Публикация «Инновационные методы, формы и приемы работы педагога-психолога по развитию гражданской идентичности личности обучающихся с УО (ИН)»
Инновационные методы, формы и приемы работы педагога-психолога по развитию гражданской идентичности личности обучающихся с УО (ИН)
Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации указывается на необходимость поддержки программ воспитания единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. В этой связи особенно важно обеспечить идеи формирования гражданской идентичности обучающихся в современной школе, учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Давайте попробуем разобраться – что такое гражданская идентичность? Я попрошу каждого из вас назвать одно словом, которое возникает у вас при произношении этого словосочетания. (записать на доске)
Давайте посмотрим, что у нас получилось гражданская идентичность, по вашему мнению, это…(зачитываю).
А теперь давайте попробуем обозначить термин «гражданская идентичность».
П.В. Григорьев считает, что гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации.
Известный российский психолог и ученый А.Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, при этом автор отмечает, что гражданская идентичность имеет личностный смыл, в отличие от понятия гражданство.
Анализируя работы, посвященные проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что данное понятие трактуется исследователями неоднозначно и отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления, анализируются различные аспекты изучения гражданской идентичности в соответствии с кругом научных интересов исследователей.
Вслед за А.Г. Асмоловым, мы понимаем, что гражданская идентичность обучающегося – есть результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, который выводит учащегося на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на осознание себя как гражданина своей страны, как члена гражданского общества.
И так, с понятием гражданской идентичности разобрались, следующим нашим шагом будет обозначить технологии и формы ее формирования. На самом деле формирование любого качества происходит постепенно, поэтапно, для этого нам необходимо выбрать такие технологии и формы взаимодействия с обучающимися, чтобы им было интересно работать над этим качеством, тогда будет результат. При выборе технологий и форм необходимо учитывать психофизические особенности обучающихся с УО.
Какие же существуют технологии и формы, с которых можно начать формирование гражданской идентичности?
Технологии формирования гражданской идентичности:
коммуникативные (воспитательная беседа, диспут);
игровые (ролевая игра, деловая игра);
социально-деятельностные (технология коллективных творческих дел, социальный проект) и др.
Формы:
урочная деятельность (урок, экскурсии);
внеурочная деятельность (акции, социальные проекты, разнообразные формы кружковой деятельности, клубная работа и деятельность общественных организаций в системе общего образования)
Хочу остановиться более подробно на одной из форм инновационной формой работы по формированию гражданской идентичности – это проектная деятельность с семьей. Может быть, вас заинтересует эта форма, и вы будете применять его в своей практике.
Гражданская (российская) идентичность формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине.
Социальный проект – одна из наиболее популярных технологий гражданско-патриотического воспитания. Это практика разного рода волонтерских и других проектов, где цели ставит педагог и включает детей в социальную активность.
Проект «Формирование гражданской позиции обучающегося через работу педагога-психолога с семьей»
Семья играет важную роль в формировании гражданской позиции ребенка. Именно семейный уклад во многом предопределяет его будущую жизнь, его успехи и неудачи. Таким образом, в ходе реализации проекта объединяются их усилия в воспитании гражданской позиции младшего школьника, формируется устойчивая положительная мотивация к сотрудничеству между родителями и педагогом-психологом.
Цель: Формирование психолого-педагогической готовности родителей к воспитанию гражданской позиции у школьников.
Задачи:
- повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах семейного воспитания;
- показать эффективные методы воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- повысить мотивацию родителей в воспитании гражданской позиции школьников.
Темы родительских академий по следующим темам:
1.«Роль стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка»
4.«Профилактика потребления ПАВ несовершеннолетними»
5.«Роль отца в формировании личности ребенка»
6. «Ценности семьи»
7. «Отметка. Оценка. Как к ней относиться»
8. «Формирование самостоятельности и ответственности у младшего школьника»
9. «Что такое гражданская идентичность?»
Просветительское и профилактическое. Подготовка и оформление тематических информационных стендов по теме «Формирование гражданской позиции школьника». Подготовка материала на сайт школы. Участие в выпуске стендовой газеты «Школьная жизнь», участие в проекте «СемьяНиН».
Консультационное. Проводятся индивидуальные и групповые консультации с родителями по вопросам регулирования детско-родительских отношений, раскрытие содержания психологических особенностей возраста. Наблюдается позитивная динамика обращений родителей за помощью к педагогу-психологу.
Какие мероприятия, совместные с родителями вы бы могли предложить включить в данный проект? (акции: открытка, письмо солдату; участие в акциях посвященных Дню Победы, участие в экологических акциях).
Поисковая работа: Сбор материала в школьный музей (тематика музея может быть выбрана самостоятельно педагогом); оформление альбома «О нас пишут …» - сбор материала из печатных и сетевых изданий края и района о деятельности школы.
Одной из важных технологий формирования гражданской идентичности является «Технология социальной пробы», т. е. участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми. К таким делам можно отнести:
- участие ребенка в концертах для ветеранов;
- различные субботники по уборке территорий;
- мероприятия для воспитанников детского дома;
- экологические мероприятия;
- помощь пенсионерам;
- спортивные мероприятия.
Необходимо, чтобы ребенок участвовал в этом добровольно, а педагог может только морально мотивировать участие детей в мероприятии.
Мотивирующие цифровые уроки — это новая воспитательная технология для работы в школах, направленная на мотивацию к учебе, на получение новых знаний и личностное развитие школьников. В основе методики — мотивирующие фильмы, создаваемые по специальным требованиям с использованием специальных знаний по психологии кино и человека. Результативность и польза мотивирующих фильмов и уроков на их основе подтверждается масштабными исследованиями и экспертизой официальных профильных организаций.
Методика уроков стимулирует участников задуматься о своей жизни, формирует ответственное отношение к своим талантам, направляет на реализацию своего потенциала на благо своей семьи, общества и страны, учит чуткому и внимательному отношению к окружающим людям.
Цели урока мужества и подвига #ГероиЕсть:
1. показать через реальные примеры героические поступки и повысить интерес у школьников к теме подвига и мужества;
2. стимулировать учащихся к размышлению и популяризировать тему героизма в среде школьников;
3. мотивировать к проявлению неравнодушного отношения к своим согражданам в сложных жизненных ситуациях.
Этапы проведения урока
1. изучение педагогом перед уроком методических рекомендаций по ссылке https://yadi.sk/i/bvahgGmXaEe6SA
2. скачать обложку и установить её на экран https://yadi.sk/i/SwHN4ET9XyiuoA. На обложке размещен QR-код по которому школьники смогут оперативно перейти на анкеты;
3. представление ученикам целей урока
4. анкетирование учащихся до просмотра по ссылке https://fondstrana.ru/heroes (QR-код для оперативного перехода на анкеты, ссылка на анкеты размещены на обложке. Школьники выбирают анкету "ДО" просмотра и заполняют её со своих мобильных устройств
5. просмотр фильма в классе, заранее скачанного по ссылке https://yadi.sk/d/yN3186V50PwPHQ?w=1; при дистанционном обучении или во время каникул ученикам передается ссылка на индивидуальный просмотр https://youtu.be/9myN6wI9GDE
6. анкетирование после просмотра по ссылке https://fondstrana.ru/heroes (ученики выбирают анкету "ПОСЛЕ" просмотра)
7. обсуждение по фильму на основании предложенных в методических рекомендациях вопросов
8. заполнение анкеты-отчета педагогом по ссылке http://futureskills.simpoll.ru/hfteacher
ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА:
После заполнения анкеты-педагога станет доступна следующая форма для получения сертификата. Сертификаты выдаются автоматически, если вы правильно выполнили все этапы.