Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольника с ОВЗ на учебный год

15
2
Материал опубликован 17 January 2019 в группе

Индивидуальный образовательный маршрут

(программа)

ребенка дошкольника с ОВЗ

на 2017-2018 учебный год

Ф.И. ребенка: _______________________________

Форма работы: индивидуальные и подгрупповые занятия.

Сопровождающий: в данном случае родитель, который выполняет роль тьютора.

Пояснительная записка

 

В целях повышения качества образовательных услуг и оказание комплексной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, необходимо психолого-педагогическое сопровождение по индивидуальному образовательному маршруту для устранения недостатков в физическом и психическом развитии конкретного ребенка

При составлении индивидуального маршрута учитывались принципы и подходы по обеспечению взаимосвязи коррекционно-развивающей работы по всем разделам основной общеобразовательной программы с охватом всего комплекса психофизических нарушений ребенка.

Учебно-тематический план («Кто я?», «Я и другие», «Я и окружающий мир») выстроен с учетом конкретных коррекционно-развивающих задач и интересов ребенка. Программа индивидуального маршрута составлена системно и последовательно с подбором заданий и учебного материала, используя «зону ближайшего развития» ребенка.

Всесторонний многоуровневый подход всех участников образовательных отношений при взаимодействии и согласованности действий в процессе коррекции проблем ребенка дает возможность получения положительной динамики. При непрерывности процесса реализации программы гарантируется ребенку и его родителям (законным представителям) эффективность соответствующей помощи до полного решения проблемы или определение дальнейшего маршрута.

При составлении данной программы большую значимость имеет психолого-педагогическая характеристика, составленная воспитателями и педагогом-психологом на основании диагностического обследования и заключений врачей-специалистов (Приложение 1).

Материально-техническое обеспечение программы соответствует учебно-тематическому плану. Психолого-педагогическое сопровождение строится в соответствии с образовательными областями с учетом используемых программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию индивидуального маршрута.

В процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ осуществляется отслеживание динамики развития, корректировка маршрута развития со специалистами и воспитателями, психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) по проблемам ребенка.

Планируемые результаты предполагают освоения воспитанником образовательной программы с учетом целевых ориентиров на этапе завершения ребенком дошкольного образования (Приложение 2.).

Данные результаты предполагают устранение трудностей в усвоении ребенком программного материала по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, развитию изобразительной деятельности и конструированию, что позволяет ребенку подготовиться к школьному обучению.

В процессе коррекции следует добиваться, чтобы игровая деятельность ребенка стала ведущей деятельностью с сопровождением речевой активности и развитым «языком эмоций». Необходимо снизить эмоциональную неустойчивость, возбудимость, устранить недостатки в развитии мелкой и общей моторики, повысить продуктивность изобразительной деятельности, сформировать познавательные процессы, коммуникативные навыки ребенка.

Цели:

обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации;

организация коррекционно-развивающей и консультативной деятельности, направленной на предотвращение и устранение проблем развития и социализации детей, посещающих учреждение.

Задачи:

выявление характера и причин отклонений в физическом, психичес­ком, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, трудностей в поведении;

выявление резервных возможностей развития воспитанника;

определение направлений коррекционно-развивающей, оздоровитель­ной и воспитательной работы;

определение характера продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи;

подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния и уровень психологического развития;

координация усилий воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в осуществлении коррекционно-развивающего воз­действия на ребёнка;

разработка рекомендаций для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе;

направление на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) для определения дальнейшей программы развития, соответствующей особенностям ребёнка.

Данная программа позволяет добиться динамики коррекционно-развивающей деятельности и приблизить развитие ребенка к целевым ориентирам.

Учебно-тематический план

Название мероприятия

Участники

Время

Примечание

Анкетирование

участников

образовательных отношений

Ребенок

Родители

Педагоги

Сентябрь

Январь

Май

Индивидуальная

Групповая

(по необходимости)

Психологическое просвещение и консультационная деятельность

по устранению проблем

и коррекция образовательного маршрута (по необходимости)

Родители

Педагоги

1 раз

в месяц

Индивидуальная

Релаксационные занятия

«Пойми себя»

«Живой песок»

«Звездный мир»

«Личная мандала»

«Путешествие»

«Помоги себе сам»

«Мазарт-развитие»

«Песочные фантазии»

«Детский релакс»

«Мандала-терапия»

Ребенок

От 4 - 6 человек

2 раза

в месяц

2 раза в месяц

Индивидуальное

Подгрупповое

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

«Вместе весело играть!»

