Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р];
-закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
- продолжать учить определять место звука в слове, составлять
предложения;
- совершенствовать лексико-грамматические категории.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
- развивать фонематический слух на звук [Р]и [Р,];
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать мелкую моторику и координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
Речевой материал, изображение артикуляционного уклада произношения звука Р; индивидуальное зеркало; фигурки животных; распечатанный речевой материал.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Доброе утро, Илюша. Сегодня погода замечательная, солнышко светит, наступило какое время года? А какой месяц? Какое количество месяцев весной? Правильно! Каждое время года имеет три месяца, значит апрель какой месяц весны по счету?
2. Объявление темы занятия
Логопед: Илюша, ты любишь путешествовать? Я люблю. Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие, а куда, ты сейчас попробуешь отгадать. Слушай загадку внимательно:
Здесь мы можем встретить волка,
И медведя, и козу,
Тигра, льва, жирафа, панду,
Даже хитрую лису.
Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На животных очень редких,
Что живут в просторных клетках.
Догадался? Где мы можем посмотреть зверей? И они там живут? Это специальный парк, и он есть в Липецке.
Илюша, мы с тобой работаем сейчас над каким звуком? Правильно – Р. И сегодня мы с тобой продолжаем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
3. Артикуляционная гимнастика
Но перед тем как мы отправимся в путешествие, давай потренируем язычок. Я буду рассказывать сказку о Веселом Язычке, а ты мне будешь помогать и выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
«Сказка о Весёлом Язычке»
(Сели ровно, спинка прямая, смотрим на себя в зеркало и выполняем упражнения)
Проснулся язычок утром рано, улыбнулся (выполняем упражнение Улыбка), зевнул и потянулся (выполняем упр. Парус). Хотел посмотреть в окно, а оно грязное, протер язычок окно (выполняем упр. Маляр), посмотрел в окно (выполняем упр. Окно), а там от снега и следа не осталось. Ого… (подумал язычок). Наступила – (помоги язычку и скажи какое время года наступило?) Весна! Настроение у язычка замечательное, солнце светит, птички поют… Улыбнулся язычок (выполняем упр. Улыбка) и отправился на прогулку в парк, настроение у язычка хорошее, поэтому он взял с собой гармошку (выполняем упр. Гармошка) и барабан (выполняем упр. Барабан). Идет язычок и видит у дерева лошадку (выполняем упр. Лошадка), а на дереве дятла (выполняем упр. Дятел), поздоровался с ними язычок и пошел дальше. Увидел качели и решил на них покачаться (выполняем упр. Качели), покачался, купил себе мороженое (выполняем упр. Мороженое), съел и довольный пошел домой. А там встречает его щенок Трезор (назови имя щенка), он виляет хвостиком и приветливо рычит (давай порычим с тобой). Молодец и язычок, и Илюша.
Хорошее путешествие у язычка получилось. А так как и ты, и я любим путешествовать, мы с тобой сегодня отправляемся в путешествие в зоопарк.
4. Основная часть:
1. Произношение изолированного звука
Кто в зоопарке живет? Правильно- звери. Прежде чем отправиться в зоопарк.
Давай немного поиграем.
Раз, два, повернись и в животных превратись.
Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р).
Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.)
Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
Раз, два, повернись снова в Илюшу превратись.
2. Анализ артикуляции звука
Илюша, я сейчас произнесу три звука, а ты должен будешь определить какой звук Р я правильно произнесла: 1,2 или 3. Правильно: губы в улыбке, между зубами широкое расстояние, язычок поднят вверх и дрожит, горлышко поёт, воздушная струя сильная и тёплая.
А теперь произнести ты.
Картинка есть в папке, характеризую я.
3. Характеристика звука
Давай вспомним, что это за звук:
Логопед: звук [Р] согласный или гласный?
Ребёнок: согласный
Ребёнок: звонкий.
Логопед: правильно - Всегда звонкий!
Логопед: твёрдый или мягкий?
Ребёнок: твёрдый
Логопед: А сейчас послушай [Р,]
Ребёнок: мягкий
Логопед: каким цветом мы обозначаем твердый звук?
Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука). Синим – твердый, зеленый – мягкий. (Покажи на кругах).
