Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

3
0
Материал опубликован 20 June 2019 в группе

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Родничок» Ярославского муниципального района

 

  

        ПРИНЯТО

        Педагогическим советом

        МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР

        Протокол № _____  

        от___________20__г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ

№ 42 «Родничок» ЯМР

_____________Н.В. Ванюкова

 

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

 

 

2018г.

Ф.И. ребенка:..................................................................................

Возраст: 6 лет

Группа: подготовительная группа ".................................."

Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия, театрализованная деятельность.

Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.

Характеристика на ребенка: В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развиты физические качества.

На занятиях девочка, часто отвлекается, мешает другим, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.

Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.

По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно - следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции.

Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

Пояснительная записка

Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.

Задачи:

  1. Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
  2. Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;
  3. Развитие навыков саморегуляции.

Планируемый результат:

  1. У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.
  2. Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.
  3. Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.

Организация работы: получение образования (программа обучения) - Основная образовательная программа МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

План психолого – педагогического сопровождения

Содержание работы

Форма

работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических  процессов (память, восприятие,внимание, мышление). Методики  Вербальная память "10 слов", Зрительная память (16 картинок), Интуитивный речевой анализ - синтез, Речевые аналогии, Завершение предложений, Интуитивный визуальный анализ - синтез (4й-лишний), Абстрактное мышление, Цветные прогрессивные матрицы Равена и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдения

тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 

Декабрь

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог - психолог

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность). Методики: "Тест Тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.", "Несуществующее животное", "Кактус" и т.д.

 

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний). Методики: "Лесенка", "Да и Нет не говори","Рисунок человека" и т.д.

 

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками). Методики:  "Секрет", "Два дома"и т.д.

Диагностика творческих способностей. Методики: "Дорисовывание фигур", "Тест Торренса" и т.д.

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы

Консультации

Семинары - практикумы

1 раз в квартал

Педагог- психолог

 

Консультирование педагогов на тему:

«Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

Семинар - практикум "Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей".

«Игры и упражнения на развитие творческих способностей».

 

 

 

 

 

 

  

В течение года

 

 

 

 

 

Педагог- психолог

 

Старший воспитатель

 

Воспитатели

Создание условий для развития

интеллектуальных и творческих

способностей:

-             разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями,

материалами для творчества.

- организация участия в конкурсах и др. мероприятиях.

Оформление и пополнение портфолио успеха.

Взаимодействие с семьей

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

«Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

«Как научит ребенка общаться без конфликтов».

 

 

 

 

Беседы

Консультации

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере

необходимости

 

Старший воспитатель

 

Педагог - психолог

Поддержание интереса ребенка, поощрение.

Родители

Создание дома условий для развития интеллектуальных     и творческих способностей ребенка.

 

 

Родители

Работа с портфолио успеха.

Родители

Организация участия в        конкурсах      и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

 

Познавательный досуг

Родители Воспитатели

Посещение музеев, выставок, театров

Родители

Театрализованная деятельность

Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню.

Спектакли: "Волки и козлята", "Мешок

яблок" и др.

Музыкальные занятия Беседы Просмотр

видеофильмов

В течение года

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

Музыкальный руководитель

Участие в творческих конкурсах, фестивалях и пр.

Творческая мастерская

По мере

возможности и желания ребенка

Психолого-педагогическая поддержка

Подгрупповые занятия по программе развития коммуникативной компетентности для детей старшего дошкольного возраста "Навстречу другу"

Игры Упражнения

Беседы

1 раз в неделю

 

Педагог- психолог

 

Подгрупповые занятия по программе развития творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста

Игры Упражнения

Беседы

1 раз в неделю

Выполнение заданий и упражнений на  развитие творческого мышления и

воображения.

Дивергентные задания ТРИЗ

2 раза в месяц

Педагог- психолог

 

Воспитатели

 

Оценка промежуточных результатов

 

 

Содержание работы

 

Критерии оценки

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

- Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

-   Психолого-педагогическая компетентность педагогов

-   Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка

-   Создание и пополнение портфолио.

Взаимодействие с семьей

-   Психолого-педагогическая компетентность родителей

-   Создание и пополнение портфолио.

Театрализованная деятельность

-   Участие в театрализованных постановках

-   Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого-

педагогического сопровождения

-Положительное эмоциональное состояние ребенка

-   Развитие навыков саморегуляции

-   Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества.

 

Срок реализации индивидуальной программы развития 20____- 20____ уч.г.

 

Подпись родителей (законных представителей)_______________/_________________

 

 

Список литературы

1.       Возможности ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании : сб.статей/под ред. Е.В. Коточиговой. – Ярославль: ИРО, 2006. – 54 с.

2.       Давыдовская Е.М., Фитюнина Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитательно-образовательном процессе: Методическое пособие. - Ярославль, Спринт, 2010. - 167 с.

3.       Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.:Изд. МПСИ; Воронеж, 2003. - 720 с.

4.       Межиева М.В. Развитие творческих способностей  у детей. – Ярославль: Академия развития, 2002 - 127с.

5.       Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. – Ярославль: Академия развития, 2002. –352 с.

6.       Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития,2002. – 160 с.

7.       Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996 – 192 с.

8.       Субботина Л.Ю. развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

9.     Туник Е.Е . Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации