12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Валерьевна31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В основе работы по сингапурским технологиям лежит создание

комфортных условий для самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки

и взаимооценки обучающихся, совместной учебной деятельности. Работая

группах или в парах, общаясь с соседом (партнером), проговаривая

выученные формулировки, выполняя различные задания, ученики

повторяют и закрепляет учебный материал, одновременно учатся говорить,

учатся видеть, слышать, находить и исправлять ошибки других, в случае

необходимости в группе же получают консультацию или разъяснение.

Урок с использованием сингапурских методик подразумевает

индивидуальный подход к каждому ученику, развивает у детей

креативность, воспитывает думающего ученика. Положительно то, что в

учебную деятельность вовлекаются все обучающиеся, создается

комфортная, дружелюбная атмосфера, обеспечивается социализация,

предполагается сотрудничество. Учитель в ходе урока лишь направляет

деятельность учеников, являясь помощником, наставником.

Работа по сингапурской технологии начинается с правильной

рассадки учащихся. За сдвоенными ученическими партами работает по

четыре ученика. Каждая группа получает номер стола. Обучающиеся, что

сидят рядом, являются «партнерами по плечу», а те, что сидят напротив –

«партнерами по лицу». Такая рассадка дает учащимся возможность видеть

друг друга, работать в паре или в группе. Пары и группы – не

постоянные.

Чтобы деление на группы не вызывало у детей недовольства,

учитель не должен оставлять эту ситуацию без внимания.

Способов разделения учеников на группы много, например:

- по успеваемости (это даст возможность работать каждой группе на

том уровне сложности, который ей подходит);

- по темпераментам / характерам участников;

- по номеру варианта рассадки обучающихся;

- по журналу;

- по сезону, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

- по дате рождения (четное, нечетное число);

- по первой букве имени или фамилии;

- по жребию

Приемы концентрации внимания детей

У каждого учителя приемов концентрации внимания немало. Важно,

чтобы выбранные приемы были эффективны на уроках.

Прием «У меня вопрос!» помогает вести диалог и создать

проблемную ситуацию, при которой учителю нужно добиться яркого

эмоционального отклика от учеников, удивить их.

Прием «Поднятой вверх руки», где первым поднимает учитель руку,

ученики вслед за учителем должны поднимать руки вверх.

Прием «Хлопки в ладоши в определенном ритме», где учащиеся

повторяют заданный ритм учителем. Воспроизведение ритма на слух

развивает слуховое восприятие, концентрирует внимание.

Прием «Встаньте (сядьте), кто…», где ученикам предлагаются

различные утверждения (высказывания). Прием направлен на развитие

внимания, наблюдательности, позволяет детям лучше узнать друг друга,

научиться обследовать себя. В первом классе уместны вопросы, связанные

со знанием цифр и букв: «за стол садятся те, чьи фамилии начинаются на

букву «М», «… кто сидит пятый по счету», «… у кого родители уходят на

работу до 7.00 часов» и т. д.

Технологии

Остановимся на некоторых технологиях, которые я применяю в

своей работе.

Технология «Мысли на столе»

Эта технология позволяет учащимся за короткое время

сгенерировать большое количество идей, принять участие в мозговом

штурме как на уроках освоения нового материала, так и при повторении и

закреплении пройденного. Работа предполагается на чистых листочках.

Для экономии времени можно использовать готовые карточки.

Фрагмент урока русского языка по теме «Имя существительное».

По команде учителя каждая группа делит лист бумаги на 16

частей. Таким образом, у каждого ученика на руках оказывается 4

чистых карточки. Учитель задает каждому учащемуся написать на

своих карточках по одному существительному – две карточки с

одушевленными существительными и две карточки с неодушевленными

(вариации могут быть разными). По сигналу ученики приступают к

заданию, после завершения времени каждый из участников группы

зачитывает свои примеры, группа совместно проверяет все карточки,

обсуждает верные и неверные варианты.

Не забываем поощрять ответы участников группы, все вместе

произносим: О-о-о-отличная работа!

Технология «Крестики-нолики»

Эта технология является хорошим продолжением для технологии

«Мысли на столе». Она развивает критическое и креативное мышление

учащихся.

Рассмотрим фрагмент урока русского языка по данной же теме

«Имя существительное» (2 класс).

После проверки ответов группа выбирает девять наиболее удачных

карточек и раскладывает их на столе в три ряда по три штуки (как в

игре «Крестики-нолики»). Ребята составляют по одному предложению,

выбрав по три слова из любого ряда, как в игре «Крестики-нолики».

Важно дать каждому участнику прочитать полученное предложение

внутри группы, а одно наиболее удачное – перед всем классом.

Не забываем поощрять ответы участников группы, все вместе

произносим: «О-о-о-отличная работа!»

Технология «Шпаргалка»

Эта технология отлично работает при проверке домашней работы

и на уроках обобщения материала. Интересно в ней то, что ученик

самостоятельно контролирует темп своего обучения.

