Индивидуальный маршрут музыкального развития ребенка с признаками одаренности

1
0
Материал опубликован 18 November 2020 в группе


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 241»

Центрального района г. Барнаула









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЁННОСТИ.












Разработчик:

Бессонова Виктория Анатольевна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 241»

Центральный район

г. Барнаул






2020


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.................................................................................…………3-4

1.Целевой раздел

ГЛАВА 1.1 Учебно-тематический план...........................................................................

1. 2 Учебный план .................................................................................................5-9

1.3 Требования к уровню подготовки воспитанника по данному маршруту................ 10-11

2.Содержательный раздел

ГЛАВА 2. Содержание разделов маршрута......................................................................

2.1.Индивидуальный маршрут музыкального развития ребёнка..................................12-14

3.Организационный раздел

3.1 Перечень учебно-методического обеспечения……………………………...............................15

З.2 Список литературы и приложения....................................................................16-17




























«Одаренность человека – это

маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский



Помочь детям полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного детского сада. Ребенок с музыкальными способностями очень легко и быстро отзывается на ритм и мелодию, хорошо поет, любит музыкальные занятия. В пении или в музыке выражает свои чувства, настроение, сочиняет свои мелодии. Поэтому большое внимание уделяется работе с детьми, имеющими ярко-выраженные музыкальные способности. По итогам диагностики, наблюдения составляется индивидуальный маршрут.

Цель индивидуального маршрута: раннее выявление, поддержка и сопровождение одарённых детей.

Задачи:1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

6.Создание музыкально-развивающей среды, материально-технической базы и прочих условий.

Для детей с признаками одаренности выбираются следующие направления:

Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма;

Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ;

Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

Способствовать развитию выразительных движений.

Примерные формы и методы работы:

-кружок;

-индивидуальная работа

-Игры-упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;

-Дидактические игры;

-Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией; распевки;

-Пальчиковые и подвижные игры;

-Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

-Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;

-Подготовка к вокальным конкурсам;

-Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;

-Индивидуальные консультации для родителей;

-Совместное проведение мастер-классов для родителей;

Ожидаемые результаты:

1 Итоговая диагностика.

2.Результативное участие ребенка в мероприятиях различного уровня.



ГЛАВА 1. Учебно-тематический план


1. Учебный план

Фамилия, имя ребенка

Группа

Целью дополнительных занятий с одарённым ребёнком является развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения, включение одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.

Развивающие задачи:

1. Амплификация развития (максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности)

2. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.

3. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.

4. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.

5. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи, а также психолого-педагогическую компетенцию родителей, других взрослых в вопросах поддержки и сопровождения способных детей.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Длительность: в зависимости от возраста (от 10 до 30 минут)

Принципы сопровождения:

-непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

-признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

-бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

-защита интересов ребенка;

-индивидуальный путь развития ребенка;

-учет специфики возрастного и индивидуального развития;

-принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;

Индивидуальный образовательный маршрут даст детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей. Развитие музыкальных способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом.

Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный центр; шумовые инструменты; CD диски, мультимедийная установка. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование. Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника.

Моя задача – заинтересовать родителей процессом вокальных и творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания детей в семье. Родители должны понимать основные цели,

которые я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой в музыкальном воспитании и образовании их детей. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии творческих способностей дошкольников. Музыкальные и творческие способности у всех детей выявляются по-разному: у кого-то все проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, а некоторым детям необходима педагогическая поддержка. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с творческими способностями максимально позволяет построить работу для их развития.

Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком


п/п

Качество личности

Характеристика качеств личности

Методы и формы работы

1

Уровень любознательности, познавательная потребность

Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию

Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких людей

2

Уровень проявления оригинальности мышления


Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных


Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д.

