12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любимова Наталья Николаевна27
Россия, Самарская обл., Самара
4

Индивидуальный образовательный маршрут для старших дошкольников «Я хочу увидеть музыку»

Индивидуальный образовательный маршрут

для старших дошкольников

«Я хочу увидеть музыку»

Разработала

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №394» г.о. Самара

Любимова

Наталья Николаевна


 

Самара, 2019г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных принципов определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьей. В детском саду имеются все условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной музыкальной деятельности с детьми. Одной из таких форм является образовательный маршрут, проходя который дети вместе с родителями совместно участвуют в этом процессе. Пример родителей вдохновляет детей, они начинают сами активно включаться в музыкальную деятельность.

Маршрут «Я хочу увидеть музыку» рассчитан на прохождение детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и имеет восемь шагов:

Шаг 1. Будем знакомы

Шаг 2. Духовые музыкальные инструменты

Шаг 3. Струнно-смычковые инструменты

Шаг 4. Арфа и рояль

Шаг 5. Ударные музыкальные инструменты

Шаг 6. Клавишно-духовые инструменты

Шаг 7. Давайте поиграем!

Шаг 8. Посмотрите вместе с ребенком


 

В каждом шаге предлагаются интересные задания, после его прохождения – вопросы для обсуждения и разнообразные игры для отдыха. 


 

Уважаемые родители!

 

Предлагаю вам и вашим детям увлекательное путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Музыка – это целый мир необычных звуков, это мир красоты и фантазии. Войти в мир музыки – значит открыть для себя что-то прекрасное, без чего жизнь человека потеряет смысл. Музыка подталкивает детей к выражению своих эмоций. Классическая же музыка способна успокаивать и вдохновлять. Общение с классической музыкой развивает интерес, любовь к ней; помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций; повышается музыкальная восприимчивость; появляются зачатки музыкального вкуса.

Каждый родитель хочет, чтобы детство его ребенка было счастливым, и именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот “багаж”, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры.

От природы все мы музыкальны. Об этом надо помнить каждому взрослому, т.к. от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

В данном маршруте вы сможете познакомить своего ребенка с инструментами симфонического оркестра. Надеюсь, что это путешествие окажется увлекательным не только для ребенка, но и для вас, а в дальнейшем это поможет вам при посещении детского музыкального спектакля, филармонии или оперного театра.

Шаг 1. Будем знакомы

 

Знакомство с симфоническим оркестром предлагаю начать с просмотра мультфильма “Видеть музыку”.

Сядьте перед экраном и начните просмотр. Наверняка звуки музыки привлекут ребенка, и он подойдет к Вам с вопросом: “А что ты смотришь?” Вот тут-то Вы и сможете предложить ему познакомиться с целой семьей музыкальных инструментов.

 

В начале беседы уточните, знает ли Ваш ребенок, какие бывают оркестры (симфонический, народных инструментов, духовой, ударных инструментов, детский и др.). У каждого оркестра свои инструменты. Вы же хотите поближе познакомиться с инструментами самого большого - симфонического - оркестра. Пригласите малыша составить Вам компанию. Сядьте поудобнее и… наслаждайтесь!

 

Мультфильм достаточно длинный по продолжительности (26 минут), поэтому имеет смысл смотреть его небольшими частями по 5 минут (по группам оркестра), и содержание этих частей сделать темой для последующих бесед.

 

Вопросы для обсуждения начала мультфильма (0:00 - 5:27):

Что случилось в театре? Кто упал в оркестровую яму?

Почему ушли музыкальные инструменты?

Кто помог детям и пошел с ними в Музыкальный город?

 

Тебе интересно, что было дальше?


 

Шаг 2. Духовые музыкальные инструменты


 

Начните с практики. Найдите дома предметы, дунув в которые, можно извлечь звук (трубочка для коктейля, колпачок от ручки). Попробуйте дуть разными способами, меняйте форму губ. Экспериментируйте!

 

Предложите малышу познакомиться с другой группой инструментов симфонического оркестра и продолжите просмотр мультфильма (5:27 - 10:27).

 

Вопросы для обсуждения:

Какая группа оркестра является самой громкой?

На какие группы делятся духовые музыкальные инструменты?

Что дети преподнесли в знак примирения медным духовым инструментам?

Что искали дети в доме деревянных духовых?

 

Посмотрите, как работает метроном.

 

Устали? Давайте отдохнем и поиграем.

 

Закрепите, почему эта группа инструментов называется духовой и какие два семейства в нее входят.

 

Духовы́е музыка́льные инструме́нты музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше заключенный в них столб воздуха, тем медленнее он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук, и наоборот — чем меньше заключенный в трубке столб воздуха, тем издаваемый инструментом звук выше.

 

Посмотрите с ребенком мультфильм “Лесной концерт” часть 5 (3:02) и часть 6 (3:31)

 

Вопросы для обсуждения:

Как играют на духовых инструментах?

У какого инструмента самый низкий голос: у саксофона, фагота или флейты?

 

Шаг 3. Струнно-смычковые инструменты


 

Начните с небольшого эксперимента. Возьмите игрушечный детский лук, натяните тетиву, а затем резко отпустите. Если нет лука, подойдет натянутая резинка или нитка. Главное - услышать звук, который изменяется в зависимости от натяжения. 

 

Можно поэкспериментировать и со смычком, но не у всех в доме он имеется… Тогда посмотрите эксперименты "Галилео" (6:35).

 

Познакомимся с семейством струнно-смычковых инструментов, посмотрев мультфильм “Лесной концерт” часть 3 (2:41)

 

Вопросы для обсуждения:

Какие инструменты относятся к струнным смычковым?

Чем на них играют?

 

Хочешь продолжить путешествие по Музыкальному городу? Тогда вперед! Смотрим мультфильм (10:30 - 15:15)

 

Вопросы для обсуждения:

Сколько струн у инструментов этой группы?

Какой инструмент занимает первое место?

Как играют на скрипке и альте?

А на виолончели и контрабасе? Зачем им нужен шпиль?

 

– Хочешь увидеть, как делают смычок?

 

Начинать учиться игре на скрипке можно с 2 - 2, 5 лет. Посмотрите с ребенком, как играет 3-летний скрипач (9:58) смотреть с (3:40). После просмотра спросите у ребенка, хотел бы и он научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

 

– Как ты думаешь, можно ли определить профессию человека, не разговаривая с ним, а только посмотрев на инструменты, которыми он пользуется в работе? Давай сыграем в "Парочки".

 

Шаг 4. Арфа и рояль


 


 

Мы продолжаем наше путешествие. Знакомьтесь, струнно-щипковый инструмент арфа. Какие еще есть инструменты в этой группе, вы узнаете из мультфильма “Лесной концерт” часть 7 (3:43).

 

Спросите у ребенка, какой инструмент ему понравился и почему.

Есть в оркестре инструмент, в котором скрестились три рода музыкальных инструментов. Как он называется, вы с ребенком можете узнать из части 2 мультфильма “Лесной концерт”.

 

После просмотра спросите, какие клавиши у рояля и предложите заглянуть под крышку рояля.

 

А как дела у наших друзей в Музыкальном городе? (15:20 - 19:40)

 

Вопросы для обсуждения:

Что означает слово “рояль”?

Откуда взялось название “фортепиано”?

Какие три рода музыкальных инструментов скрестились в рояле?

 

Предлагаю отдохнуть и немного поиграть.

 

Шаг 5. Ударные музыкальные инструменты


 

Начните с детской игры “Ладушки”, ведь наши ладошки – это тоже ударный инструмент. Посмотрите, что еще можно сделать из подручных материалов.

Пожалуй, нет инструментов более разнообразных и многочисленных, чем ударные. Эти инструменты самые древние по происхождению. Конечно, мелодию на них не сыграешь, как на скрипке или гобое, тем не менее, в оркестре они незаменимы. Вот только некоторые из них.

 

Посмотрите с ребенком мультфильм “Лесной концерт” часть 4 (2:13).

 

Вопросы для обсуждения:

К какой группе инструментов относятся литавры, тарелки, барабан?

Как из них извлекается звук?

Какой инструмент из группы ударных тебе запомнился?

 

А хочешь узнать, что нового у ребят в Музыкальном городе? Чем закончится эта история? Смотрим мультфильм (19:43 - 26:00).

 

Вопросы для обсуждения:

Почему в оркестре много скрипок, а барабан один?

Назови самого главного человека в оркестре.

Есть ли определенный порядок в расположении музыкальных инструментов?

Где, кроме театра, можно встретиться с музыкальными инструментами?


 

Мы хорошо поработали, узнали много нового, а теперь настало время отдохнуть. Давай поиграем.


 

Шаг 6. Клавишно-духовые инструменты


 

Есть в оркестре и такая группа инструментов. Давай рассмотрим их поближе. 

 

Смотрим мультфильм “Лесной концерт” часть 1 (2:18).

 

Вопросы для обсуждения:

Какие инструменты несли волки?

Чем эти инструменты похожи и чем отличаются друг от друга?

 

 

Шаг 7. Давайте поиграем!

 

Предложите ребенку собрать пазл "Дружная семейка".

 

Поиграйте с ребенком после просмотра мультфильма "Петя и волк" (15:25)

Почитайте стихи о музыке.

 

Отгадайте загадки.

 

Предложите ребенку помочь Буратино найти музыкальные инструменты, которые потерялись в мастерской папы Карло (всего их 8), и назвать их.

 

Итак, мы многое узнали. Давай вспомним, существует ли порядок расположения инструментов в симфоническом оркестре?

 

Шаг 8. Посмотрите вместе с ребенком

 

Теперь вы разбираетесь в инструментах симфонического оркестра, уверенно классифицируете инструменты по группам и с легкостью собираете пазлы. Не останавливайтесь на достигнутом! Двери в мир Музыки широко открыты! Смело шагайте к новым вершинам! А чтобы это было проще сделать, предлагаю вам ознакомиться с рядом мультфильмов, где звучит классическая музыка. Приобщайтесь к прекрасному вместе со своим малышом.

 

Фиксики - История вещей - Музыкальные инструменты (1:58)

Фиксики - Ноты (6:02)

Развивающие мультики - Веселый оркестр: Учим музыкальные инструменты со зверюшками (3:32)

 

  1. Музыка, выпуск 58. Музыкальные тембры (6:43)  Музыка, вып. 71. Балет П. И. Чайковского "Щелкунчик" (6:43)  "Щелкунчик" (25:34)
  2. Мультфильмы: "Детский альбом" (18:18)

    Смешарики. Учим ноты и поем веселую песенку (15:05)

    Мультфильмы: Гномы и Горный король (6:44)

    Петя и волк (15:25)

    Гадкий утенок (5:28)

 

Композиторы сочиняют музыку, музыканты ее исполняют, а где же с ней можем встретиться мы, слушатели? Расскажите ребенку, что существуют специальные объекты (здания), куда люди приходят послушать красивую музыку в исполнении оркестра: филармония, концертный зал, театр. Но при встрече с музыкой существуют определенные правила поведения.

 

Заключение

 

Вот и пройден наш маршрут. Надеюсь, он вам понравился. Желаю вам дальнейших творческих успехов на новых маршрутах. Спасибо, что были с нами!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кузнецова Оксана Владимировна, 02.04.19 в 16:58 0Ответить Пожаловаться
Замечательная форма работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.