От 4 - 6 человек

2 раза

в месяц

Дети с подобными проблемами развития и воспитания

Тренинг коррекции ДРО

(детско-родительских отношений)

Родители вместе

с ребенком

2 раза

в месяц

Импровизация

Развивающие занятия

«Работа с комплектом «Пертра»

Ребенок

1 раз

в месяц

Индивидуальное

Коррекционно-развивающие занятия

«Кто я?»

«Я и другие»

«Я и окружающий мир»

Ребенок

1 раз

в месяц

Индивидуальное

Рекомендации для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе

Педагоги

1 раз

в месяц

По необходимости

В течении учебного года

Анкетирование участников по результатам мероприятий

«Обратная связь»

Ребенок

Родители

Педагоги

Май

Индивидуальная

Содержание разделов маршрута

в соответствии с образовательными областями

Направление

психо-коррекционной работы

Методы и приемы работы

Социально-коммуникативное развитие

Гармонизация

эмоционально-личностной сферы ребенка

Развитие

социально- коммуникативных навыков

Формирование «языка эмоций»

Игротерапия

Релакс в ТСК «Волшебный мир»

Психогимнастика

Нейрогимнастика

Пескотерапия

Музыкотерапия

Мандала-терапия

«Мозарт-развитие»

Речевое развитие

Оптимизация деятельности тела и мозга

Гармоничное развитие взаимодействия между полушариями головного мозга

Активизация речевой деятельности

Формирование позитивного мышления

Устранение проблем с концентрацией внимания

Развитие общей моторики и произвольной моторики пальцев рук

Нейрогимнастика для мозга

Пальчиковые игры, сопровождающиеся художественным словом

Самомассаж кистей рук

Су-Джок терапия

Мульт-терапия

Логоритмака

Ритмотерапия

Создание условий для улучшения психического здоровья Формирование эмоционального интеллекта

Сказкотерапия

Нейрогимнастика для мозга

Мульт-терапия

Развитие интеллекта

Формирование зрительных функций Развитие мелкой моторики

Активизация речи и сенсорных способностей

Игровой развивающий комплект «Пертра»

Нейрогимнастика для мозга

Артикуляционная гимнастика

Мультимедийные средства

Познавательное развитие

Развитие всех психических процессов, графомоторных функций, сенсорных способностей

Игротерапия в ССК «Страна Сенсория»

Игровой развивающий комплект «Пертра»

Музыкотерапия

Игротерапия

«Мозарт-развитие»

Интегративная песочная терапия

Мультимедийные средства

Сказкотерапия

Нейрогимнастика для мозга

Мульт-терапия

Художественно-эстетическое развитие

Снятие мышечных зажимов и

нервно-психического напряжения

Развитие пластичности и ритмичности движений в этюдах, упражнениях, играх

Формирование «языка эмоций»

Психогимнастика

Ритмотерапия.

Нейрогимнастика

Музыка-терапия

Мульт-терапия

Создание условий для укрепления психического здоровья

выражения чувств, развития творческих способностей

Мульт-терапия

Сказкотерапия

Песочная терапия

Мандала-терапия

Арт-терапия

Развитие тактильных ощущений, снятие нервного напряжения, проработка проблемных ситуаций

Формирование «языка эмоций»

Работа с кинетическим песком

Мандала-терапия

Нейрогимнастика

Музыка-терапия

Физическое развитие

Создание условий для укрепления психического и физического здоровья

Активизация различных функций ЦНС за счет обогащенной мультисенсорной среды

Психогимнастика

Нейрогимнастика

Релаксация в ТСК «Волшебный мир»

Игротерапия «Комплекс упражнений, позволяющий частично или полностью преодолеть нарушения психомоторного развития развитие ребенка»

Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры на этапе завершения детьми дошкольного образования предполагают формирование у воспитанников детского сада предпосылок к учебной деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения

В учреждении созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых.

Материально-техническое обеспечение включает: соблюдение СанПиНа и правил пожарной безопасности, использование технических средств обучения и воспитания в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями развития каждого дошкольника.

В учреждении имеется кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната (ССК) «Страна Сенсория», темная сенсорная комната (ТСК) «Волшебный мир». Все помещения оснащены необходимым интерактивным оборудованием и разнообразной развивающей предметно-пространственной средой для осуществления процесса коррекционно-развивающей работы по всем разделам программы.

Список литературы

1. Баженова О.А. Тренинг эмоционально-волевого развития.

2. Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт».

3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Диагностические материалы к Программе «От рождения до школы».

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы».

5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

6. Гуськова А.А. развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.

7. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

8. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.

9. Дерюхтна Г.В., Могучая Л.Д. Логопедический массаж.

10. Ежжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

11. Игнатова Л.В., Волик О.И., Кулаков В.Д. Программа укрепления здоровья детей с ЗПР в коррекционных группах.

12. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика.

13. Муратова Л.Г. «Программа психологического сопровождения (диагностика и развитие) личности старшего дошкольника в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

14. Набойкина Е.А. Сказки и игры с «особым ребенком».

15. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе.

16. Перминова Г.А. «Методическое пособие к набору Пертра».

 

17. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития.

18. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

19. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

20. Чистякова М.И. «Психогимнастика».

Приложение 1.

Психолого-педагогическая характеристика

на воспитанника МБДОУ детского сада № 31 «Заря»

Фамилия, имя, отчество ребенка __

Дата рождения

Название группы

Срок пребывания в ДОУ ______

В каком возрасте поступил в ДОУ ______________

Откуда поступил (с участка, из другого ДОУ) ________

Причина перевода ________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая, б) удовлетворительная, в) недостаточная, г) плохая, д) иное сложная

Особенности латерализации: а) праворукий, 6) леворукий

Особенности игровой деятельности: а) игры соответствуют возрасту, б) преобладают манипулятивные игры, в) игровая деятельность отсутствует, д) иное

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) программу усваивает с трудом, б) программу не усваивает

Восприятие: а) не соответствует возрасту, б) имеются нарушения зрительного восприятия, в) имеются нарушения слухового восприятия, г) комплексные нарушения восприятия, д) иное

Внимание: а) устойчивое, б) недостаточно устойчивое, в) неустойчивое

Память (преобладающая модальность): а) зрительная, б) слуховая, в) моторная, г) смешанная

Особенности памяти (проблемы): а) без выраженных особенностей, б) медленно запоминает и быстро забывает, в) быстро запоминает и быстро забывает г) иные проблемы не выявлены

Мышление: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сообразителен, в) имеет очевидные нарушения мышления

Моторика: а) соответствует возрасту, б) ребенок неловок, неуклюж, в) слабо развита мелкая моторика

Основные трудности в общении: а) трудностей нет, б) не умеет поддерживать игру, в) предпочитает быть в одиночестве, г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д) конфликтен, е) иное предпочитает быть в одиночестве; проявляются вспышки агрессивности

Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту, б) речь невнятная, имеются трудности в произношении звуков, в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильна, д) запинки в речи, е) речи нет;

Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сформированы, в) практически не сформированы

Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту, б) недостаточно сформирована

Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) не соответствует возрасту, б) не способен контролировать свою деятельность, в) неусидчив, не доводит дело до конца, г) мешает педагогу и детям, д) быстро утомляется, е) иное ребенок пассивен, интерес к занятиям не проявляет

Темп деятельности: а) соответствует возрасту, б) сонлив и вял в течение дня, в) темп работы на занятиях неравномерный, г) работает медленно с невниманием, д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова», не принимает участия в занятиях

Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями, в) имеет хронические заболевания, г) плохой аппетит, д) долго засыпает и беспокойно спит е) иное сосет палец при утомлении

 

Общая оценка уровня развития и поведения ребенка, предложения педагогов: развитие ребенка не соответствует возрастным нормам и целевым ориентирам; ребенку необходима специализированная помощь.

 

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основании:

результатов диагностического обследования ребенка;

медицинского заключения врача невролога (дата) и врача-психиатра (дата).

 

Дата составления: _______________

Педагог-психолог: _________________________

 

Приложение 2.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска, Ставропольского края

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ценный материал! Спасибо за полезный опыт работы, Наталья Фёдоровна!

19 April

Благодарю, Елена Владимировна, за позитивный комментарий!

19 April