Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы (на примере произведений К.Л.Хетагурова)
Научный руководитель Кабулова Г.С., к.ф.н., преподаватель осетинского языка и литературы Северо-Осетинский педагогический колледж
Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы
(на примере произведений К.Л.Хетагурова)
Аннотация: Настоящая статья раскрывает формы и методы образовательной работы с детьми по приобщению к чтению художественной литературы: в непосредственной образовательной деятельности, совместной воспитателя деятельности с детьми, родителями.
Ключевые слова: познавательная активность, интерактивные методы, творчество, стихотворение.
Современная система образования ориентирована на формирование у детей любознательности, воображения, познавательной активности, самостоятельного мышления. Периодом активного развития познавательной деятельности является дошкольный возраст. В это время происходит становление первых форм абстракции, простых умозаключений и обобщения, а также ребенок переходит от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, памяти, воображения, внимания. Сказанным определяется актуальность исследования.
Цель исследования: обобщение и систематизация имеющегося опыта по внедрению ИКТ в работу по ознакомлению детей с творчеством К.Хетагурова.
Возможность использования интерактивных методов в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: «это переход от привычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах — и самостоятельной» [2,с.56].
Огромную роль в воспитательном, познавательном и эстетическом развитии ребенка играют произведения К.Хетагурова. Стихи писателя воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
В раннем возрасте дети знакомятся с детскими стихотворениями К.Хетагурова «Гино», «Уасæг», «Фыдуаг».
В старшем возрасте закрепляется пройденный материал, а также знакомство дошколят с более сложными произведениями: «Скъоладзау», «Лæгау», «Фæззæг», «Зæрватыкк», « А-ло-лай», «Кæмæн цы…».
Стихи Коста, которые он написал для детей, доступны для понимания, так как можно объяснить смысл каждого стихотворения. Процесс ознакомления старших дошкольников с творчеством Коста осуществляется в определенной системе.
Существуют разные формы работы с детьми: заучивание стихотворений; беседа о творчестве Коста; слушание фонозаписи, с использованием мобильного приложения «Ирон чиныг», в исполнении народных артистов; игры, импровизация детей; инсценировки.
Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким – либо причинам не знакомили со стихами.
Существуют различные методы и приемы заучивания стихотворений.
Большой популярностью среди педагогов дошкольных учреждений пользуется методика мнемотехники. Суть метода заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Используются мнемодорожки, мнемотаблицы. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на формирование речевых навыков, появляется интерес к заучиванию стихов, словарный запас выходит на более высокий уровень.
В процессе изучения стихотворения Коста «Кæмæн цы» можно посмотреть мультфильм, при этом периодически выключать звук и дать возможность детям комментировать каждое движение, проявлять творческие способности.
Для обогащения словарного запаса воспитанникам можно предложить участникам такую форму работы, в которой все желающие смогли бы проявить потребность выступления перед аудиторией. Предоставить возможность выбора понравившегося стихотворения, согласно детскому интересу, возможностям и способностям ребенка. Ребенок в домашней обстановке может послушать стихотворение Коста Хетагурова в мобильном Приложении «Ирон чиныг» в исполнении лучших артистов Осетинского театра или же посмотреть «Колыбельные мира» – сборник анимационных фильмов, основанных на колыбельных разных народов.
Колыбельные песни могут рассказать о жизни в старину. Основное содержание песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, добрых, приходящих к колыбели и окружающих ребенка.
С ранних лет, с колыбельных напевов дети знают стихи Коста. Когда осетинская мама или бабушка баюкает малыша, она напевает ему колыбельную «А-лол-лай». Дети с большим интересом слушают, а потом и сами напевают прекрасные строки, качая осетинскую люльку (авдæн).
Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Дети очень любят играть разные роли: «Скъолайы лæппу», «Цъиу æмæ сывæллæттæ», «Æрра фыййау».
Как говорил русский писатель и общественный деятель, журналист, Александр Фадеев «….Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа» [3, с.4 ].
Он был великим художником. Коста с детства очень любил рисовать. На своих картинах он изображал жизнь своей родной Осетии, осетинского народа, природу Кавказа… поэтому следует дать детям возможность представить себя маленьким художником и нарисовать любимых персонажей – «Гино», «Уасæг», кто-то рисует горы, а кто-то и самого гения Коста.
Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений получит ребенок в детстве, особенно в старшем дошкольном возрасте, через произведения поэта, тем более яркой и творческой личностью станет он в будущем. Именно произведения Коста дают такой богатый материал для сопереживания его героям, погружения в исторически далекие времена. Дети радуются вместе с героями, начинают эмоционально рассказывать по ролям, показывают персонажей произведений в движении. Игра «Микрофон» дает возможность детям описывать, дополнять и цитировать фразы героев с выразительностью и интонацией.
Одной из популярных технологий, активно применяемой в настоящее время в ДОУ, является квест-игра, которая направлена на развитие в ребенке таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, саморазвитие, самопознание, учение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Приведем пример. Квест - игра. Тема: «Наш Коста».
Цель: Систематизировать знания детей о творчестве Коста Хетагурова, формировать умение детей работать в команде.
Основная идея квест-игры команда, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняет взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.
В заключение хотелось бы сказать, что использование интерактивных методов является универсальным дидактическим подходом к организации процесса обучения. Достоинством является то, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и применять полученные ранее знания, умения и навыки и высказываться по поводу того, что они думают и считают важным. «Применение интерактивных методов позволяет эффективно пополнить знания детей об окружающем мире, привить навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, воспитать в детях чувство собственного достоинства, почувствовать ощущение творческой свободы» [2,с.56]. Главное, чтобы педагог четко поставил цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуют познавательную направленность.
Список литературы:
1. Абаев В. Д. Коста Хетагуров и его время. Тбилиси. 1961.199 с.
2. Джимиева К.Т. Программа по осетинскому языку как второму для ДОУ- Владикавказ: 2011. 49с.
3. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений. В 5 томах. Т.1 –Владикавказ,2005. 318с.
4. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви. к родному краю. Дошк. Воспитание. 2008. №5 . с. 13-21.
5. Салагаева З.М. Коста Хетагуров и осетинское творчество. – 2017. 196 с.
6. Гагкаев К.Е. О языке и стиле Коста Хетагурова. - Ордж., 1956. 241 с.
7. Малкин А. Коста Хетагуров (Жизнь и творчество). Ордж. ,2018. 29 с.
4