Информационная карта урока по теме «Площади и объемы» (Математика, 5 класс)
Лепихина Светлана Иосифовна, учитель математики ГОБОУ Мурманская КШИ №3
Информационная карта урока
ФИО учителя: Лепихина Светлана Иосифовна
ОУ: ГОБОУ Мурманская КШИ №3
Тема урока: Площади и объемы
Класс: 5 (школа IV вида)
Количество часов: 1 ч
Тип урока: «рефлексия»
Учебник: Виленкин Н.Я. и другие. Математика. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011. 279 с.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
- грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- проявлять находчивость, активность при выполнении математических заданий;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
2) метапредметные:
- понимать и использовать математические средства наглядности (карточки с формулами, чертежи геометрических фигур) для
иллюстрации ответов, выполнения практических заданий;
- принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
3) предметные:
- выполнять устные и письменные вычисления;
- пользоваться формулами площадей и объемов геометрических фигур;
- решать задачи на нахождение площадей и объемов геометрических фигур;
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику
№ |
Этапы урока |
Цель этапа |
Тип учебной ситуации |
Описание учебной ситуации |
Конструктор задач (виды заданий, соответствующие уровням) |
Формируемые УУД |
||||||||
репродуктивному |
конструктивному |
творческому |
||||||||||||
ознакомление |
понимание |
применение |
анализ |
синтез |
оценка |
|||||||||
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности |
|
1 |
2, 3 |
Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: построение речевого высказывания, обобщение, синтез Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, владение монологической и диалогической формами речи |
||||||||
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии |
Организация повторения, знаковая фиксация правил, выполнение учащимися пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения |
Тренинг
Проблема |
Работа с интерактивной доской на отработку элементов, понятий, формул, единиц измерения S и V Применение формул V и S при решении практических задач (с/р №1) |
4, 5, 6 |
7 13 |
11, 12, 14, 15 |
8, 9, 10 |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: саморегуляция Познавательные: анализ, построение речевого высказывания Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, владение монологической и диалогической формами речи |
|||||
3. |
Локализация индивидуальных затруднений |
Выявить и зафиксировать (вербально и знаково) возникшее затруднение, соотнести свои действия с используемым алгоритмом и зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
|
16, 17, 18 |
19 |
Регулятивные: контроль, оценка Познавательные: контроль, анализ, обобщение Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, владение монологической и диалогической формами речи |
||||||||
4. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений |
Обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий |
Проблема |
Обучающиеся, не допустившие ошибок (II группа), получают задание для самостоятельной работы (с дальнейшей проверкой решения во время выполнения I группой с/р №2) |
22 (б) |
21(а), 22(а) |
20 21 (б) |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование, коррекция, волевая саморегуляция Познавательные: контроль, синтез Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи |
||||||
5. |
Реализация построенного проекта |
Коррекция выявленных затруднений обучающихся I группы |
25 |
24 |
23 |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование, волевая саморегуляция Познавательные: оценка, анализ |
||||||||
6. |
Обобщение затруднений во внешней речи |
Обсуждение, проговаривание правил, которые вызвали наибольшие затруднения (I группа) |
27 |
26 |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль, оценка Познавательные: контроль, оценка Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи |
|||||||||
7. |
Выполнение обучающимися самостоятельной работы |
Самостоятель ное выполнение заданий, выявление ошибок по результатам проверки |
Тренинг |
Выполнение теста на компьютерах (с/р №2) и заполнение 5 столбика таблицы (I группа) |
28 а) 28 б) 28 в) 28 г) 28 д) |
29 |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль, оценка, волевая саморегуляция Познавательные: контроль, оценка, анализ |
|||||||
8. |
Рефлексия учебной деятельности |
Самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели деятельности |
30 |
31, 32 |
34, 35 |
32, 33 |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: оценка Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия, контроль, оценка, анализ Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
1 этап.
Заполните блок-схему изучения материала предыдущих уроков (приложение 1).
Сформулируйте, обобщив материал схемы, тему урока повторения.
Поставьте цель своей деятельности на уроке.
2 этап. Вопросы и задания для работы с интерактивной доской:
Назовите геометрическую фигуру, изображенную на доске (слайд 1).
Соотнесите элементы прямоугольного параллелепипеда на чертеже (слайд 1).
Назовите количество элементов прямоугольного параллелепипеда.
Закончите фразу: «Измерения прямоугольного параллелепипеда – это …»
Выберите правильные суждения и отметьте знаком «+»: а) «любой куб является прямоугольным параллелепипедом»;
б) «любой прямоугольный параллелепипед является кубом»;
в) «у куба все грани являются квадратами» (слайд 2).
9. Подчеркните единицы измерения объемов: 15 см, 23 см², 7 м³, 56 т, 29дм³ (слайд 3).
