Статья на тему «Инновационная деятельность педагога — необходимость.»
«Мир меняется стремительно, и успех ждет только способных к быстрому обучению». Именно эти слова наиболее точно отражают современное время. В этом бесконечном потоке изменений, совершенствований и преобразований преподаватели оказываются «на передовой». Наука не стоит на месте. Информационный поток увеличивает свой объем и ускоряет время поступления. На фоне такого скорого развития простая передача знаний не актуальна. Важным приоритетным является не наличие конкретных знаний, а умение ориентироваться в этом потоке информации, ставить цели, выделять важное и второстепенное, находить пути решения конкретных задач. Необходимым и первостепенным становиться привить навык умения ориентироваться в любой новой ситуации. Для этого педагогу необходимо развиваться и самому, и учить саморазвитию учеников. Деятельность педагога многогранна, однако исходя из изложенного особенное место следует отвести – инновационной деятельности.
Понятие «инновационная деятельность педагога» означает новый подход к организации учебы и воспитания. Это в первую очередь, применение новых способов продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, приводящие к достижению нужных результатов. Педагогу необходимо самому быть гибким, открытым новому. Именно педагог является ответственным за организацию инновационной среды образования и восприятия ее учащимися.
Необходимость внедрения инноваций в учебный процесс очевидна. Каждая инновация должна работать на улучшение образовательного процесса, повышение эффективности деятельности педагога и учащихся. Источником таких инновационных идей является: социальный заказ, выражающий потребность страны, региона, города; директивные и нормативные документы управления образованием; достижения различных наук о человека; опытно-экспериментальная работа психолого-педагогической направленности; имеющийся передовой педагогический опыт и зарубежный опыт в сфере образования; творчество педагогов и руководителей образовательных учреждений, обусловленное необходимостью преодоления кризисных состояний в педагогической деятельности.В формировании инновационных идей важна индивидуальность как самого педагога, так и учащихся. По мнению А. М. Соломатина и Л. Г. Сосновской, приоритетными целями современной школы становится качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений. Это, в свою очередь, приводит к отказу от ориентации на «равномерность знаний» в различных образовательных областях, допускается возможность того, что в разных образовательных областях учащиеся могут иметь различный уровень образованности».
М.В. Богуславский считает, что вообще следует отказаться от сведения содержания образования к учебным предметам или их модификациям (интегрированные, изолированные курсы и т.д.). Содержание образования - это все виды деятельности, которые программируются в рамках классной, общешкольной, внеклассной, внешкольной работы. Такое видение содержания образования обеспечивает широту понимания общего образования, многопрофильность интересов и общения с макросредой, участие в социальной жизни разного типа.
Современный мир требует от человека не наличие конкретных знаний, а наличие умения подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. Именно это и диктует необходимость инновационной деятельности. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию новшеств и обучение умениям действовать по-новому.
Литература:
1. Учебно-методическое пособие «Инновации в образовании» Н.Е. Стенякова.
2. https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnaya-deyatelnost-pedagoga
3. Статья С.У. Рустамова «Инновационная деятельность педагогов в условиях современной школы»