Статья на тему «Интеграция ИКТ в образовании»
«Интеграция ИКТ в образовании»
Автор: Коржученко Ольга Михайловна,
учитель информатики,
НОУ школа – интернат № 29 ОАО «РЖД»
Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь. ©
В настоящее время происходит глобальная информатизация учебного процесса, а методики преподавания, существовавшие раннее уже не полностью удовлетворяют потребностям современного образования. В современном мире все сферы деятельности людей подвержены влиянию новых информационных технологий (ИТ), что приводит к многообразным преобразованиям в сфере социальных отношений, материального и духовного производства.
Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на то, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности учащихся. Поэтому и возникает потребность наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, в изменении методики преподавания, т. е. возникла необходимость в новой модели обучения.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволило широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. ИКТ - технологии, которые позволяют активизировать процесс обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
В связи с этим наша школа прошла 3 этапа:
Компьютерная грамотность. Этап на котором учителя осваивали работу на компьютере: с клавиатурой, мышью и различными прикладными программами. Для этого учителя информатики проводили мастер – класс для учителей, многие учителя самостоятельно осваивали работу на компьютере, заканчивали компьютерные курсы, проходили курсы повышения квалификации.
Использование ИКТ. На этом этапе учителя подготавливали уроки с использованием ИКТ, создавали презентации, готовили отчеты в электронном виде.
И сейчас мы находимся на 3 этапе интеграции ИКТ. В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция.
Что же в такое интеграция?
Интеграция - это не механическое соединение предметов. Интеграция - это сближение и связи отдельных систем (тем, знаний учащихся) в единое целое, т.е. синтез - возникновение нового. Сегодня такие предметы, как история, география, литература, обществознание, логика, и др., имеют свои точки соприкосновения, и соединить эти точки помогает использование информационно – коммуникационных технологий.
Интеграция необходима в современной системе образования.
Во-первых, традиционная “монологическая” система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность.
Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят “конкурирующий” характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими.
В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности.
Возникает ряд проблем:
школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе.
обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам.
Какие средства и формы обучения мы используем для интеграции:
используем уже готовые разработки к урокам, которые предлагают методические службы со всеми необходимыми требованиями включающуюся в себя демонстрационный материал в виде презентации, видеороликов, анимации, виртуальная лаборатория, тесты;
создаем свои собственные презентации контрольно измерительные материалы;
используем ИКТ технологии, которые активизируют процесс обучения, увеличивают объем самостоятельной работы;
используем технологии с доступом в интернет, для фиксации достижений используем электронный журнал;
используем электронные учебники, включающие в себя электронный теоретический материал, обучающиеся программы и практические задания, различные тренажеры.
используем модули разработанные корпорацией Майкрософт, которые содержат теоретическую часть для освоения новым материалом, кроссворды, тест .
Список источников:
Картузов, А. В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом : монография / А. В. Картузов. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. – 292 с.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ - http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html