Индивидуальный маршрут музыкального развития ребенка с признаками одаренности
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 241»
Центрального района г. Барнаула
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ
МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЁННОСТИ.
Разработчик:
Бессонова Виктория Анатольевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 241»
Центральный район
г. Барнаул
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.................................................................................…………3-4
1.Целевой раздел
ГЛАВА 1.1 Учебно-тематический план...........................................................................
1. 2 Учебный план .................................................................................................5-9
1.3 Требования к уровню подготовки воспитанника по данному маршруту................ 10-11
2.Содержательный раздел
ГЛАВА 2. Содержание разделов маршрута......................................................................
2.1.Индивидуальный маршрут музыкального развития ребёнка..................................12-14
3.Организационный раздел
3.1 Перечень учебно-методического обеспечения……………………………...............................15
З.2 Список литературы и приложения....................................................................16-17
«Одаренность человека – это
маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Помочь детям полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного детского сада. Ребенок с музыкальными способностями очень легко и быстро отзывается на ритм и мелодию, хорошо поет, любит музыкальные занятия. В пении или в музыке выражает свои чувства, настроение, сочиняет свои мелодии. Поэтому большое внимание уделяется работе с детьми, имеющими ярко-выраженные музыкальные способности. По итогам диагностики, наблюдения составляется индивидуальный маршрут.
Цель индивидуального маршрута: раннее выявление, поддержка и сопровождение одарённых детей.
Задачи:1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
6.Создание музыкально-развивающей среды, материально-технической базы и прочих условий.
Для детей с признаками одаренности выбираются следующие направления:
Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма;
Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ;
Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;
Способствовать развитию выразительных движений.
Примерные формы и методы работы:
-кружок;
-индивидуальная работа
-Игры-упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
-Дидактические игры;
-Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией; распевки;
-Пальчиковые и подвижные игры;
-Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
-Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;
-Подготовка к вокальным конкурсам;
-Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;
-Индивидуальные консультации для родителей;
-Совместное проведение мастер-классов для родителей;
Ожидаемые результаты:
1 Итоговая диагностика.
2.Результативное участие ребенка в мероприятиях различного уровня.
ГЛАВА 1. Учебно-тематический план
1. Учебный план
Фамилия, имя ребенка
Группа
Целью дополнительных занятий с одарённым ребёнком является развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения, включение одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Развивающие задачи:
1. Амплификация развития (максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности)
2. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
3. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
4. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
5. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи, а также психолого-педагогическую компетенцию родителей, других взрослых в вопросах поддержки и сопровождения способных детей.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Длительность: в зависимости от возраста (от 10 до 30 минут)
Принципы сопровождения:
-непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
-признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
-бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
-защита интересов ребенка;
-индивидуальный путь развития ребенка;
-учет специфики возрастного и индивидуального развития;
-принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;
Индивидуальный образовательный маршрут даст детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей. Развитие музыкальных способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом.
Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный центр; шумовые инструменты; CD диски, мультимедийная установка. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование. Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника.
Моя задача – заинтересовать родителей процессом вокальных и творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания детей в семье. Родители должны понимать основные цели,
которые я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой в музыкальном воспитании и образовании их детей. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии творческих способностей дошкольников. Музыкальные и творческие способности у всех детей выявляются по-разному: у кого-то все проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, а некоторым детям необходима педагогическая поддержка. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с творческими способностями максимально позволяет построить работу для их развития.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
п/п | Качество личности | Характеристика качеств личности | Методы и формы работы |
1 | Уровень любознательности, познавательная потребность | Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию | Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких людей |
2 | Уровень проявления оригинальности мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных | Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. |
3 | Уровень концентрации внимания | Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой | Сложные и длительные возможности ребенка в выполнении заданий, связанных с музицированием, пением и т.д |
4 | Способность к оценке исполнения произведения | Производное критическое мышление | Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности |
5 | Уровень памяти | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения | Задания, музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти |
6 | Широта интересов | Одаренный ребенок проявляет и реализует свои способности во многих творческих сферах | Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое движение под музыку |
Формы взаимодействия ребенка, педагогов, родителей
Деятельность | Срок | Форма представления результата |
Диагностика уровня музыкального развития | Сентябрь 2020 г. | Составление ИОМ Онлайн-консультации для родителей |
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) | В течение года | Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы. Советы родителям |
Индивидуальные занятия | В течение года | Подготовка программы для выступлений |
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) | В течение года | Информация для детей о мероприятиях, проводимых в поселке. Семинар с воспитателями |
Участие в социально-значимых мероприятиях | В течение года | Консультация для родителей «Вместе – все получится» |
Конкурсы, фестивали | В течение года | Участие в районных конкурсах |
Диагностика уровня музыкального развития | Май 2021 г. | Диагностика, анализ изменений, рекомендации |
Требования к уровню подготовки воспитанника по данному маршруту.
Требования к уровню подготовки воспитанника по данному маршруту просты. Если ребёнок от природы одарён музыкальными способностями, вполне возможно в нём есть ещё скрытые дарования: отличная память, интерес к наукам, математические или артистические таланты. Необходимо больше узнать о малыше, чтобы иметь более глубокие представления представление о нём.
Работа проводится в 4 этапа:
Диагностический
Разработка образовательного маршрута и организация работы
Анализ результатов, коррекция проводимой работы
I этап. Диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
№ | Использованная методика | Сроки |
1
| Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября |
II этап. Разработка образовательного маршрута и организация работы
Работа с одаренными детьми в непосредственной образовательной деятельности
Условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:
предметно - развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;
регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;
индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, занятия в «Клубах по интересам», организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;
оказание помощи родителям в развитии у детей каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;
взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.