3

Уровень концентрации внимания

Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой


Сложные и длительные возможности ребенка в выполнении заданий, связанных с музицированием,

пением и т.д

4

Способность к оценке исполнения произведения


Производное критическое мышление

Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности


5

Уровень памяти

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения

Задания, музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти


6

Широта интересов

Одаренный ребенок проявляет и реализует свои способности во многих творческих сферах

Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое движение под музыку


Формы взаимодействия ребенка, педагогов, родителей


Деятельность

Срок

Форма представления результата

Диагностика уровня музыкального развития

Сентябрь 2020 г.


Составление ИОМ

Онлайн-консультации для родителей

Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)

В течение года

Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы. Советы родителям

Индивидуальные занятия

В течение года

Подготовка программы для выступлений

Посещение учреждений культуры (при участии родителей)

В течение года

Информация для детей о мероприятиях, проводимых в поселке. Семинар с воспитателями

Участие в социально-значимых мероприятиях

В течение года

Консультация для

родителей «Вместе – все получится»

Конкурсы, фестивали

В течение года

Участие в районных конкурсах

Диагностика уровня музыкального развития

Май 2021 г.

Диагностика, анализ изменений, рекомендации
























Требования к уровню подготовки воспитанника по данному маршруту.


Требования к уровню подготовки воспитанника по данному маршруту просты. Если ребёнок от природы одарён музыкальными способностями, вполне возможно в нём есть ещё скрытые дарования: отличная память, интерес к наукам, математические или артистические таланты. Необходимо больше узнать о малыше, чтобы иметь более глубокие представления представление о нём.


Работа проводится в 4 этапа: 

Диагностический 

Разработка образовательного маршрута и организация работы  

Анализ результатов, коррекция проводимой работы 

I этап. Диагностический.  

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. 

№ 

Использованная методика 

Сроки 

 

 

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. 

1-2 неделя сентября 



II этап.  Разработка образовательного маршрута и организация работы 

Работа с одаренными детьми в непосредственной образовательной деятельности  

Условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:

предметно - развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;

регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;

индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, занятия в «Клубах по интересам», организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;

оказание помощи родителям в развитии у детей каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;

взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

   Формы: 

нетрадиционные занятия;

творческие задания; 

консультации. 

III этап. Анализ результатов, коррекция проводимой работы 



 ГЛАВА 2. Содержание разделов маршрута


2.1.Индивидуальный маршрут музыкального развития ребёнка.

Одарённые дошкольники формируются в соответствующие их возрасту группы и участвуют и имеют возможность проявлять себя в жизни детского сада активно:

1.Участвуют в праздниках, развлечениях, досугах.

2.Исполняют роли на утренниках у детей младших групп.

3.Участвуют в музыкальных конкурсах детского сада, города и края.

Праздники, досуги, выставки

Месяц

Мероприятие, тема

Возрастная группа

Ответственные

сентябрь

(1-я неделя)

Музыкально - литературная композиция, посвященная Дню города.

старшая, подготовительная

воспитатели

октябрь

(1-я неделя)

(2-я неделя)


(2-я неделя)

Семейный досуг, посвященный международному Дню пожилых людей.


Выставка творческих семейных работ «Красавица Осень»

Музыкальные детские праздники:

«Осень в гости к нам пришла»



старшая, подготовительная


все группы


младшая

средняя

старшая


воспитатели




старший воспитатель


музыкальный руководитель



1-2

ноября




(2-я неделя)



(4-я неделя)

Праздник в форме концертной программы «Я, ты, он, она – вместе целая страна», посвященная Дню народного единства

Спортивный детский праздник «Веселые старты»


Семейный досуг «Мама – главное слово», посвященный Дню матери в России.


подготовительные


старшие


музыкальный руководитель



воспитатели




воспитатели


декабрь

(3-я неделя)


(4-я неделя)

Выставка творческих семейных работ «Веселый снеговик».


Новогодние детские праздники.

дети и родители ДОУ



все группы


старший воспитатель



музыкальный руководитель

январь

(2-я неделя)


Развлечение

«Коляда- коляда»



старшая подготовительная

воспитатели




февраль

(3-я неделя)


Семейный спортивный досуг, посвященный Дню защитника Отечества.


