Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.

3
0
Материал опубликован 6 November

Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.


Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.


Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- уточнить представления ребёнка о звуке [Р];

-закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

- продолжать учить определять место звука в слове, составлять

предложения;

- совершенствовать лексико-грамматические категории.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

- развивать фонематический слух на звук [Р]и [Р,];
- развивать фонематическое восприятие,
навыки звукового   анализа и синтеза;

- развивать мелкую моторику и координацию движений.


Коррекционно-воспитательные: 

- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.


Оборудование: 

Речевой материал, изображение артикуляционного уклада произношения звука Р; индивидуальное зеркало; фигурки животных; распечатанный речевой материал.



Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Доброе утро, Илюша. Сегодня погода замечательная, солнышко светит, наступило какое время года? А какой месяц? Какое количество месяцев весной? Правильно! Каждое время года имеет три месяца, значит апрель какой месяц весны по счету?


2. Объявление темы занятия

Логопед: Илюша, ты любишь путешествовать? Я люблю. Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие, а куда, ты сейчас попробуешь отгадать. Слушай загадку внимательно:

Здесь мы можем встретить волка,
И медведя, и козу,
Тигра, льва, жирафа, панду,
Даже хитрую лису.

Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На животных очень редких,
Что живут в просторных клетках.


Догадался? Где мы можем посмотреть зверей? И они там живут? Это специальный парк, и он есть в Липецке.

Илюша, мы с тобой работаем сейчас над каким звуком? Правильно – Р. И сегодня мы с тобой продолжаем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

3. Артикуляционная гимнастика

Но перед тем как мы отправимся в путешествие, давай потренируем язычок. Я буду рассказывать сказку о Веселом Язычке, а ты мне будешь помогать и выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

«Сказка о Весёлом Язычке»

(Сели ровно, спинка прямая, смотрим на себя в зеркало и выполняем упражнения)


Проснулся язычок утром рано, улыбнулся (выполняем упражнение Улыбка), зевнул и потянулся (выполняем упр. Парус). Хотел посмотреть в окно, а оно грязное, протер язычок окно (выполняем упр. Маляр), посмотрел в окно (выполняем упр. Окно), а там от снега и следа не осталось. Ого… (подумал язычок). Наступила – (помоги язычку и скажи какое время года наступило?) Весна! Настроение у язычка замечательное, солнце светит, птички поют… Улыбнулся язычок (выполняем упр. Улыбка) и отправился на прогулку в парк, настроение у язычка хорошее, поэтому он взял с собой гармошку (выполняем упр. Гармошка) и барабан (выполняем упр. Барабан). Идет язычок и видит у дерева лошадку (выполняем упр. Лошадка), а на дереве дятла (выполняем упр. Дятел), поздоровался с ними язычок и пошел дальше. Увидел качели и решил на них покачаться (выполняем упр. Качели), покачался, купил себе мороженое (выполняем упр. Мороженое), съел и довольный пошел домой. А там встречает его щенок Трезор (назови имя щенка), он виляет хвостиком и приветливо рычит (давай порычим с тобой). Молодец и язычок, и Илюша.


Хорошее путешествие у язычка получилось. А так как и ты, и я любим путешествовать, мы с тобой сегодня отправляемся в путешествие в зоопарк.

4. Основная часть:

1. Произношение изолированного звука

Кто в зоопарке живет? Правильно- звери. Прежде чем отправиться в зоопарк.

Давай немного поиграем.

Раз, два, повернись и в животных превратись.

Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р).

Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.)

Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в Илюшу превратись.


2. Анализ артикуляции звука


Илюша, я сейчас произнесу три звука, а ты должен будешь определить какой звук Р я правильно произнесла: 1,2 или 3. Правильно: губы в улыбке, между зубами широкое расстояние, язычок поднят вверх и дрожит, горлышко поёт, воздушная струя сильная и тёплая.

А теперь произнести ты.

Картинка есть в папке, характеризую я.


3. Характеристика звука

Давай вспомним, что это за звук:

Логопед: звук [Р] согласный или гласный?

Ребёнок: согласный

Логопед: звонкий или глухой?

Ребёнок: звонкий.

Логопед: правильно - Всегда звонкий!

Логопед: твёрдый или мягкий?

Ребёнок: твёрдый

Логопед: А сейчас послушай [Р,]

Ребёнок: мягкий

Логопед: каким цветом мы обозначаем твердый звук?

Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука). Синим – твердый, зеленый – мягкий. (Покажи на кругах).

