Занятие по индивидуальной работе с детьми на закрепление умения различать на слух согласный звук: «Ш» и его условное обозначение – букву Ш
Индивидуальная работа с детьми на закрепление умения различать на слух согласный звук: «Ш» и его условное обозначение – букву Ш.
1. Задание на развитие и закрепление артикуляции губ при произнесении
согласного звука: Ш.
Цель: закрепить умение ребёнка правильно артикулировать и произносить согласный звук: Ш.
Материал: зеркало.
Работа с ребёнком:
- Попробуй сомкнуть губы и произнести звук: Ш – Ш – Ш
- Не получается? Что тебе хочется сделать? Немножко округлить губы, вытянуть их вперёд и показать зубы, широким кончиком языка коснуться нёба за верхними зубами.
- Правильно.
- Округли немножко и вытяни вперёд губы. Широким кончиком языка касайся нёба за верхними зубами. Пусти струю тёплого воздуха, произнеси:
Ш – Ш – Ш – Ш – Ш
Только при таком положении губ и языка у тебя получится правильно произнести согласный звук Ш.
- Запомни, звук Ш согласный. Его можно протянуть: ш – ш – ш. Сказать кратко: Ш! Но звук Ш никогда не произносится громко. Этот звук шипящий.
2. Задание «Составь слоги и придумай слова».
Цель: - развитие фонематического слуха и зрительного внимания.
ША ШУ ШО
Материал: разрезная азбука.
4.Задание «Почини радио».
Цель: развитие слухового и речевого восприятия.
Материал: ребёнку предлагается на слух определить пропущенный в каждом слове звук Ш.
а) В начале слова: *ум, *кола, *ляпа .
б) В середине слова: пету*ок , корму*ка, ко*ка.
в) В конце слова: ланды*, камыш*, ланды* каранда*.
5. Задание «Повтори за мной слоги».
Цель: - развитие фонематического слуха.
Материал: карточки с набором слогов.
ША – ША – ШО ШО – ШУ – ШИ ША – ШО – ШУ
ШО – ШО – ША ШИ – ШО – ШУ ШО – ША – ШИ
УШ – ЫШ – АШ ЫШ – ОШ – АШ АШ – УШ – ЫШ.
Дополнительный материал к занятию
1. Задание для закрепления правильного произношения звука «Ш» в словах.
* Шаг, шайба, шахта, шакал, шахтёр, школа, шоколад, шкатулка, шахматы.
* Ушанка, лапша, дышать, вешалка, крыша, ватрушка, погремушка, мешок.
* Шалаш, ландыш, камыш, карандаш, ёрш.
2. Имена людей со звуком «Ш».
Даша, Маша, Наташа, Паша, Миша, Ванюша, Ксюша, Андрюша, Настюша.
3. Стишки.
Петушок. Мишка.
Петушок, петушок, Вперевалочку идёт
Золотой гребешок, Косолапый Мишка,
Масляна головушка, В гости к белочке идёт
Шёлкова бородушка, И подарки ей несет.
Выгляни в окошко - Он несёт в подарок мёд
Дам тебе горошка. И большую шишку.
4. Загадки.
Эта маленькая крошка У порога плачет,
Рада даже хлебной крошке. Коготки прячет.
Потому что до темна Тихо в комнату войдёт,
В норке прячется она. (Мышка). Замурлычет, запоёт. (Кошка).
Сижу верхом, Отгадай загадку: кто мы?
Не знаю, на ком. В ясный день сидим мы дома,
Знакомца встречу, Если дождь – у нас работа -
Соскочу – привечу. (Шапка). Топать-шлёпать по болотам. (Калоши)
Драчун и забияка Он по воздуху летает
Живёт в воде, С облаков людей спускает.
Кости на спине, Лёгкий, парусиновый. (Парашют).
И щука не проглотит
Потому что рот уколит. (Ёрш). Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку
Была зелёной, маленькой Крутит, вертит так и сяк,
Потом я стала аленькой. Но не съесть её никак! (Шофёр).
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня).