Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Данный документ содержит часть индивидуального образовательного маршрута, поскольку содержательная часть представлена только задачами по разделам программы, реализуемым учителем-дефектологом. Структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
индивидуальный учебный план;
содержание образования в условиях организации и семьи;
организация реализации потребности в уходе и присмотре;
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения;
задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях
1. Общие данные о воспитаннике
Ф.И. ребенка дата рождения -
возрастная группа –
Когда поступил в ДОУ -
Общая осведомленность
Запас сведений и представлений об окружающем мире значительно снижен по сравнению с возрастной нормой. На вопросы о том, как зовут тебя, маму не отвечает. На вопрос «где мама? Покажи «где папа?» не реагирует, указательный жест не использует.
3.Особенности латерализации- праворукий
4.Особенности поведения и познавательной деятельности. Познавательный интерес резко снижен. Для поведения характерны «стереотипии» (привязан к своей «домашней» игрушке, часто ходит по кругу с бубном, отбивая и проговаривая определенный ритм, совершает стереотипные движения руками). Целенаправленная деятельность возможна только под контролем педагога в течение очень короткого промежутка времени (внимание удерживает 2-3 минуты). Быстро утомляется, склонен к аффективным вспышкам, возбуждению, «застреванию» на негативных эмоциях. Действия с предметами носят манипулятивный, часто неадекватный характер. В речи отдельные слова, не соотнесенные с ситуацией, «эхолалии». Двигательно расторможен. На игровой стимул реагирует слабо. Психические процессы носят непроизвольный характер.
6. Предполагаемые причины затруднений в усвоении программного материала. Органическое поражение ЦНС
7. Общая оценка особенностей познавательного развития ребенка. Уровень развития ВПФ резко снижен по сравнению с возрастной нормой
2. Индивидуальный учебный план
Специалист сопровождения | Количество занятий, продолжительность | Формы проведения | Направления коррекционно-развивающей работы |
Педагог-психолог | 3 раза в неделю 15 минут | Индивидуальная Малой подгруппой | Коррекция эмоционально-волевой сферы Снятие тревожности, аффективных вспышек |
Учитель-дефектолог | 3 раза в неделю подгрупповая форма 3 раза в неделю 15 минут | подгрупповая индивидуально | Социально-коммуникативное развитие: формирование адекватных способов взаимодействия (использование и понимание жестов, элементарной речевой инструкции) Коррекция сенсомоторной сферы |
Учитель-логопед | 3 раза в неделю 15 минут | индивидуально | Развитие коммуникативной потребности; Развитие артикуляционной и мелкой моторики |
Музыкальный руководитель | 2 раза в неделю 20 минут | групповая | формирования адекватных реакций на звучание музыки развитие ориентировочных реакций на восприятие слуховых впечатлений, слуховое внимание и слуховое восприятие |
Лист индивидуального сопровождения для воспитаннника 2 мл.гр. (Имя ребенка)…..учителем-дефектологом …..на 201…-20… уч/ год
(с учетом методических рекомендаций Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой)
Задачи коррекционно-развивающей деятельности | Содержание коррекционно-развивающей деятельности | Отметка о выполнение | ||
1-полугодие | 2-полугодие | |||
Социальное развитие: адаптация к новым условиям (кабинет учителя-дефектолога, личность нового взрослого (педагога) Формировать: 1.потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым. 2.интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым. 3.представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье Обучать: 1.первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого). пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем. выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации. | откликаться и называть свое имя;откликаться на свою фамилию; узнавать себя в зеркале, на фотографии (И.У. «Кто это», «Покажи где») узнавать свою маму среди других людей показывать по называнию части своего тела; проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними; фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение («Ку-ку»,« Прятки») выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции по подражанию действиям взрослого): -брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке (мяч, кукла, погремушка) («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), -выполнять по речевой инструкции 1,2 элементарных действия с игрушками («Ляля топ-топ», «Зайка прыг-скок») - учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием стихотворных текстов («Лягушата»,« Коза», « Колечки», « Кулачок-ладощка») 2-полугодие-нанизывать колечки на пирамидку без учета размера; Проталкивать форму в прорезь (по подражанию или совместно с педагогом) -катать шар Накладывать кубики друг на друга (Д/И «Построим башню») -подвижные игры с речевым сопровождением | Выполнено в в ч\в ч\в ч\в ч\в не выполн. ч\в | | ч\в ч\в ч\в Выполнено ч\в Выполнено Выполнено Выполнено выполнено |
Примечание. В случае, если реализовано более 70% от общего количества задач, ИОМ на данный учебный год считается реализован.
Перечень оборудования и дидактического материала
Фотографии (индивидуальные фотографии каждого ребенка группы, фотография группы детей, индивидуальные фотографии каждого сотрудника группы и сотрудников дошкольного учреждения, индивидуальные фотографии каждого родителя;
фотографии, отражающие различную деятельность ребенка в группе);
фотоальбомы (с фотографиями, отражающими жизненный опыт ребенка, интересные события жизни; день рождения, детские праздники, занятия и др.; групповые фотографии, отражающие жизнь ребенка во взаимодействии со всей группой, с малыми группами, с другими детьми дошкольного учреждения или гостями);
видеоматериалы, отражающие жизнь и деятельность детей в группе, на занятиях, на праздниках;
фланелеграф; магнитная доска; настольные ширмы;
плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (девочка, мальчик);
наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.);
рукавички разного цвета с изображениями мордочек знакомых животных (кошка, собака, зайчик, ежик, лягушка, поросенок, козленок, утенок и т. п.);
атрибуты для игры-драматизации (репка из папье-маше, домик-теремок);
мягкие модули;
костюмы, изображающие животных (курочка, собачка, кошка, мышка, зайка и др).
Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки;
коробки форм (разного вида);
надувные мячи (большие, средние и маленькие);
пирамидки с крупными кольцами одинакового цвета (3-5 шт);
игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.;
неваляшки разного размера (3);
различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, пианино, детский музыкальный центр, барабан,
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей воспитанника
1.Создание условий, удовлетворяющих базовые психические потребности ребенка в эмоциональном принятии, психическом и физическом комфорте.
При виде повышения уровня эмоционального напряжения сменить стиль общения, оказать эмоциональную поддержку, зафиксировать внимание на ближайшей положительной перспективе (с учетом предпочтений ребенка), отвлечь ребенка (сменить обстановку, подключить любимую игрушку и т.д.)
2. Иметь четкие представления о границах слов «нельзя» и « можно», воспитывать правильную реакцию на слово « подожди».
3. Играя с ребенком, чередуйте разные виды деятельности, меняйте активность ребенка (2-3 раза в течение 15 минут), но в случае, если ребенок увлечен, сосредоточен не мешайте.
4. Обязательно включение в ежедневную деятельность любимых подвижных игр, упражнение с бубном и т.д.
5. Старайтесь иметь отдельные игрушки для занятий и свободной игры.
6. Разговаривая с ребенком, акцентируйте внимание на губах взрослого. Старайтесь вызвать подражание вашей артикуляции.
7. Приучайте к работе с зеркалом (узнавать себя, родителей, подражать мимике взрослого)
8. Повторяйте все вместе с ребенком, так как все по подражанию, постепенно увеличивая степень самостоятельности.
Примечание: Листы сопровождения с подробным описанием образовательных и коррекционно-развивающих учебных задач составляют так же и другие специалисты ДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели по разделам программы, связанными с продуктивными видами деятельности). Эти же специалисты дают свои рекомендации для родителей воспитанника, составляют свой список оборудования и дидактических игр. Если это необходимо, то прописываются и особые технические средства, условия организации образовательной и коррекционной работы. Адекватность выбора образовательного маршрута оценивается в январе текущего учебного года. В случае недостаточной динамики, или ее отсутствия, возможно уточнение диагноза или корректировка задач, в соответствии с зонами актуального и ближайшего развития
Коновалова Елена Валерьевна