Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольника с ОВЗ на учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут
(программа)
ребенка дошкольника с ОВЗ
на 2017-2018 учебный год
Ф.И. ребенка: _______________________________
Форма работы: индивидуальные и подгрупповые занятия.
Сопровождающий: в данном случае родитель, который выполняет роль тьютора.
Пояснительная записка
В целях повышения качества образовательных услуг и оказание комплексной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, необходимо психолого-педагогическое сопровождение по индивидуальному образовательному маршруту для устранения недостатков в физическом и психическом развитии конкретного ребенка
При составлении индивидуального маршрута учитывались принципы и подходы по обеспечению взаимосвязи коррекционно-развивающей работы по всем разделам основной общеобразовательной программы с охватом всего комплекса психофизических нарушений ребенка.
Учебно-тематический план («Кто я?», «Я и другие», «Я и окружающий мир») выстроен с учетом конкретных коррекционно-развивающих задач и интересов ребенка. Программа индивидуального маршрута составлена системно и последовательно с подбором заданий и учебного материала, используя «зону ближайшего развития» ребенка.
Всесторонний многоуровневый подход всех участников образовательных отношений при взаимодействии и согласованности действий в процессе коррекции проблем ребенка дает возможность получения положительной динамики. При непрерывности процесса реализации программы гарантируется ребенку и его родителям (законным представителям) эффективность соответствующей помощи до полного решения проблемы или определение дальнейшего маршрута.
При составлении данной программы большую значимость имеет психолого-педагогическая характеристика, составленная воспитателями и педагогом-психологом на основании диагностического обследования и заключений врачей-специалистов (Приложение 1).
Материально-техническое обеспечение программы соответствует учебно-тематическому плану. Психолого-педагогическое сопровождение строится в соответствии с образовательными областями с учетом используемых программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию индивидуального маршрута.
В процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ осуществляется отслеживание динамики развития, корректировка маршрута развития со специалистами и воспитателями, психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) по проблемам ребенка.
Планируемые результаты предполагают освоения воспитанником образовательной программы с учетом целевых ориентиров на этапе завершения ребенком дошкольного образования (Приложение 2.).
Данные результаты предполагают устранение трудностей в усвоении ребенком программного материала по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, развитию изобразительной деятельности и конструированию, что позволяет ребенку подготовиться к школьному обучению.
В процессе коррекции следует добиваться, чтобы игровая деятельность ребенка стала ведущей деятельностью с сопровождением речевой активности и развитым «языком эмоций». Необходимо снизить эмоциональную неустойчивость, возбудимость, устранить недостатки в развитии мелкой и общей моторики, повысить продуктивность изобразительной деятельности, сформировать познавательные процессы, коммуникативные навыки ребенка.
Цели:
обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации;
организация коррекционно-развивающей и консультативной деятельности, направленной на предотвращение и устранение проблем развития и социализации детей, посещающих учреждение.
Задачи:
выявление характера и причин отклонений в физическом, психическом, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, трудностей в поведении;
выявление резервных возможностей развития воспитанника;
определение направлений коррекционно-развивающей, оздоровительной и воспитательной работы;
определение характера продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи;
подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния и уровень психологического развития;
координация усилий воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в осуществлении коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка;
разработка рекомендаций для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе;
направление на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) для определения дальнейшей программы развития, соответствующей особенностям ребёнка.
Данная программа позволяет добиться динамики коррекционно-развивающей деятельности и приблизить развитие ребенка к целевым ориентирам.