старшая подготовительная

воспитатели




март

(1-я неделя)



Музыкальный праздник, посвященный международному Дню 8 Марта.


Выставка детского рисунка «Портрет любимой мамочки».

все группы




дети ДОУ



музыкальный руководитель


старший воспитатель

апрель

(2-я неделя)


(3-я неделя)



(4-я неделя)


Спортивный досуг , посвященный Дню космонавтики


Музыкальный праздник

«Праздник игрушек»



Музыкально- театрализованное представление по русским народным сказкам, посвященное году театра.

старшая подготовительная

группы раннего и младшего возраста

средние

воспитатели




музыкальный руководитель


воспитатели,

музыкальный руководитель


май








Концерт, посвященный Дню Победы.



Выпускной праздник «До свидания, детский сад – здравствуй, школа!»

подготовительная


подготовительная

музыкальный руководитель, воспитатели.

музыкальный руководитель




Ожидаемые результаты. 

Формирование интереса к творческому процессу 

Успешное выступление на фестивалях и конкурсах 

Удовлетворенность своей деятельностью. 

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым есть способности. 

Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.  

Формы контроля. 

Индивидуальное домашнее задание, консультация, творческий отчёт 





















 

Организационный раздел


3.1 Перечень учебно-методического обеспечения

Информационное обеспечение:

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Приказ о создании экспериментальной площадки «Работа с одаренными детьми в ДОУ»

 Положение: О проведении  предметных недель, о конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение:

1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду.

4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей .

5. Мониторинг работы системы.















Список литературы и приложения:

1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости. Проблема способностей. М.: Педагогика, 2011.

2. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: ИП РАН, 2012.

3. Бурменская Г.В. Одаренные дети. 

4. Гильбух Ю.З. Внимание: Одаренные дети 

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,2012.

6. Детская музыкальная энциклопедия./ Дж. Тэтчелл: Перевод с английского В. Сазанова. - М. ООО «Издательство Астрель», 2012.

7. Дзукаева Н.Ю. Песенки в картинках. Использование наглядного материала на уроках музыки.//Начальная школа - 2011. № 6.

8. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М. Таланты ХХI века, 2011.

9. Ксензова Г.Ю. Успех рождает успех //Открытая школа. 2011. - №4.

10. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект: [монография] / Г. Г. Коломиец; Г.Г.Коломиец. - 2-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2011.

11. Лейтес М.С. Умственные способности и возраст. М.2011.

12. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности. М.: Просвящение, 2012.

13. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка, 2012.

14. Немов Р.С. Психология. М. - 2010.

15. Одаренные дети // Психологическая служба школы. / Сост.: М.К. Акимова, Е.М. Борисова /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2012.

16. Психология одаренности детей и подростков // Под ред. М.С. Лейтеса М.: Академия, 2012.

17. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально- педагогической деятельности: Учеб. пособие для вузов / В. М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М.: Владос, 2011. - 318 с.

18. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для вузов по спец.- Музыкальное образование / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2013. - 368 с.

19. Страхова Н.М. Новые подходы к организации общеобразовательного процесса // Начальная школа. - 2013, №3.

20. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль - 2012.

21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников., М.2012.

22. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 2012.

23. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 2011. Т.1.

24. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. М. Владос - 2010.

25. Чурикова Т. М.,Субботина Л.Г., Рубцова Н.М. Одарённый ребёнок в инновационной школе: проблемы и пути решения. Кемерово, 2011.

26. Индивидуализация образовательного процесса в работе с музыкально одаренными детьми и детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности / http://ndou98.ru/nahodki-nashih-kolleg/111-opyt-raboty-chernjavskoj-.html

27. Выявление музыкально - одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними / http://www.sozvezdieoriona.ru/publ/vyjavlenie_muzykalno_odarennykh_detej_na_urokakh_muzyki_i_metody_raboty_s_nimi/1-1-0-41

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.