Формы:
нетрадиционные занятия;
творческие задания;
консультации.
III этап. Анализ результатов, коррекция проводимой работы
ГЛАВА 2. Содержание разделов маршрута
2.1.Индивидуальный маршрут музыкального развития ребёнка.
Одарённые дошкольники формируются в соответствующие их возрасту группы и участвуют и имеют возможность проявлять себя в жизни детского сада активно:
1.Участвуют в праздниках, развлечениях, досугах.
2.Исполняют роли на утренниках у детей младших групп.
3.Участвуют в музыкальных конкурсах детского сада, города и края.
Праздники, досуги, выставки | |||
Месяц | Мероприятие, тема | Возрастная группа | Ответственные |
сентябрь (1-я неделя) | Музыкально - литературная композиция, посвященная Дню города. | старшая, подготовительная | воспитатели |
октябрь (1-я неделя) (2-я неделя) (2-я неделя) | Семейный досуг, посвященный международному Дню пожилых людей. Выставка творческих семейных работ «Красавица Осень» Музыкальные детские праздники: «Осень в гости к нам пришла» | старшая, подготовительная все группы младшая средняя старшая | воспитатели старший воспитатель музыкальный руководитель |
1-2 ноября (2-я неделя) (4-я неделя) | Праздник в форме концертной программы «Я, ты, он, она – вместе целая страна», посвященная Дню народного единства Спортивный детский праздник «Веселые старты» Семейный досуг «Мама – главное слово», посвященный Дню матери в России. | подготовительные старшие | музыкальный руководитель воспитатели воспитатели |
декабрь (3-я неделя) (4-я неделя) | Выставка творческих семейных работ «Веселый снеговик». Новогодние детские праздники. | дети и родители ДОУ все группы | старший воспитатель музыкальный руководитель |
январь (2-я неделя) | Развлечение «Коляда- коляда» | старшая подготовительная | воспитатели |
февраль (3-я неделя) | Семейный спортивный досуг, посвященный Дню защитника Отечества. | старшая подготовительная | воспитатели |
март (1-я неделя) | Музыкальный праздник, посвященный международному Дню 8 Марта. Выставка детского рисунка «Портрет любимой мамочки». | все группы дети ДОУ | музыкальный руководитель старший воспитатель |
апрель (2-я неделя) (3-я неделя) (4-я неделя) | Спортивный досуг , посвященный Дню космонавтики Музыкальный праздник «Праздник игрушек» Музыкально- театрализованное представление по русским народным сказкам, посвященное году театра. | старшая подготовительная группы раннего и младшего возраста средние | воспитатели музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель |
май | Концерт, посвященный Дню Победы. Выпускной праздник «До свидания, детский сад – здравствуй, школа!» | подготовительная подготовительная | музыкальный руководитель, воспитатели. музыкальный руководитель |
Ожидаемые результаты.
Формирование интереса к творческому процессу
Успешное выступление на фестивалях и конкурсах
Удовлетворенность своей деятельностью.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым есть способности.
Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.
Формы контроля.
Индивидуальное домашнее задание, консультация, творческий отчёт
Организационный раздел
3.1 Перечень учебно-методического обеспечения
Информационное обеспечение:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Приказ о создании экспериментальной площадки «Работа с одаренными детьми в ДОУ»
Положение: О проведении предметных недель, о конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Организационно-методическое обеспечение:
1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду.
4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей .
5. Мониторинг работы системы.
Список литературы и приложения:
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости. Проблема способностей. М.: Педагогика, 2011.
2. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: ИП РАН, 2012.
3. Бурменская Г.В. Одаренные дети.
4. Гильбух Ю.З. Внимание: Одаренные дети
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,2012.
6. Детская музыкальная энциклопедия./ Дж. Тэтчелл: Перевод с английского В. Сазанова. - М. ООО «Издательство Астрель», 2012.
7. Дзукаева Н.Ю. Песенки в картинках. Использование наглядного материала на уроках музыки.//Начальная школа - 2011. № 6.
8. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М. Таланты ХХI века, 2011.
9. Ксензова Г.Ю. Успех рождает успех //Открытая школа. 2011. - №4.
10. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект: [монография] / Г. Г. Коломиец; Г.Г.Коломиец. - 2-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2011.
11. Лейтес М.С. Умственные способности и возраст. М.2011.
12. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности. М.: Просвящение, 2012.
13. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка, 2012.
14. Немов Р.С. Психология. М. - 2010.
15. Одаренные дети // Психологическая служба школы. / Сост.: М.К. Акимова, Е.М. Борисова /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2012.
16. Психология одаренности детей и подростков // Под ред. М.С. Лейтеса М.: Академия, 2012.
17. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально- педагогической деятельности: Учеб. пособие для вузов / В. М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М.: Владос, 2011. - 318 с.
18. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для вузов по спец.- Музыкальное образование / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
19. Страхова Н.М. Новые подходы к организации общеобразовательного процесса // Начальная школа. - 2013, №3.
20. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль - 2012.
21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников., М.2012.
22. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 2012.
23. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 2011. Т.1.
24. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. М. Владос - 2010.
25. Чурикова Т. М.,Субботина Л.Г., Рубцова Н.М. Одарённый ребёнок в инновационной школе: проблемы и пути решения. Кемерово, 2011.
26. Индивидуализация образовательного процесса в работе с музыкально одаренными детьми и детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности / http://ndou98.ru/nahodki-nashih-kolleg/111-opyt-raboty-chernjavskoj-.html
27. Выявление музыкально - одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними / http://www.sozvezdieoriona.ru/publ/vyjavlenie_muzykalno_odarennykh_detej_na_urokakh_muzyki_i_metody_raboty_s_nimi/1-1-0-41