ – АЖ АЖ – УЖ – ЫЖ.
Дополнительный материал к занятию
1. Загадки.
Жу - жу, жу - жу. Две курносые подружки
Я на веточке сижу, Не отстали друг от дружки:
Я на веточке сижу, Обе по снегу бегут,
Букву Ж всегда твержу. Обе песенки поют,
Зная твёрдо букву эту, Обе ленты на снегу
Я жужжу весной и летом. (Жук). Оставляют на бегу! (Лыжи).
2. Потешка.
Ой, ты дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
3. Стихотворение.
Медвежата. День рождения у кошки.
Не знали медвежата, Ждёт гостей сегодня кошка
Что колются ежата, И волнуется немножко:
И давай с ежатами «Что ж так долго не идут?»
Играть, как с медвежатами. Ну, а гости тут как тут.
Вдруг медвежата в слёзы: Друг за дружкой по дорожке
- Ёжики занозы! Все спешат поздравить кошку.
Испугались ёжики: Белка в тележке везёт орешки.
Несут щипцы и ножики В корзине у зайки – морковь для хозяйки.
И давай по штучке Катит медвежонок мёду бочонок
Вынимать колючки. Э. Котляр Проса мешок тащит петушок.
А кот Тимофей принёс двух мышей.
Всем подаркам кошка рада,
С одного ж не сводит взгляда.
Догадайся поскорей:
Чей подарок ей милей?
С. Е. Ефимовский.