Учебно-тематический план
Название мероприятия |
Участники |
Время |
Примечание |
Анкетирование участников образовательных отношений |
Ребенок Родители Педагоги |
Сентябрь Январь Май |
Индивидуальная Групповая (по необходимости) |
Психологическое просвещение и консультационная деятельность по устранению проблем и коррекция образовательного маршрута (по необходимости) |
Родители Педагоги |
1 раз в месяц |
Индивидуальная |
Релаксационные занятия «Пойми себя» «Живой песок» «Звездный мир» «Личная мандала» «Путешествие» «Помоги себе сам» «Мазарт-развитие» «Песочные фантазии» «Детский релакс» «Мандала-терапия» |
Ребенок От 4 - 6 человек |
2 раза в месяц 2 раза в месяц |
Индивидуальное Подгрупповое |
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия «Вместе весело играть!» |
От 4 - 6 человек |
2 раза в месяц |
Дети с подобными проблемами развития и воспитания |
Тренинг коррекции ДРО (детско-родительских отношений) |
Родители вместе с ребенком |
2 раза в месяц |
Импровизация |
Развивающие занятия «Работа с комплектом «Пертра» |
Ребенок |
1 раз в месяц |
Индивидуальное |
Коррекционно-развивающие занятия «Кто я?» «Я и другие» «Я и окружающий мир» |
Ребенок |
1 раз в месяц |
Индивидуальное |
Рекомендации для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе |
Педагоги |
1 раз в месяц |
По необходимости В течении учебного года |
Анкетирование участников по результатам мероприятий «Обратная связь» |
Ребенок Родители Педагоги |
Май |
Индивидуальная |
Содержание разделов маршрута
в соответствии с образовательными областями
Направление психо-коррекционной работы |
Методы и приемы работы |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Гармонизация эмоционально-личностной сферы ребенка Развитие социально- коммуникативных навыков Формирование «языка эмоций» |
Игротерапия Релакс в ТСК «Волшебный мир» Психогимнастика Нейрогимнастика Пескотерапия Музыкотерапия Мандала-терапия «Мозарт-развитие» |
Речевое развитие |
|
Оптимизация деятельности тела и мозга Гармоничное развитие взаимодействия между полушариями головного мозга Активизация речевой деятельности Формирование позитивного мышления Устранение проблем с концентрацией внимания Развитие общей моторики и произвольной моторики пальцев рук |
Нейрогимнастика для мозга Пальчиковые игры, сопровождающиеся художественным словом Самомассаж кистей рук Су-Джок терапия Мульт-терапия Логоритмака Ритмотерапия |
Создание условий для улучшения психического здоровья Формирование эмоционального интеллекта |
Сказкотерапия Нейрогимнастика для мозга Мульт-терапия |
Развитие интеллекта Формирование зрительных функций Развитие мелкой моторики Активизация речи и сенсорных способностей |
Игровой развивающий комплект «Пертра» Нейрогимнастика для мозга Артикуляционная гимнастика Мультимедийные средства |
Познавательное развитие |
|
Развитие всех психических процессов, графомоторных функций, сенсорных способностей |
Игротерапия в ССК «Страна Сенсория» Игровой развивающий комплект «Пертра» Музыкотерапия Игротерапия «Мозарт-развитие» Интегративная песочная терапия Мультимедийные средства Сказкотерапия Нейрогимнастика для мозга Мульт-терапия |
Художественно-эстетическое развитие |
|
Снятие мышечных зажимов и нервно-психического напряжения Развитие пластичности и ритмичности движений в этюдах, упражнениях, играх Формирование «языка эмоций» |
Психогимнастика Ритмотерапия. Нейрогимнастика Музыка-терапия Мульт-терапия |
Создание условий для укрепления психического здоровья выражения чувств, развития творческих способностей |
Мульт-терапия Сказкотерапия Песочная терапия Мандала-терапия Арт-терапия |
Развитие тактильных ощущений, снятие нервного напряжения, проработка проблемных ситуаций Формирование «языка эмоций» |
Работа с кинетическим песком Мандала-терапия Нейрогимнастика Музыка-терапия |
Физическое развитие |
|
Создание условий для укрепления психического и физического здоровья Активизация различных функций ЦНС за счет обогащенной мультисенсорной среды |
Психогимнастика Нейрогимнастика Релаксация в ТСК «Волшебный мир» Игротерапия «Комплекс упражнений, позволяющий частично или полностью преодолеть нарушения психомоторного развития развитие ребенка» |
Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе
Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры на этапе завершения детьми дошкольного образования предполагают формирование у воспитанников детского сада предпосылок к учебной деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
В учреждении созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых.
Материально-техническое обеспечение включает: соблюдение СанПиНа и правил пожарной безопасности, использование технических средств обучения и воспитания в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями развития каждого дошкольника.