Группа делит лист бумаги на 4 части, по одному листочку на

каждого. На верхней части листа каждый ученик пишет готовый вопрос

или придумает вопрос от себя. Нижнюю часть листа загибают, спрятав

под получившийся сгиб ответ. Взяв свою карточку, каждый ученик

подходит к любому участнику с другой рабочей группы, задаѐт вопрос.

Получив верный или неверный ответ, сверяют ответ со шпаргалкой и

меняются карточками с заданием. И так они действуют, пока учитель не

остановит ход работы.

Эта технология отлично помогает ученикам повторить

пройденный материал за короткое время.

Технология «Аналогия».

Данная технология развивает критическое

мышление. Ее можно использовать и как индивидуальный вид работы, и

как групповой.

Фрагмент урока окружающего мира по теме «Полезные

ископаемые». Каждый участник группы получает по одному листу А4.

После многочисленных сгибаний листа получается лист следующего вида:

Ребятам нужно придумать четыре предмета, один из которых

обязательно должен быть подвижным, и зарисовать их в прямоугольники.

В центр записывается основная концепция урока. Учащимся необходимо

составить 4 аналогии между предложенной концепцией и зарисованными

предметами. Например, «Арктическая пустыня» похожа на морозильник,

потому что там холодно; похожа на лист бумаги, потому что белая;

похожа на стекло, потому что много льда; похожа на белого медведя,

потому что большая и белая.

Составив четыре аналогии, ребята выбирают и зачитывают

наиболее удачную, по их мнению. Не забываем поощрять ответы

участников группы, все вместе произносим: О-о-о-отличная работа!

Технология «Сделай выбор»

Эта технология стимулирует у обучающихся навык

самостоятельного принятия решения. Используется эта технология для

закрепления изученного материала и проверки домашнего задания.

Приведем фрагмент из классного часа в рамках проекта

«Социокультурные истоки» на тему «О Правде и Кривде». Каждая группа

получает по одному (можно до четырех) фрагментов текста. Прочитав

готовый фрагмент, участники должны подобрать к нему пословицу из

четырех предложенных одну, подходящую по смыслу. Пословицы заранее

вывешены в углах класса. Ученики должны выбрать ту пословицу или

поговорку, которая, по их мнению, наиболее точно характеризует

разбираемую ситуацию.

Пример ситуации: Петя не выучил стихотворение к мероприятию,

поленился и в назначенный день не смог рассказать ни строчки. Учителю

Петя соврал, что листочек со стихотворением он потерял. Но когда он

вытаскивал книги из портфеля, листочек выпал. Это заметила девочка

Аня. Но Петя соврал ей, что это не его листочек.

Выбираем из поговорок: Маленькая ложь к большой ведет. Лучше

горькая правда, чем сладкая ложь. Один раз соврал – в другой не поверят.

Правда в воде не горит и в огне не тонет [3].

Технология «Заморозка». Данная форма организации учебной

деятельности очень удачно подходит для динамической паузы –

физкультминутки. Ребята под музыку расходятся, отдыхают. Когда

учитель остановит музыку, дети объединяются в группы. Количество

участников групп зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Фрагмент урока литературного чтения по теме «Ю.И. Ермолаев

«Проговорился». Учитель включает музыку, дети «гуляют» по классу.

Выключив музыку, учитель спрашивает: «Сколько фраз выучил попугай?»

Правильный ответ – четыре фразы. Выходит, дети должны

объединиться в группы по четыре человека.

Технология «Собери идеи» позволяет ученикам поделиться своими

мыслями и собрать как можно больше идей у своих товарищей. Учащиеся

работают на заранее изготовленных листочках. Каждая группа работает на одном листе. Учителем задается вопрос и озвучивается время на раздумье (30 секунд). На листочке группа пишет ответы на поставленный вопрос, подводит под ними черту. После чего дети идут по очереди к остальным группам, чтобы добавить в свой лист их ответы. Записывать в свой лист нужно лишь те варианты, которые не совпадают с ответом своей команды.

Если же ответы совпали, то достаточно поставить галочку. В итоге у всех

должен получиться одинаковый список идей, который обязательно нужно

озвучить и разобрать.

Очень важно для учителя удачно подобрать материал к уроку и

точно распределять время на выполнение учениками каждого задания.

Обязательно нужно озвучивать ученикам время на выполнение каждого задания. Часы на уроке должны находиться в пределах видимости, чтобы каждый ученик мог самостоятельно следить за темпом работы.

Литература

1. Игнатьева С. Г. Современные образовательные технологии и методики

организации учебной деятельности при проектировании современного урока

(методические рекомендации). – Чебоксары : Новое время, 2017. – 32 с.

2. Генералова Н. 17 способов случайного деления учеников на группы. Как

сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно. – Режим доступа : URL:

https://pedsovet.su/publ/70-1-0-5488 . – 1с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.