Индивидуальный маршрут развития ребёнка
Конкурсная работа
МАДОУ «Детский сад №9
«Красная шапочка»
Г. Зарайск
Московской области
Музыкальный руководитель:
Васильева Татьяна Васильевна
Сентябрь 2020г.
Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ)
по музыкальному воспитанию и образованию
ФИО ребенка
ИОМ дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт творческо-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Цель: разработка, апробация и систематизация способов включения одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Задачи:
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
4. Пополнять «Портфолио» ребенка достижениями в области музыкального творчества и участия в конкурсных мероприятиях.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
№ п/п |
Качество личности |
Характеристика качеств личности |
Методы и формы работы |
1. |
Уровень любознательности, познавательная потребность |
Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию |
Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких людей |
4 |
Уровень проявления оригинальности мышления |
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных |
Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. |
5. |
Уровень концентрации внимания |
Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой |
Сложные и сравнительно долговременные возможности ребенка по выполнению заданий, связанных с музицированием и пением |
6. |
Способность к оценке исполнения произведения |
Производное критическое мышление |
Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности |
7. |
Уровень памяти |
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения |
Задания по составлению концертных программ: для кукол, для детей, для родителей и т.д. |
8. |
Широта интересов |
Одарённый ребенок может многое |
Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое движение под музыку, переинтонирование музыки в художественный образ и т.д. |
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)
деятельность |
срок |
Форма представления результата |
Диагностика уровня музыкального развития (Таблица 1) |
Сентябрь 2019 г. |
Составление диагностической карты |
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) |
В течение года |
Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы |
Индивидуальные занятия |
В течение года |
Подготовка программы для выступлений |
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) |
В течение года |
Информация для детей о понравившихся музыкальных спектаклях, концертах и т. д. |
Участие в социально-значимых мероприятиях |
В течение года |
Выступления перед незнакомой аудиторией |
Конкурсы |
Март-апрель |
Участие в районных конкурсах |
Диагностика уровня музыкального развития (Таблица 1) |
Май 2020 г. |
Составление диагностической карты, анализ изменений |
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
№ |
Этапы работы |
Форма представления результатов |
Сроки реализации |
1 |
Проведение диагностики уровня развития музыкальности |
Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности |
Сентябрь |
2 |
Работа над развитием голоса: - развитием диапазона голоса; - развитие дыхания;
- работа над чувством ритма |
Расширение диапазона от с1-с2; Увеличение продолжительности дыхания; |
Сентябрь 2019-май 2020 |
3 |
Разучивание песни «Осенние дорожки»:
|
Овладение вокальными навыками пения легато |
Сентябрь-октябрь 2019 |
4. |
Работа над развитием голоса: - работа над певческой дикцией и артикуляцией; - работа над чувством ритма |
Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении; Развитие чувства ритма
|
Сентябрь 2019-май 2020 |
5. |
Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений |
Развитие коммуникативной компетенции |
Октябрь-ноябрь 2019 |
6. |
Разучивание песни «Пестрый колпачок». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой |
Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением |
Ноябрь 2019 |
7. |
Развитие движений в пространстве сцены |
Формирование сценической культуры |
Ноябрь-декабрь 2019 |
8. |
Разучивание песни «Новогодний хоровод» |
Овладение навыком исполнения нон легато |
Декабрь 2019 – январь 2020 |
9. |
Выступление на новогоднем концерте |
Раскрепощенность во время выступления на сцене |
Декабрь 2019 – январь 2020 |
10. |
Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании |
Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям |
Январь-февраль 2020 |
11. |
Творческая мастерская: семейный оркестр (с участием семьи) |
Создание шумовых инструментов в мастерской музыкальной гостиной |
Март 2020 |
12. |
Работа над интерпретацией разученных песен |
Проявление творческой активности, инициативы |
Апрель 2020 |
13. |
Участие в районном конкурсе песенном конкурсе |
Формирование желания победы и достижения ее |
Апрель 2020 |
14. |
Разучивание песни «Мир похож на цветной луг». Музыка В. Шаинского. Слова М. Пляцковского |
Освоение умения петь в ансамбле с детьми |
Апрель 2020 |
14. |
Разучивание песни «Звездочка моя». Музыка и слова Л. Старченко |
Овладение выразительными движениями под музыку |
Май-июнь 2020 |
15. |
Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей |
Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности |
Май 2020 |
15. |
Открытое мероприятие с участием ребенка и родителей |
Создание стратегии развития музыкальных способностей ребенка после окончания ДОО |
Май-июнь 2020 |
16. |
Проектирование дальнейшего развития музыкальности |
Создание образовательного маршрута на 2020-2021 год |
Июнь 2020 |