В учреждении имеется кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната (ССК) «Страна Сенсория», темная сенсорная комната (ТСК) «Волшебный мир». Все помещения оснащены необходимым интерактивным оборудованием и разнообразной развивающей предметно-пространственной средой для осуществления процесса коррекционно-развивающей работы по всем разделам программы.
Список литературы
1. Баженова О.А. Тренинг эмоционально-волевого развития.
2. Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт».
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Диагностические материалы к Программе «От рождения до школы».
4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы».
5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
6. Гуськова А.А. развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.
7. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.
8. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.
9. Дерюхтна Г.В., Могучая Л.Д. Логопедический массаж.
10. Ежжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
11. Игнатова Л.В., Волик О.И., Кулаков В.Д. Программа укрепления здоровья детей с ЗПР в коррекционных группах.
12. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика.
13. Муратова Л.Г. «Программа психологического сопровождения (диагностика и развитие) личности старшего дошкольника в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
14. Набойкина Е.А. Сказки и игры с «особым ребенком».
15. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе.
16. Перминова Г.А. «Методическое пособие к набору Пертра».
17. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития.
18. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
19. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
20. Чистякова М.И. «Психогимнастика».
Приложение 1.
Психолого-педагогическая характеристика
на воспитанника МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
Фамилия, имя, отчество ребенка __
Дата рождения
Название группы
Срок пребывания в ДОУ ______
В каком возрасте поступил в ДОУ ______________
Откуда поступил (с участка, из другого ДОУ) ________
Причина перевода ________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая, б) удовлетворительная, в) недостаточная, г) плохая, д) иное сложная
Особенности латерализации: а) праворукий, 6) леворукий
Особенности игровой деятельности: а) игры соответствуют возрасту, б) преобладают манипулятивные игры, в) игровая деятельность отсутствует, д) иное
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) программу усваивает с трудом, б) программу не усваивает
Восприятие: а) не соответствует возрасту, б) имеются нарушения зрительного восприятия, в) имеются нарушения слухового восприятия, г) комплексные нарушения восприятия, д) иное
Внимание: а) устойчивое, б) недостаточно устойчивое, в) неустойчивое
Память (преобладающая модальность): а) зрительная, б) слуховая, в) моторная, г) смешанная
Особенности памяти (проблемы): а) без выраженных особенностей, б) медленно запоминает и быстро забывает, в) быстро запоминает и быстро забывает г) иные проблемы не выявлены
Мышление: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сообразителен, в) имеет очевидные нарушения мышления
Моторика: а) соответствует возрасту, б) ребенок неловок, неуклюж, в) слабо развита мелкая моторика
Основные трудности в общении: а) трудностей нет, б) не умеет поддерживать игру, в) предпочитает быть в одиночестве, г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д) конфликтен, е) иное предпочитает быть в одиночестве; проявляются вспышки агрессивности
Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту, б) речь невнятная, имеются трудности в произношении звуков, в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильна, д) запинки в речи, е) речи нет;
Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сформированы, в) практически не сформированы
Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту, б) недостаточно сформирована
Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) не соответствует возрасту, б) не способен контролировать свою деятельность, в) неусидчив, не доводит дело до конца, г) мешает педагогу и детям, д) быстро утомляется, е) иное ребенок пассивен, интерес к занятиям не проявляет
Темп деятельности: а) соответствует возрасту, б) сонлив и вял в течение дня, в) темп работы на занятиях неравномерный, г) работает медленно с невниманием, д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова», не принимает участия в занятиях
Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями, в) имеет хронические заболевания, г) плохой аппетит, д) долго засыпает и беспокойно спит е) иное сосет палец при утомлении
Общая оценка уровня развития и поведения ребенка, предложения педагогов: развитие ребенка не соответствует возрастным нормам и целевым ориентирам; ребенку необходима специализированная помощь.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основании:
результатов диагностического обследования ребенка;
медицинского заключения врача невролога (дата) и врача-психиатра (дата).
Дата составления: _______________
Педагог-психолог: _________________________
Приложение 2.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска, Ставропольского края
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна