Статья «Инновационные технологии как инструмент повышения качества экологического воспитания на элективных занятиях по химии»

7
0
Материал опубликован 13 January 2021 в группе

УДК 373.545

Тюрина Е.В.

учитель химии,

МБОУ «СОШ №2», г. Новомосковск

е-mail: ainysik_2012@mail.ru


Инновационные технологии как инструмент повышения качества экологического воспитания на элективных занятиях по химии


Аннотация: В статье раскрываются основные понятия экологического образования, его цели и задачи. Рассмотрена роль инновационных педагогических технологий в формировании экологических ценностных ориентаций учащихся основной школы на элективных занятиях по химии.

Ключевые слова: экология; химия; инновационные технологии; образование.


Концепция современного школьного химического образования строится на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциации обучения. Центральное внимание уделяется аспектам экологического характера, развитию общей культуры, укреплению здоровья учащихся, повышению их экологической грамотности. Особый интерес в формировании понятий ценности здоровья уделяется на занятиях предметов естественнонаучного цикла. Элективные занятия по химии позволяют раскрывать экологические аспекты, показать сущность процессов, приводящих к загрязнениям окружающей среды, отразить их влияние на здоровье населения. Огромное внимание на элективах уделяется проблемам, которые носят глобальный характер и беспокоят все человечество. Химия помогает ответить на ряд вопросов: какое влияние она оказывает на продукты питания и организмы, как ведут себя вещества в различных средах, как проводится контроль состояния окружающей среды и готовой продукции различных отраслей промышленности и т.д.

При изучении химии с экологическим аспектом можно выделить понятия «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическая культура», «экологическая ответственность».

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, который направлен на усвоение систематических знаний и умений, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Экологическое воспитание – процесс, ориентированный на формирование у школьников установки на бережное отношение к природе [2]. Экологическая культура – наличие у человека конкретных знаний и готовности к экологически целесообразной деятельности. Экологическая ответственность – понимание человеком меры свободы в отношениях с окружающей средой [5].

Итоговая цель экологического образования и воспитания является формирование экологического мировоззрения у школьников.

Одни из ключевых задач экологического образования: развитие интеллектуальных способностей учащихся; формирование индивидуальной готовности ученика к восприятию изучаемого материала; обеспечение самоактивности процесса восприятия, наблюдения и запоминания; формирование и развитие научных понятий, отражающих картину мира; интеграция знаний [4]. Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской деятельности, развитие творческих способностей. При этом важен познавательный интерес учащихся к предмету,  к процессу научного познания. Научить их правильно задавать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя.

Проблемы экологического образования и воспитания отражены в работах Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева, A.M. Захлебного, Н.Н. Моисеева, В.М. Сенкевича, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковсого, И.Н. Пономаревой, Л.Г. Наумовой, Н.М. Черновой и других методистов, где авторы раскрывают теоретические основы содержания экологического образования, цели и задачи экологической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Как преподаватель химии, могу отметить, что химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать через различные организационные формы, находящиеся в тесной взаимосвязи: урок, внеурочную работу, а также факультативные занятия. При изучении любой темы можно и нужно поднимать вопросы экологии.

В настоящее время на элективных курсах естественнонаучной направленности использование инновационных технологий особо актуально. Что же такое сегодня «инновационные технологии»?

Инновационные технологии в образовании это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых [1]:

- усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

Технология исследовательского обучения

Уже на первых занятиях элективного курса «Экологические проблемы и химия» в 10 классе  есть возможность рассказать о проблеме отходов, путях их решения [3]. Для города Новомосковска актуальна тема сжигания мусора на стихийных свалках или приусадебных участках. Десятиклассники уже обладают достаточными знаниями, чтобы объяснить, почему это плохо с химической точки зрения. Помимо этого они уже на своем опыте знают, что таким воздухом вредно дышать и как это влияет на здоровье населения. При изучении темы "Химия, экология, технология" можно снова вернуться к теме мусора и провести небольшое исследование, визуально оценивая содержимое школьных мусорных ящиков. Чаще всего это бумага, остатки еды в полиэтиленовых пакетах, алюминиевая и пластиковая посуда. Можно дать задание творческого характера, в котором следует ответить на вопросы:

1. Что такое утилизация? Для чего она нужна?

2. Как вы можете предложить экологично утилизировать школьные мусорные отходы?

3. Какие проблемы утилизации могут возникнуть?

В процессе исследовательской работы школьники знакомятся с предметом не только с чисто научной, но и с прикладной точки зрения. А также концентрируют свое внимание на бережном отношении к природным ресурсам и на своем здоровье.

Технология организации проектной деятельности

Наиболее подходящей формой организации деятельности школьников на элективных курсах являются учебные экологические проекты. В процессе работы над проектом у учеников формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой [6]. После написания проекта, учителем организуется семинар, на котором ребята самостоятельно защищают свои работы по темам, связанным с охраной почв, воздуха, воды, с использованием краеведческого материала.

Например, после изучения темы «Источники загрязнения воды, влияние загрязняющих веществ на здоровье человека» возможна защита следующих проектов: «Металлы как загрязнители воды р. Дон», «Анализ питьевой воды в городе и влияние на здоровье», «Видеоэкология долины реки».

Информационно-коммуникативные технологии

Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в проектную и исследовательскую деятельность учащихся с экологическим направлением, повышает результативность, развивает навыки работы со значительными объемами новой информации. Обращаясь к сети интернет в поисках учебно-значимого материала, ребята учатся отбирать и систематизировать нужную информацию;  воспринимать материал  в целом, а не фрагментарно; выделять главное в информационном сообщении. Следовательно, актуальность домашнего задания по подготовке электронных тематических презентаций достаточно высока. При этом подготовка презентаций в группах развивает коммуникативные навыки.

Применение ИКТ на элективных занятиях по химии позволяет сделать работу более интересной  и наглядной. Например, изучая тему «Пути и виды загрязнений почвы», можно использовать видеофрагмент «Радиоактивные и химические загрязнения. Эрозия почв. Деградация земель».  Ролик наглядно познакомит учащихся с  одной из глобальных экологических проблем современности, причинами ее возникновения, возможными последствиями и путями их предотвращения. Также я использую презентации, подготовленные специально для включения ребят в различные виды деятельности. К примеру, презентация  с красочными видами природы может стать декорацией для  создания и разыгрывания учебных ситуаций: экскурсий, диалогов, сцен. Наблюдая сначала за красотой окружающего мира, а затем за последствиями негативного влияния человека на него, школьники самостоятельно делают вывод о хрупкости планеты Земля.

Таким образом, элективные занятия по химии экологической направленности с использованием инновационных технологий не только повышают успеваемость и интерес школьников к химии, но и помогают развивать их способности к выявлению причинно-следственных связей в решении экологических проблем разного уровня сложности, формировать потребность в деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды. Помимо теоретических знаний учитель химии должен формировать и практические навыки, используя для этого задачи с природоохранным содержанием, химический эксперимент. Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества, можно считать, что цель экологического воспитания достигнута.

Библиография:

1. Ашанина Е. Н. Современные образовательные технологии : учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2018. 

2. Иноземцева, Е.В. Экологическое воспитание на уроках химии // Молодой ученый. 2018. №18.

3. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.

4. Тюмасева З.И., Сластенин В.А., Зотов В.В. На пути от обучения экологии к экологическому образованию // Педагогическое образование и наука, 2004. №4.

5. Шишлова М.А. Экологизация наук // Международный журнал экспериментального образования, 2012. № 10.

6. Шелуханова И.Н. Экологизация курса химии в рамках ФГОС //Химия. Все для учителя! 2015. № 2.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации