Статья на тему «STREAM подход в образовании»
На конкурс «Мои инновации в обучении и воспитании»
Тема «STREAM подход в образовании» (из опыта работы)
Цель: развить у учеников высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний.
Задачи:
развитие навыков критического мышления и разрешения проблем, необходимых для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в жизни;развитие научно-исследовательских инициатив посредством развития навыков мышления, воплощенных в чтении и письме;
повышение уверенности в своих силах; активная коммуникация и командная работа; креативные и инновационные подходы к проектам.
Инновационная деятельность является важнейшим условием самосовершенствования педагога. В настоящее время меняются компоненты педагогического процесса: содержание образования, методы, технологии, средства обучения. Изменяется отношение педагогов и учащихся к учебной деятельности. В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Пройдя весной 2019 года онлайн-курс «STREAM — подход в образовании: теория и практика» (авторы: Е.Годунова и Л. Рожденственская) на портале: novator.team, заинтересовалась STREAM проектами. «STREAM: S – science, T – technology, Reading+WRiting Engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, чтение+письмо,инжиниринг, искусство, творчество, математика. В данном случае усиливается понятием Research (исследование), поскольку при реализации проекта понадобятся не только предметные знания и универсальные навыки чтения и письма, а и навыки поиска информации, и мини-исследования, которое, возможно, перерастет в нечто более глобальное при интересе учеников».[1]
STEAM основан на идее обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода. В основе STREAM-обучения лежит системно-деятельностный подход, самостоятельная исследовательская работа учеников, которая прописана во ФГОС. Решила изменить форму методической работы школы и создать проект, посвящённый 145-летию Всемирного почтового союза. В основе STREAM проекта лежит артефакт, у нас им было письмо. Поэтому проект был назван «Ты лети, лети, письмо!». Вся работа велась на сайте: https://sites.google.com/view/lettermboy/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F. Классам нужно было создать копию «Маршрутного листа» (https://docs.google.com/document/d/1rS6lQpksdzVlZOOyNYbbRsZhPsytZz8Ta9YUb2kCsTI/edit#) и вставить ссылку на него в таблицу (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1h8jaumvZKdpgdEIu8qeqO2BQBni_ASXLWXPmSwEGupA/edit#gid=0). Для того, чтобы вызвать интерес к проекту, мотивировать участников к исследовательской деятельности, предложили, в зависимости от возраста, ответить на следующие вопросы:
Когда было написано первое письмо?Какая основная функция письма?
Как называется почтовая карточка, которая посылается адресату без конверта?
В каком из западногерманских городов стоит скульптурная композиция из бронзы «Отдыхающий почтальон»? Таким необычным образом жители города отдают дань трудной, но столь необходимой людям профессии.
Кто из знаменитых французских писателей, летчик по профессии, развозил на самолете авиапочту и одну из своих повестей назвал «Южный почтовый»?
Герой какого чеховского рассказа, девятилетний мальчик, написал на конверте такой, ставший нарицательным адрес: «На деревню дедушке»?
Кисти какого художника принадлежит картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
Как изначально называлась профессия почтальона?
На многие вопросы дети не знали ответы, поэтому с интересом включились в работу.
Первым делом мы пошли на экскурсию в почтовое отделение связи. Сколько интересного узнали о профессиях почтовых работников: как сортируют письма, как ставят печати на бандероли и письма, как принимают посылки с почтовой машины. Пробовали сами штамповать письма, узнавали индекс почтового отделения, маршрут движения писем.
Затем была экскурсия в районную детскую библиотеку, где узнали об истории почты и от почтальона Печкина получили задания.
Исследование письма прошло через многие предметы:
- МХК, искусство - почта и письмо в живописи.
- Естественнонаучное направление - голубиная почта.
- Технология и информатика - исследование и изготовление конвертов, открыток.
- Математика - рассчитать скорость доставки почты раньше и сейчас.
- Физика - электрические цепи, изготовление светящихся открыток.
- Русский язык - правила написания письма.
- Литература - знакомство с письмами известных писателей.
- История - фронтовые письма. Ссылка. Ссылка 1.
- Английский язык - сайт http://postcross.ru/ . Сообщество по обмену открытками, книгами, письмами.
На этапе «Напишу я вам письмо» учились писать письма, подписывать конверты.
«Мы хотим поздравить вас» - одна группа своими руками делали открытки, другая в сервисе https://pro100tak.com/. Старшеклассники изготовляли светящиеся открытки.
«Письмо в живописи» - знакомились с фронтовыми письмами и с картинами художников, чья тема связана с ними.
«Математическая почта» - составление и решение задач на тему почты.
Пример: В поезде 10 вагонов. Известно, что пассажирских вагонов на 6 больше, чем почтовых. Сколько пассажирских и сколько почтовых вагонов в поезде?
Посмотрели мультфильм “Как голуби доставляют письмо”.
Оказывается, что голубь хорошо запоминает местоположение своего дома. Если его отвезти далеко, к лапке привязать записку, то он обязательно вернётся домой, к родной голубятне. Сначала письма привязывали к шее или лапке, потом письмо вставляли в стержень гусиного пера и привязывали к хвосту. Дома дети вместе с родителями искали материал о голубиной почте и представляли результаты одноклассникам.
На уроке изобразительного искусства рисовали голубиную почту.
STREAM - это новое образовательное единство, которое даёт замечательные результаты и приносит удовольствие всем участникам.
Итог работы:
самостоятельность и осознанность ученика во всех их проявлениях;развитие исследовательского потенциала;
формирование активной гражданской позиции.
STEAM даёт учащимся возможность учиться творчески, используя навыки XXI века, такие как коммуникация, умение работать в команде, применять критическое и креативное мышление.
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Панкова Татьяна Владимировна
Огрызко Ирина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Панов Егор Игоревич