Сейчас мы проверим, а заодно и покажем нашим гостям, как ты можешь различать мягкий и твердый звуки. Давай сядем за наш стол Антошка и поиграем в игру: надо помочь героям игры сесть в нужную карусель. Они очень хотят прокатиться. Но условие такое: в эту карусель садятся только герои, в название которых твердый звук Р, а в другую – в название которых мягкий звук Р. Твоя задача правильно определить звук – мягкий он или твердый, и посадить всех на карусель.
Речевое развитие. 2. Буквы, звуки, алфавит. 3. Дифференциация букв и звуков).
Молодец! Никого не обидел и всех прокатил.
Ну, что отправляемся с тобой в зоопарк? Смотри, сколько животных живет в зоопарке, выбери одно животное, которое тебе больше всех нравится. Кто это – назови. А в названии этого животного есть звук Р? Молодец. У тебя хорошие ушки. Давай с тобой поиграем в еще одну игру.
4. Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
Илюша, мы часто с вами в нее играем на групповых занятиях, давай вспомним: я называю, звуки, слова, ты что должен сделать, когда услышишь звук Р? Правильно – хлопнуть в ладоши. Давай покажем нашим гостям какие у тебя замечательные ушки и как ты хорошо умеешь определять звуки.
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
5. Автоматизация звука в слогах
К нам пришел в гости житель зоопарка, а кто это, ты сейчас узнаешь отгадав загадку.
Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает… (попугай)
Правильно. В слове попугай есть звук Р? Попугай, живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
Игра «Повторялки»
РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА
РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО
РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ
РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ
5. Автоматизация звука в словах
Илюша, давай с тобой продолжим путешествие по зоопарку. Перед нами зверята, ты должен будешь назвать следующее животное, которое мы посетим. Отгадай загадки:
«Как похожа на лошадку я:
холка, чёлка, шёрстка гладкая.
и совсем не виновата я,
что с рожденья полосатая»
Он такой большой, огромный.
И на кран похож подъемный…
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
Он красивый как огонь,
С черными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти – велики!
Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Илюша, давай поиграем еще в одну в игру, мы с тобой в нее играем на групповых занятиях.
Игра «Один – много» (с мячом).
Вспоминай мы в нее играем. Назови правила игры:
Кидаем друг другу мяч. Ведущий называет слово один, а я называю много. Например: рак – один, а ты -раки, т.е. их много, рог – рога. Готов?
Рак – раки тигр -… рог -…
Рысь -… крот -… корова -…
Рыба -… краб -… ворона -…
Молодец, хорошо справился.
Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).
Илюша, вспоминаем где может находиться звук в слове? Вначале, в середине и в конце.
Игра «Голова, живот, ноги».
Вспоминаем: если звук находиться вначале слова, то мы хватаемся за голову, если в середине – за живот, если в конце – за ноги.
Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.
Что-то мы с тобой засиделись. Давай немного подвигаемся.
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад!
(ходьба)
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(дети показывают руками на животных)
Все мы весело играем
И движенья выполняем.
(руки на поясе, полуприседания с поворотами вправо — влево)
Это — лев. Он царь зверей,
В мире нет его сильней.
(показывают силу)
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
(идут неторопливо с гордо поднятой головой, руки на поясе)
А вот добрый, умный слон
Посылает всем поклон.
(руки на поясе, наклоны туловища вправо — влево)
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
(наклоны вперёд — назад)
Размялись? А теперь продолжим работать над каким звуком? Правильно – Р.
А теперь посмотри на оставшихся животных и найди среди них животных в названии которых есть звук Р. Назови их.
6. Автоматизация звука в предложении
Поиграем с тобой в новую игру. Слушай внимательно правила. Я говорю предложение от своего лица, а ты проговариваешь это же предложение, только вставляешь вместо Я по очереди (смотри на доску)
-Ты.. Он…Она… Мы… Вы… Они..
Игра «Изменяй предложения»
Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я люблю ходить в зоопарк…
7. Автоматизация звука в тексте
Повтори двустишия о животных.
«Ловко и красиво ввысь
Прыгает по веткам рысь».
«Как громаден носорог,
Впереди огромный рог».
«Хоть высокий жираф,
Но склоняется до трав».
«Вот прыжок у кенгуру -
Десять метров он в длину».
5. Итог занятия
Илюша, ты молодец, все задания выполнил правильно.
Какой звук мы сегодня произносили больше всего?
(звук [Р]).
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет. Мы с тобой сегодня что посетили? Каких мы там животных видели, перечисли, Молодец!