Сейчас мы проверим, а заодно и покажем нашим гостям, как ты можешь различать мягкий и твердый звуки. Давай сядем за наш стол Антошка и поиграем в игру: надо помочь героям игры сесть в нужную карусель. Они очень хотят прокатиться. Но условие такое: в эту карусель садятся только герои, в название которых твердый звук Р, а в другую – в название которых мягкий звук Р. Твоя задача правильно определить звук – мягкий он или твердый, и посадить всех на карусель.

Речевое развитие. 2. Буквы, звуки, алфавит. 3. Дифференциация букв и звуков).

Молодец! Никого не обидел и всех прокатил.

Ну, что отправляемся с тобой в зоопарк? Смотри, сколько животных живет в зоопарке, выбери одно животное, которое тебе больше всех нравится. Кто это – назови. А в названии этого животного есть звук Р? Молодец. У тебя хорошие ушки. Давай с тобой поиграем в еще одну игру.


4. Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Илюша, мы часто с вами в нее играем на групповых занятиях, давай вспомним: я называю, звуки, слова, ты что должен сделать, когда услышишь звук Р? Правильно – хлопнуть в ладоши. Давай покажем нашим гостям какие у тебя замечательные ушки и как ты хорошо умеешь определять звуки.

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.


5. Автоматизация звука в слогах

К нам пришел в гости житель зоопарка, а кто это, ты сейчас узнаешь отгадав загадку.

Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает…
(попугай) 

Правильно. В слове попугай есть звук Р? Попугай, живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

Игра «Повторялки»

РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

5. Автоматизация звука в словах

Илюша, давай с тобой продолжим путешествие по зоопарку. Перед нами зверята, ты должен будешь назвать следующее животное, которое мы посетим. Отгадай загадки:


«Как похожа на лошадку я:
холка, чёлка, шёрстка гладкая.
и совсем не виновата я,
что с рожденья полосатая»


Он такой большой, огромный.

И на кран похож подъемный…

Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…


Он красивый как огонь,

С черными полосками,

Очень грозные клыки,

Лапы, когти – велики!

Какой прелестный полосатик!

Красивый, миленький усатик.


Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.


Илюша, давай поиграем еще в одну в игру, мы с тобой в нее играем на групповых занятиях.


Игра «Один – много» (с мячом).

Вспоминай мы в нее играем. Назови правила игры:

Кидаем друг другу мяч. Ведущий называет слово один, а я называю много. Например: рак – один, а ты -раки, т.е. их много, рог – рога. Готов?


Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

Молодец, хорошо справился.

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Илюша, вспоминаем где может находиться звук в слове? Вначале, в середине и в конце.

Играем в нашу игру


Игра «Голова, живот, ноги».

Вспоминаем: если звук находиться вначале слова, то мы хватаемся за голову, если в середине – за живот, если в конце – за ноги.

Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.


Что-то мы с тобой засиделись. Давай немного подвигаемся.


Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад!

(ходьба)

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.

(дети показывают руками на животных)

Все мы весело играем

И движенья выполняем.

(руки на поясе, полуприседания с поворотами вправо — влево)

Это — лев. Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

(показывают силу)

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

(идут неторопливо с гордо поднятой головой, руки на поясе)

А вот добрый, умный слон

Посылает всем поклон.

(руки на поясе, наклоны туловища вправо — влево)

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

(наклоны вперёд — назад)

Размялись? А теперь продолжим работать над каким звуком? Правильно – Р.

А теперь посмотри на оставшихся животных и найди среди них животных в названии которых есть звук Р. Назови их.


6. Автоматизация звука в предложении

Поиграем с тобой в новую игру. Слушай внимательно правила. Я говорю предложение от своего лица, а ты проговариваешь это же предложение, только вставляешь вместо Я по очереди (смотри на доску)

-Ты.. Он…Она… Мы… Вы… Они..


Игра «Изменяй предложения»

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я люблю ходить в зоопарк…


7. Автоматизация звука в тексте

Повтори двустишия о животных.

«Ловко и красиво ввысь

Прыгает по веткам рысь».

«Как громаден носорог,

Впереди огромный рог».

«Хоть высокий жираф,

Но склоняется до трав».

«Вот прыжок у кенгуру -

Десять метров он в длину».


5. Итог занятия


Илюша, ты молодец, все задания выполнил правильно.

Какой звук мы сегодня произносили больше всего?

(звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет. Мы с тобой сегодня что посетили? Каких мы там животных видели, перечисли, Молодец!














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации