12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лютоева Наталия29
0

«Система контрольно-оценочной деятельности педагога в рамках работы по ФГОС».









«Система контрольно-оценочной деятельности педагога

в рамках работы по ФГОС».



































Лютоева Наталия Олеговна, учитель географии.



г.Сыктывкар.

Содержание.

Введение

Контрольно-оценочная деятельность

Приемы организации КОД на уроках

Заключение













































Глубочайшим свойством человеческой натуры                      Все недооцененное мстит-

является страстное стремление людей                                 все переоцененное подводит.

быть оцененными по достоинству.                                                             Борис Андреев

Уильям Джеймс Сайдис




Введение

Общество нуждается в образованных высоконравственных представителях, способных самостоятельно оценивать эффективность своих действий и принимать взвешенные решения.

 В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем,  предоставляя  ученику  возможность самоанализа и тактично  направляя его,  учитель   помогает  формировать самооценку, объективно воспринимать внешнюю оценку.

 Одним из условий эффективного взаимодействия учителя и учащихся является развитие реалистической самооценки, основывающейся на сравнительном анализе. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Движение на основе личных результатов учащихся целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это нивелирует часть отрицательных эмоций и страх потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности, также стимулирует повышение мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самым главным в учебной деятельности становится поворот на самого себя («чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть»). Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка поддерживает познавательный интерес.

Какой урок будет самым эффективным? Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник  начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

  В оценивании следует учитывать возможность первоначальной самооценки результатов деятельности учащихся во избежании некритичного к ней отношения, либо отвержения. Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

Основная педагогическая идея состоит в переводе ученика из пассивного объекта в субъекта обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.  

Известный педагог Евгений Николаевич Ильин сказал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти». А должно быть наоборот. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке?

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратное, учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

контрольно-оценочная деятельность учителя;

самоконтроль и самооценка;

взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает  в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.

Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний. Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.

Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности, воспринимает ее как полезную для себя, знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов, уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОД НА  УРОКАХ

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

Постановка цели

Выработка критериев

Организация учебной деятельности

Оценка

Отметка

Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть?  Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.

Например, урок в 6 классе по теме «Понятие о плане местности. Масштаб».

Цели урока (результаты)

Цель ученика (результат)

Сформировать у учащихся представление о масштабе и его видах, выработать алгоритм действий при переводе одного вида масштаба в другой, при выборе масштаба и при определении расстояний по плану.

Узнать, что такое масштаб, научиться им пользоваться.



Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания, учится сам ставить познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.

Одной из особенностей современного урока является организация самостоятельной деятельности учащихся. Но это не значит, что учитель готовит серию заданий, а ученик их выполняет и получает отметку.

С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оценке достижений требований стандарта.  Критерии оценивания разрабатываются учителем совместно с учащимися.     Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает, что конкретно будет оцениваться.

В процессе учебной деятельности ученик должен научиться  наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

Наглядно структура выглядит таким образом.

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить его виды.

1.     Предварительный. Используется для установления исходного уровня и его учета при введении  нового материала.

2.     Процессуальный, или текущий. Позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения материала учащимися.

3.     Итоговый (в конце урока, темы или года). Дает возможность оценить результаты обучения.

 Для формирования   контрольно - оценочных способностей учащихся я применяю различные виды  и приемы деятельности.

До начала работы, на уровне предварительного контроля можно использовать следующие приемы:

- «Мозговой штурм» (что вы уж знаете по данной теме?) или «Корзина идей» (называют все свои предположения с последующим отбором правильных)

- «Белые пятна» (включает в себя серию вопросов в зависимости от ситуации на уроке: Что бы вы хотели узнать по данной теме? Сможете ли вы выполнить задание? С какими трудностями вы можете столкнуться? В чем именно заключается трудность? )

- «Маршрутный лист» (Составьте план работы. Какие вопросы необходимо рассмотреть? С чего лучше начать и почему? Что для этого необходимо «взять с собой в дорогу»? )

- «Ошибкам – нет!» (На что обратить внимание? Какого рода ошибки я могу допустить? Нужна ли мне помощь и какая?)

Процессуальный контроль сопровождается оценкой, ученик все время сверяет результат и действия с эталоном.

Так, при изучении темы в 6м классе «Земля и ее внутреннее строение» ребята получают задание: «Используя предложенный текст, начертите схему «Внутреннее строение Земли», показав на ней примерное соотношение ядра, мантии и земной коры» или «Постройте круговую диаграмму «Внутреннее строение Земли», показав долю объема ядра, мантии, земной коры в общем объеме планеты ( в %)». После чего ребята сверяют свою работу с эталоном и заносят заработанные баллы в оценочный лист.

Также этот вид контроля можно организовать в виде топографического диктанта по теме «Понятие о плане местности. Масштаб».

1t1645358157aa.png . Изучите текст, снабженный условными знаками. Запишите расшифрованные знаки словами.


2. Замените слова условными знаками.

«Экспедиция продолжала свой путь по тропе через болото. Влажный воздух, насыщенный гнилостными испарениями затруднял дыхание. Но вот под ногами возникла твёрдая почва и болото сменилось редколесьем. Вскоре, пробираясь через густые заросли кустарника, путники совсем выбились из сил. Посовещавшись, решили сделать привал на высоком берегу ручья. Передохнув, переправились через ручей вброд и продолжили путь по узкой лесной тропе».

По Н. Андрееву «Северная экспедиция».

В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». С этой целью в ходе процессуального и итогового контроля можно использовать карту промежуточного контроля, рабочую карту урока, карточку достижений, а также итоговый оценочный лист. Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока, позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки полученного знания. 

Карта промежуточного контроля применяется для оценки уровня подготовленности учащихся по теме. Использование данной карты уместно как для проведения промежуточного контроля качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения темы. Материал для следующих уроков, для индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицы. Подобные карты можно использовать при работе по каждой теме. Эта карта оказывает помощь, как учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Таблица «Карта промежуточного контроля» по теме «План местности»

(6 класс)


Определять направления относительно сторон горизонта по плану

Определять азимут направлений на заданный объект

Распознавать условные знаки плана

Переводить численный масштаб в именованный

Определять расстояния, используя масштаб

Составлять простейший план методом маршрутной съемки

Выполняю сам







Выполняю с помощью







Не умею









Еще один из приемов – карточки самооценки. Например, при изучении темы«Температура воздуха»(6 класс) такая карточка используется сначала при введении в тему урока, а затем в конце урока, что позволяет ученикам увидеть и оценить собственный прирост знаний.



Планируемые результаты

Самооценка «+»/ «-»

В начале урока

В конце урока

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха



Расчет средней температуры



Формулирование вывода о зависимости между температурой и высотой Солнца над горизонтом




Рабочая карта урока может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений.

Правила работы с картой:

1) В начале урока учитель озвучивает основные этапы данного урока, на которых учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на этапе.

2) В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочую карту самостоятельно.

3) При подведении итогов урока учитель выставляет оценки, с учётом общего количества баллов, заработанных на уроке.

Таблица «Рабочая карта урока»

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)

Ф.И. учащегося:_________________________________

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

ИТОГО:

Название этапа

урока









Количество баллов









Карточка достижений заполняется в конце каждого урока самостоятельно. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, не обязательно всем выступать публично. Необходимо подвести каждого ребенка к тому, что бы каждый урок, каждое задание было значимым, было принято личностью.Таким образом, педагог должен использовать в работе с личностью ребенка диалог, работа направлена на помощь ребенку. После заполнения карты достижений учащийся сам обнаружит пробелы в работе.

Таблица « Карточка достижений»

ФИО

Понравился ли тебе урок?

Что нового ты узнал, какие знания получил на уроке?

Понравилась ли тебе  практическая часть урока?

Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

Что бы ты изменил, привнес в урок?

Как я сегодня работал на уроке, самооценка.
















"ефлексивная картаго предложенияИтоговый оценочный лист. Данная таблица является итоговой, используется для анализа самостоятельных, проверочных и практических работ. Как вариант возможна индивидуальная таблица подобного плана.

Является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка.


​​​​​​​ Таблица «Результативность самостоятельной работы учащихся ….. класса по теме «План и карта»

(оценочный лист -1/ зачет – 1)

Ф.И.

Определять направления относительно сторон горизонта по плану

Определять азимут направлений на заданный объект по плану

Определять направления по географической карте

Определять расстояния, используя масштаб

Определять расстояния, используя свойства линий градусной сетки градусной сети

Определять географические координаты заданных объектов

Находить заданные объекты по географическим координатам

Отметка


+

/

+

+

/

+

+

4



Примечание:

1. Самооценка (при самоконтроле по выполнению оценочного листа)

2. Оценка учителя (контроль выполнения оценочного листа)

3. Оценка при сдаче зачёта.

«+» - владеет (владею)
«/» - частично владеет (частично владею)

«-» - не владеет (не владею)

В среднем звене наиболее эффективной является групповая форма работы, так как ребята учатся работать в команде на общий результат. При этом они высказывают свое мнение и приводят свои аргументы, слушают мнение одноклассников, корректируют его, осознают ответственность  за общее дело. При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие,  резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.

Применяю такие варианты организации групповой работы:

1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы независимо от других;

2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы;

3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами.

Для оценки работы группы на начальном этапе можно использовать небольшие анкеты (подчеркни необходимое):

В группе работали (все; половина; в основном один человек)

Мое участие (без меня бы с работой не справились; работал, как и все, в равной степени; иногда помогал)

Работа моей группы (понравилась, не понравилась)

Поставь «крестик» на векторе – на сколько баллов ты оцениваешь свой вклад в работу группы.

Если группа работала на общий результат, который был оценен, то мы с ребятами определяем КА (коэффициент активности) по 3хбалльной системе:

3 балла – активно работал весь урок;

2 балла – активно работал, но иногда отмалчивался;

1 балл – работал, но не активно;

0 баллов – не активен.

В последующем можно предложить ребятам другие варианты самооценки.

Например, эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала группа в целом, или вписывать имена участников группы.

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

 

 

 

 

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

 

 

 

 

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно

 

 

 

 

4. Мы помогали друг другу с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

 

 

 

 



ОЦЕНКУ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАБОТЕ МАЛОЙ ГРУППЫ можно предложить в следующей форме.

Насколько хорошо я работал со своими товарищами?

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей

 

 

 

 

Я усердно работал над заданием

 

 

 

 

Я высказывал новые идеи

 

 

 

 

Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи

 

 

 

 

Я подбадривал остальных

 

 

 

 



ДЛЯ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УЧАЩЕГОСЯ В ДИСКУССИЮ

можно выбрать несколько учеников для наблюдения и оценки. Оценка по каждому показателю может выставляться по пятиуровневой системе, либо можно использовать такие критерии, как «всегда», «обычно», «иногда», «никогда», помечая отметки в столбике под именем ученика.

Поведение ученика

Ф. И.

ученика

Ф. И.

ученика

Ф. И.

ученика

Ф. И.

ученика

 

 

 

 

Помогает определять вопросы для обсуждения

 

 

 

 

Усердно работает над вопросом

 

 

 

 

Является интересным и внимательным слушателем

 

 

 

 

Сравнивает преподаваемые идеи со своими собственными

 

 

 

 

Обдумывает инфор-мацию, представляемую другими учениками

 

 

 

 

Обобщает идеи, когда это необходимо

 

 

 

 

Приходит к заключениям, которые приводят к новому пониманию

 

 

 

 

Общая оценка

 

 

 

 

Для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках широко применяю и такие приемы, как «Логические цепочки», работа с текстом в стратегии «Инсерт», «Кластер», «Дерево предсказаний», «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов», « Рыбий скелет», «Концептуальная таблица». Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут использоваться на разных этапах урока.

ДЛЯ ОЦЕНКИ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

(сообщение по теме, презентация) используем следующие критерии

Для каждой категории поставьте оценку от 1 до 5.

Имя учащегося___________________________________

Учтивость

Показал ли выступающий соответствующее поведе­ние и навыки вежливой речи, когда говорил о других участниках и их выступлениях?

Презентация

Использовал ли выступающий эффективные технологии выступления: зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и т.д.?  

Ясность

Была ли информация, представленная выступающим, четкой, ясной и краткой?  

Логика

Была ли информация хорошо организована,

структурирована и логична?

Убеждение

Продемонстрировал ли выступающий убежденность в ценности своей позиции?

Знания

Показал ли выступающий знание вопроса? Знание позиции оппонентов? Представил ли адекватные доказательства в поддержку своей позиции?

Последствия

Прояснил ли выступающий, что, по мнению

сторонников его позиции, будет позитивными или нега­тивными результатами этого действия?

Ответы

Отвечал ли выступающий своевременно на вопросы?


Что касается итогового контроля (по результату, по завершению задания), то здесь главное  вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали. Это может быть отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме, т.е. что сделано хорошо, а что и как можно исправить. Причем, ребята могут не согласиться с отзывом, привести свои аргументы.

Необходимо, на мой взгляд, на заключительном этапе уделять внимание анализу ошибок, сомнений: Кто кому и в чем помог? С кем приятно работать? Почему? Кого можно поблагодарить за хорошую работу? Были ли такие варианты, которые отвергли, а они оказались правильными? О чем это говорит? Какие ошибки я допустил и почему? Что можно было предпринять, чтобы избежать данной ошибки?

Можно использовать контрольно-измерительные материалы различного уровня сложности. При этом тесты, кроме выбора одного или нескольких ответов, должны включать задания на соответствие, установление последовательности, работу с текстом и рисунками. Для развития мыслительных операций учащихся ответы в тесте можно зашифровать.

В тесте должны проверяться умения учащихся «свернуть» информацию и, наоборот, «развернуть» информацию. При  работе с текстом в КИМы вводятся и другие задания: «Прочитай текст, найди и исправь в нем ошибки», «Оцените следующие суждения», «Найдите правильный ответ и объясните, почему он правильный, а другие ответы неправильные», «Какая важная информация в тексте упущена?» и др.

И, конечно, должны присутствовать вопросы «Почему?», требующие доказательств и аргументов.

В итоговом контроле можно предложить технологическую игру «Путь истины», например по теме «План и карта» (6 класс).

Технологическая игра «Путь истины» содержит 4 фундаментальных вопроса:

Что это?

Из чего состоит?

Откуда это? (как обращение к источнику проблемы);

Зачем это? (вопросы в будущее, осмысление целесообразности).

1 этап – формирование индивидуального продукта.

Каждый самостоятельно в произвольной форме отвечает на поставленные руководителем игры вопросы. Если кто-то не хочет участвовать, на первых порах, не надо давить. Результат обязательно должен быть зафиксирован на листке №1, устные высказывания не допускаются.

Например, «По Вашему мнению, план и карта:

Что это?

Из чего состоит?

Зачем это?»

2 этап– согласование в парах ответов на поставленные вопросы.

Участники объединяются в ДУЭТы. Из двух продуктов составляется один так, чтобы получилось новое качество. Возможны три уровня согласования:

«Понял – не понял, но записал» - механическое соединение;

Интеграция – новое качество, включающее оба продукта;

Структурирование, обобщение с сохранением индивидуальности.

Это поле «СО» с сохранением поля «САМО». Результат фиксируется на листе № 2.



На втором этапе вступает в силу основной закон игры:

«РАЗРЕШАЕТСЯ, как угодно дополнять и уточнять мысль партнера с его ведома;

ЗАПРЕЩАЕТСЯ игнорировать и выбрасывать мнение партнера и говорить слово «НЕТ» (возможно использование формулы «ДА, если…»)».

Основной закон опирается на вспомогательный ЗАКОН ЗВЕЗДЫ.

«Закон самоутверждения, ведь каждый хочет гореть и светиться, а для этого есть ТРИ ПУТИ:

1 путь. «Хочешь стать звездой, гаси свет других!»

2 путь. «Хочешь стать звездой, гори сильнее других!»

Этот путь ведет к быстрому самосожжению.

3 путь. «Хочешь стать звездой, зажигай других!»

Это единственный и незыблемый путь горения, который требует, чтобы вы придумали собственную «спичку», которую вы поднесете к другой душе».

3 этап – согласование пар в четверках, создание КВАРТЕТов.

Работа начинается с оргмомента, где оговаривается ход работы и распределяются роли (координатор – хранитель законов игры, спикер-протоколист, регламентатор – хранитель времени, гармонизатор).

Вводится ЗАКОН «Трех П»: принять, поддержать, понять.

Результат согласования заносится на лист № 3.

4 этап – согласование четверок в восьмерках, объединение в ОКТЕТы.

С данной ступени согласования как бы начинает выращиваться поле «ВЗАИМО» – высшая ступень развития личности. Протоколист образовавшейся команды заполняет лист №4. Можно добавить роли-должности. Работа на этом этапе согласования, если он является заключительным, состоит из трех частей: организационный период; содержательный период; репетиционный период – подготовка группы к выступлению.

5 этап – выступление команд (название, результаты согласования ответов на поставленные вопросы).





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.

На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также критерии оценивания домашнего задания.

Чтобы перевести оценку в отметку, мы часто используем накопительную систему, когда ребята зарабатывают баллы на разных этапах урока, а затем они переводятся по заданной шкале в отметку.

Для выявления уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности учащихся целесообразно ввести сравнительный коэффициент совпадения оценок учителя и ученика, а также коэффициент совпадения в системе «взаимооценка-самооценка» по отдельным контрольно-измерительным материалам и заданиям (задания на выработку критериев, оценка по критериям, задания на исправление ошибок и др.). Первоначально расхождения могут быть значительными (учащиеся либо завышают, либо занижают оценки), то в дальнейшем коэффициент совпадений приближается к 80-90%).

Из всего выше сказанного вытекают три функции учителя нового типа:

1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, для создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на внешнюю оценку его деятельности.

Выставляя оценку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.

В календарно-тематическое планирование для формирования системности КОД осмелюсь предложить  следующий вариант таблицы.

Раздел

тема

Виды

деятель-ности

Задания для самоконтроля

Задания для взаимоконтроля

В паре

В малой группе

предвари-тельный

процессу-альный

итого-вый

предваритель-ный

процес-суальный

итого-вый







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.