10. установите соответствия между понятиями левого и правого столбцов (слайд 4):
Формула пути V=a³
Площадь прямоугольника S=а²
Площадь квадрата V=аbc
Объем куба S=vt
Объем прямоугольного параллелепипеда S=аb
Задания для самостоятельной работы №1 (задания на слух, фиксация ответов на листах, самопроверка):
11. Найдите путь, если скорость 12 км/ч, время 30 ч
12. Найдите время, если путь 45 км, скорость 9 км/ч
13. Вычислите длину ребра куба, объем которого 64 см³
14. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 5см, 8см, 6см
15. Вычислите длину прямоугольника, если его площадь 65 см², ширина 5 см.
3 этап. (обучающиеся, допустившие ошибки - группа I, заполняют 2 и 3 столбики в таблице).
16. Зафиксируйте результат выполнения самостоятельной работы №1 в таблице (приложение 2).
17. Проставьте номера формул, вызвавших затруднения, в таблицу.
18. Назовите, в чем вы испытываете затруднения?
19. Подумайте, какова причина затруднения?
4 этап.
20. Как можно устранить возникшие затруднения?
Задания для самостоятельного решения обучающимися II группы (с дальнейшей проверкой решения во время выполнения I группой с/р №2):
21. а) Решите задачу, составляя выражение: « Найдите площадь земельного участка прямоугольной формы и выразите ее в гектарах. Известно, что ширина участка 500 метров, и она меньше длины на 140 метров».
б) Составьте условие задачи по уравнению: 5b = 60.
22. а) Запишите краткую запись условия задачи и выполните решение по действиям: « Рассчитайте на основании данных о прямоугольном параллелепипеде его объем: ширина – 12 см, длина – в 3 раза больше ширины, высота – на 4 см больше длины».
б) Запишите формулу объема прямоугольного параллелепипеда и вычислите неизвестный компонент, если: V =2184 см³, b = 12см, с = 13 см.
5 этап (I группа – работа с заданиями по выбору из списка предложенных номеров учебника, заполнение 4 столбика таблицы).
23. Выберите из списка предложенных заданий те, в которых применяются формулы, вызвавшие у вас затруднения?
24. Выполните решение выбранных заданий.
25. Заполните 4 столбик таблицы.
6 этап (I группа – проверка решения по образцу).
26. Оцените правильность решения заданий по образцу.
27. Назовите, в чем вы испытываете затруднения?
7 этап (I группа - выполнение теста на компьютерах (с/р №2) и заполнение 5 столбика таблицы, II группа – проверка решения самостоятельной работы).
Вопросы теста:
28. Выполните решение задач, применяя изученные формулы, и выберите правильный ответ:
А) Слон идет со скоростью 90 м/мин. Какой путь он пройдет за 5 минут?
95 м
85 м
18 м
450 м
Б) Лыжник идет по лыжне со скоростью 5 м/c. За сколько секунд он пройдет 100 м?
20 с
500 с
105 с
95 с
В) Лесник прошел 12 км за 4 часа. С какой скоростью он шел?
16 км/ч
3 км/ч
48 км/ч
8 км/ч
Г) Ребро куба 3 см. Чему равен объем куба?
27 см
9 см²
27 см²
27 см³
Д) Площадь квадрата 64 см². Чему равна сторона квадрата?
32 см
8 см
6 см
4 см
29. Просмотрите протокол тестирования и отметьте в таблице результат (5 столбик).
8 этап.
30. Вспомните, что мы делали сегодня на уроке?
31. Назовите, в чем вы испытывали затруднения?
32. Проанализируйте и оцените свою деятельность на уроке (фиксация оценки деятельности обучающихся в таблице цветом):
Виды самостоятельной работы |
Самостоятельная работа №1 |
Выполнение заданий из учебника |
Самостоятельная работа №2 – тест |
Самостоятельная работа (II группа) |
Оценка |
Критерии оценивания деятельности: уровень «3» - синий цвет; уровень «4» - зеленый цвет; уровень «5» - красный цвет.
33. Выскажите суждение «чему я научился на уроке?»
34. Спрогнозируйте применение этой темы в жизни.
35. Определите дальнейшую цель своей учебной деятельности.
Приложение 1. Блок-схема изучения материала предыдущих уроков:
?
№1
№5
№4
№ 2
№3
Приложение 2. Таблица для фиксации результатов выполнения заданий и возникших затруднений (для обучающихся I группы):
№ задания с/р №1 |
Результат выполнения самостоятельной работы №1 (+, -, ?) |
№ формулы из блок-схемы, вызвавшей затруднение |
Исправлено при работе с заданиями по выбору из списка предложенных номеров учебника |
Исправлено по результатам выполнения с/р №2 – теста |
1 2 3 4 5 |