Занятие на тему «Интеграция общего и дополнительного образования на примере уроков физики и кружка робототехники»
Интеграция общего и дополнительного образования на примере урока физики и кружка робототехники
Следует отметить, что интеграционные процессы в сфере дополнительного и общего образования за последние несколько лет существенно расширились в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
Новые стандарты предъявляют более высокие требования к подготовленности выпускников, что требует интенсивного перехода на новый формат образования – компетентностный. Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся, что сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС имеет задачи, которые являются принципиальными ориентирами и для дополнительного образования детей – развитие индивидуальных способностей, обучающихся и детской одарённости, свобода выбора, вариативность образовательных программ и их практическая направленность.
Интересы детей достаточно разнообразны, а возможности школы в удовлетворении запросов и пожеланий, обучающихся и их родителей ограничены. Данную проблему позволяет решить взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование является ресурсом, возможность использования (или неиспользования) которого определяет каждое учебное заведение самостоятельно.
Интеграция общего и дополнительного образования детей позволит создать условия для разработки новых форм воплощения в жизнь метапредметного и конвергентного подходов, являющихся сегодня ведущими средствами для создания единого пространства реализации ФГОС.
Одна из особенностей данной формы интеграции заключается в том, что она не предполагает выхода за пределы образовательной организации или ее структурного подразделения: как правило, авторами программ внеурочной деятельности являются те же педагоги, которые ведут соответствующие предметы. Они же и ведут занятия. Такой формой легче управлять, и с точки зрения преемственности содержания программ она также выглядит позитивно.
Ниже приведена разработанная технологическая карта по данному уроку с блоком дополнительного образования, а также фотоотчет о проделанной работе на уроке.
Эффективность интегрированных уроков в том, что у тех обучающихся которые впервые видят роботов в действии проявляется интерес к робототехнике, а кто когда то занимался робототехническим направлением происходит прямая взаимосвязь общего и дополнительного образования. Так же робот как физическое тело – это более наглядный физический эксперимент, чем стандартные лабораторные занятия по теме или фронтальные эксперименты на занятия.
Технологическая карта учебного занятия №1
по теме: «Делай движение ради достижения» или и «равноускоренного движения без начальной скорости» с применением lego mindstorms education ev3.
Раздел I. Общая информация
Название занятия |
Делай движение ради достижения. |
||
Возрастная группа обучающихся (класс) |
9 классы |
||
Группа предметных областей (предметная область) |
физика, информатика, технология, робототехника, математика |
||
Разработчик |
Додонова Ирина Александровна |
||
Цель занятия |
Создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности при изучении темы «равноускоренного движения без начальной скорости». Развитие у обучающихся интереса к познавательно-исследовательской деятельности и с к естественно -техническим наукам. |
||
Задачи |
Изучить равноускоренного движения Познакомится с основными физическими величинами и их размерностями Провести собственное исследование равноускоренного движения |
||
Педагогические технологии |
обучение и сотрудничества коммуникативные STEAM технологии информационные игровые |
||
Используемые площадки проведения |
школьный кабинет физики или любая зона рекреации школы |
||
Краткое описание (аннотация) занятия |
- Первая часть занятия направлена на знакомство обучающихся с деятельностью на уроке знакомство с основными понятиями физическим величинами и их размерностями, сборка и программирование модели робота. - Вторая направлена на самостоятельную исследовательскую деятельность «СИД» и подведение итогов о проделанной работы в группах в классе. - Рефлексия |
||
Общие ожидаемые результаты (продукты и эффекты) |
|||
1. |
Продукты, созданные обучающимися |
Моделирование и программирование робота который способен передвигаться по прямой и запускается с помощью датчика касания. Заполненные обучающимися листов «СИД» постановка цели, выдвижение гипотезы исследования, знакомство с лабораторным оборудованием, заполнения части «мои ожидания от исследования» В конце занятия: самооценка, рефлексия и выводы от проделанной работы.
|
|
2. |
Эффекты занятия |
Предметные: обучающиеся будут иметь представление о том, что такое равноускоренного движения, основные величины и формулы. Метапредметные: овладение навыками работы в группе; умения формулировать и аргументировать собственную позицию по актуальным вопросам. Личностные: формирование познавательного интереса; развитие научно исследовательского мировоззрения обучающихся и ответственного отношения к окружающей среде, творческих способностей и практических умений, самостоятельности в приобретении знаний, способности обосновывать и оценивать результаты своих действий, развитие творческой инициативы. |
Раздел II. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы: |
Направления деятельности (задачи) |
||
|
Предагог |
Разработка учебного занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы. |
Раздел III. Сопровождение обучающего процесса
№ |
Перечень |
Назначение |
Кол-во |
||
1. Материально-техническое сопровождение |
|||||
|
конструкторы lego mindstorms education ev3 |
Для проведения СИД – самостоятельной исследовательской деятельности. |
4-6 шт. |
||
|
Мультимедийный экран |
Демонстрация мультимедиа |
1 шт. |
||
|
Флипчарт (офисная магн.доска) с маркерами |
Фронтальная работа |
1 шт. |
||
|
Магниты для крепления на доске |
Для работы с классом на метал. доске |
4-6 шт. |
||
3. Информационно-техническое обеспечение |
|||||
|
|
|
|
Блог дополнительно образования – робототехника Приложение 1
Предмет |
«Робототехника» |
|||
Реализатор(ы) |
Додонова И.А. |
|||
Тема занятия |
Сборка стандартной модели робота, программирование модели с использованием датчика касания. |
|||
Кол-во часов данного блока |
2 часа |
|||
Цель занятия |
создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности, развитие навыков логического мышления и мелкой маторики. |
|||
Место проведения |
Кабинет физики или другая площадка лагеря |
|||
Модель занятия и хронометраж |
Ход этапов занятия |
Формы взаимодействия/ обучения детей |
Площадки проведения обучения |
Примерное время |
Оргмомент |
Инструктаж по ТБ Знакомство с конструктором EV3 основными деталями и программным обеспечением |
Кабинет информатики |
10 мин |
|
Мотивация и актуализация |
ситуации критическое обсуждение предлагаемых вариантов выхода из трудной ситуации «Как заставить двигаться робота» |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели |
Фронтально: Планирование действий по решению проблемой ситуации. Знакомство с предстоящей деятельностью Заполнение блока «Мои ожидания» Деление на группы. |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Усвоение |
Задание для первой группы (группа инженеров) Собрать примитивную модель робота и оснастить его датчиками, которые помогут решить нашу задачу Задание для третьей группы (группа программистов) Написать программу для движения робота по прямой. Робот должен запускаться с помощью датчика касания и проезжать три разных участка пути, каждое расстояние должно увеличиваться при этом время остается постоянным.
|
Кабинет информатики |
мин |
|
Закрепление |
По окончанию занятия объединившись всем вместе посмотреть полученный результат. Внести корректировку в моделях и программном коде. |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Итоги |
Заполнить таблицу, оправдались ли мои ожидания, чему научился, чему еще нужно научится. |
Кабинет информатики |
мин |
|
Рефлексия |
Индивидуальное заполнение рефлексивной |
Кабинет информатики |
1 мин |
|
Фронтальное обсуждение содержания |
||||
Ожидаемые результаты |
получить готовую модель робота EV3, познакомится с принципом работы датчика касания и независимым управлением моторов, Научится обучать робота. |
|||
Критерии оценки результатов |
В соответствии со следующими критериями обучающимся проходят тест или письменно заполняют карточки – самооценка оценка в группах и в команде. |
Блок общего образования - физика Приложение 2
Предмет |
физика |
|||
Реализатор(ы) |
Додонова И.А. |
|||
Тема занятия |
«равноускоренного движения без начальной скорости» |
|||
Кол-во часов данного блока |
40 минут |
|||
Цель занятия |
создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности при изучении темы «равноускоренного движения без начальной скорости» |
|||
Место проведения |
Кабинет физики зона рекреации школы |
|||
Модель занятия и хронометраж |
Ход этапов занятия |
Формы взаимодействия/ обучения детей |
Площадки проведения обучения |
Примерное время |
Оргмомент |
Инструктаж по ТБ Знакомство с материалом для СИД
|
Кабинет физики |
1 мин |
|
Мотивация и актуализация |
Фронтально: -Что Вы понимаете под словом физическое тело? -Можно ли робота собранного на кружке считать за физическое тело? -Что такое ускорение? -Что такое равноускоренное движение? 1. Заполни листок СИД - Какие виды движения ты знаешь? - что бы ты хотел узнать? создание проблемной ситуации. ситуации критическое обсуждение предлагаемых вариантов выхода из трудной ситуации 1.Если за равные промежутки времени тело проходит одинаковое расстояние – это какой вид движения? – Равномерное 2. Если за равные промежутки времени пройденный путь уменьшается? Как называется такой вид движения? – Равнозамедленное 3. Если за равные промежутки времени пройденный путь увеличивается? – Равноускоренное Отлично, вот сегодня мы с Вами проверим это на практике, а помогут нам в этом наши друзья EV3 |
Кабинет физики |
2 мин |
|
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели |
Фронтально: Планирование действий по решению проблемы Знакомство с предстоящей деятельностью Заполнение блока «Мои ожидания» Постановка цели и выдвижение гипотезы. Знакомство с оборудованием. Деление обучающихся на группы осуществляется по физическим величинами с которыми им предстоит работать в лабораторных условиях (S- путь, V- скорость, t- время, a –ускорение) Определившись с группами обучающие проговаривают название величин, размерность и с помощью какого физического прибора мы можем произвести их измерения. |
Кабинет физики |
мин |
|
Усвоение |
Задание для групп Распределить обязанности в своих мини группах: - Теоретики (те кто будут вести теоретический блок и делать выводы) - Экспериментаторы (те кому предстоит выполнять измерения) - Математики (будут производить вычисления) Задание 1 - Отметь начальное положение робота, - В таблицу запиши начальную скорость робота. - На своем смартфоне открой секундомер. - Используя модель робота EV3 запусти программу (название которое уже заложено в робота) и одновременно запусти секундомер. - В момент остановки робота останови время и запиши его в таблицу. - Отметь место остановки робота и измерь расстояние от линии старта до финиша (не забудь перевести сантиметры в метры). - Запиши в таблицу расстояние в метрах. - Математики из твоей группы могут приступить к вычислению ускорения, а тебе необходимо продолжить эксперимент. Примечание: повтори эксперимент еще два раза. Задание 2 Совместно с теоретиками и математиками твоей группы попытайтесь проанализировать свои полученные результаты и сделать выводы. Задание 3 На лицевой стороне листа с СИД, попытайся оценить свою работу в группе – самооценка, а также посовещавшись между собой оцените каждого представителя вашей группы.
|
Кабинет физики |
мин |
|
Закрепление |
Где и когда мы встречаема с равнопеременными видами движения? (приведите примеры)
|
Кабинет физики |
мин |
|
Итоги |
Оправдалась ли твоя цель? С какими трудностями ты столкнулся сегодня на занятии? Что тебе показалось наиболее простым, а что наоборот вызвало сложности?
|
Кабинет физики |
мин |
|
Рефлексия |
Задание 4 На обратной стороне твоего листа СИД, ответь на вопросы. – Блок рефлексии
|
Кабинет физики |
1 мин |
|
Фронтальное обсуждение содержания |
||||
Ожидаемые результаты |
Усвоение основных понятий |
|||
Критерии оценки результатов |
Критерии оценки «Отлично» - ставится в том случае, если обучающийся: а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; г) правильно выполнил анализ погрешностей; д) соблюдал требования безопасности труда. «Хорошо» - ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но: а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. «Удовлетворительно» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки: а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью, б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения, в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей, г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. «Неудовлетворительно» - ставится в том случае, если: а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы, б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно, в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указаннымивыше нормами. - |
Приложение к технологической карте
Приложение 3
Задание: «Делай движение ради достижения или исследование равноускоренного движения робота EV3 без начальной скорости»
Разработчик: Додонова Ирина Александровна – учитель физики
Суть задания (кратко): На данном занятии обучающимся предлагается исследовать равноускоренное движение робота, ранее ими собранного на кружке по робототехнике EV3. Исследование проходит в три этапа. На каждом этапе робот за одно и то же время проезжает разные по длине участки пути, при этом начальная скорость на каждом промежутке равна нулю. После проведения эксперимента обучающиеся производят вычисления ускорения и находят его среднее значения, делают выводы по полученным результатам, заполняют блок рефлексии.
Время на выполнение задания:
5 минуты |
Инструктаж по ТБ, мотивация, распределение на группы |
5 минут |
Заполнения названия работы, постановка цели, знакомство с оборудованием, блока мои ожидания. |
20 минуты |
Выполнение работы |
5 минут |
Формулировка выводов, заполнения блока рефлексии. |
3 минуты |
Подведения итогов. устная рефлексия |
2 минуты |
Сдача работ |
Критерии оценки
«Отлично» - ставится в том случае, если обучающийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
«Хорошо» - ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«Удовлетворительно» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
«Неудовлетворительно» - ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указаннымивыше нормами.
Матрица физических величин для деления класса по группам
В начале занятия обучающимся, для повторения пройденного материала, предлагается сопоставить каждой величине свою размерность и сложить формулу для равноускоренного движения на доске, только после этого они получают лист с заданиями.
ускорение |
перемещение |
скорость |
время |
ускорение |
перемещение |
скорость |
время |
a |
S |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
a |
S |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
a |
S |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
a |
S |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
Рабочий (оценочный) лист
Технологическая карта учебного занятия №2
по теме: «Дорога вниз имеет мало остановок» Теодор Драйзер. Сестра Керри
или «измерение ускорения свободного падения» с помощью конструктора
Lego Mindstorm education EV3
Раздел I. Общая информация
Название занятия |
«Дорога вниз имеет мало остановок» Теодор Драйзер. Сестра Керри |
||
Возрастная группа обучающихся (класс) |
9 классы |
||
Группа предметных областей (предметная область) |
физика, информатика, технология, робототехника, математика |
||
Разработчик |
Додонова Ирина Александровна |
||
Цель занятия |
Создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности при изучении темы «измерение ускорения свободного падения». Развитие у обучающихся интереса к познавательно-исследовательской деятельности и с к естественно -техническим наукам. |
||
Задачи |
Изучить свободное падение тел Познакомится с основными физическими величинами и их размерностями С помощью Lego Mindstorm education EV3 смоделировать установку для проведения лабораторных исследований Расширить знания обучающихся в языке программирования EV3 Провести собственное лабораторное исследование и сделать выводы. |
||
Педагогические технологии |
обучение и сотрудничества коммуникативные STEAM технологии информационные игровые |
||
Используемые площадки проведения |
школьный кабинет физики или любая зона рекреации школы |
||
Краткое описание (аннотация) занятия |
- Первая часть занятия направлена на знакомство обучающихся с деятельностью на уроке знакомство с основными физическими понятиями, величинами и их размерностями. Сборка и программирование модели робота для изучения темы «ускорение свободного падения». - Вторая часть направлена на самостоятельную исследовательскую деятельность «СИД» и подведение итогов о проделанной работы в группах в классе. - Рефлексия |
||
Общие ожидаемые результаты (продукты и эффекты) |
|||
1. |
Продукты, созданные обучающимися |
Моделирование и программирование физической установки для изучения «ускорения свободного падения тела с помощью конструктора Lego Mindstorm education EV3. Заполненные обучающимися листов «СИД» постановка цели, выдвижение гипотезы исследования, знакомство с лабораторным оборудованием, заполнения части «мои ожидания от исследования» В конце занятия: самооценка, рефлексия и выводы по проделанной работы.
|
|
2. |
Эффекты занятия |
Предметные: обучающиеся будут иметь представление о том, что такое ускорение свободного падения, понимать и владеть основными физическими понятиями и формулами. Метапредметные: овладение навыками работы в группе; умения формулировать и аргументировать собственную позицию по актуальным вопросам. Личностные: формирование познавательного интереса; развитие научно исследовательского мировоззрения обучающихся и ответственного отношения к окружающей среде, творческих способностей и практических умений, самостоятельности в приобретении знаний, способности обосновывать и оценивать результаты своих действий, развитие творческой инициативы. |
Раздел II. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы: |
Направления деятельности (задачи) |
||
|
Предагог |
Разработка учебного занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы. |
Раздел III. Сопровождение обучающего процесса
№ |
Перечень |
Назначение |
Кол-во |
|
1. Материально-техническое сопровождение |
||||
|
конструкторы lego mindstorms education ev3 |
Для проведения СИД – самостоятельной исследовательской деятельности. |
6-8 шт. |
|
|
Измерительная лента |
Для измерений расстояния |
6-8 шт. |
|
|
Мультимедийный экран |
Демонстрация мультимедиа |
1 шт. |
|
|
Флипчарт (офисная магн.доска) с маркерами |
Фронтальная работа |
1 шт. |
|
|
Магниты для крепления на доске |
Для работы с классом на метал. доске |
4-6 шт. |
|
3. Информационно-техническое обеспечение |
||||
1. |
Мобильные телефоны |
С секундомером, выходом в интернет и читающего qr коды |
Для каждого ученика |
Блог дополнительно образования – робототехника Приложение 1
Предмет |
«Робототехника» |
|||
Реализатор(ы) |
Додонова И.А. |
|||
Тема занятия |
Сборка и программирование робота Lego Mindstorm education EV3 для изучения темы по физике «свободное падение тела». |
|||
Кол-во часов данного блока |
2 часа |
|||
Цель занятия |
создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности, развитие навыков логического мышления и мелкой моторики. |
|||
Место проведения |
Кабинет физики или другая площадка лагеря |
|||
Модель занятия и хронометраж |
Ход этапов занятия |
Формы взаимодействия/ обучения детей |
Площадки проведения обучения |
Примерное время |
Оргмомент |
Инструктаж по ТБ Знакомство с предстоящей деятельностью |
Кабинет информатики |
10 мин |
|
Мотивация и актуализация |
ситуации критическое обсуждение предлагаемых вариантов выхода из трудной ситуации «Как должно двигаться тело при ускорении свободного падения?-вертикально вниз» «Как должна выглядеть установка и что мы должны знать по данному виду движения?» |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели |
Фронтально: Планирование действий по решению проблемой ситуации. Знакомство с предстоящей деятельностью Заполнение блока «Мои ожидания» Деление на группы. |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Усвоение |
Задание для первой группы (группа инженеров) Собрать установку для лабораторного занятия по физики «свободное падение тел» Задание для третьей группы (группа программистов) Написать программу
|
Кабинет информатики |
мин |
|
Закрепление |
По окончанию занятия объединившись всем вместе посмотреть полученный результат. Внести корректировку в моделях и программном коде. |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Итоги |
Заполнить таблицу, оправдались ли мои ожидания, чему научился, чему еще нужно научится. |
Кабинет информатики |
мин |
|
Рефлексия |
Индивидуальное заполнение рефлексивной |
Кабинет информатики |
1 мин |
|
Фронтальное обсуждение содержания |
||||
Ожидаемые результаты |
получить готовую модель робота EV3, познакомится с принципом работы датчика касания и независимым управлением моторов, Научится обучать робота. |
|||
Критерии оценки результатов |
В соответствии со следующими критериями обучающимся проходят тест или письменно заполняют карточки – самооценка оценка в группах и в команде. |
Блок общего образования - физика Приложение 2
Предмет |
физика |
|||
Реализатор(ы) |
Додонова И.А. |
|||
Тема занятия |
«измерение ускорения свободного падения» |
|||
Кол-во часов данного блока |
40 минут |
|||
Цель занятия |
создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности при изучении темы «ускорения свободного падения» |
|||
Место проведения |
Кабинет физики зона рекреации школы |
|||
Модель занятия и хронометраж |
Ход этапов занятия |
Формы взаимодействия/ обучения детей |
Площадки проведения обучения |
Примерное время |
Оргмомент |
Инструктаж по ТБ Знакомство с материалом для СИД
|
Кабинет физики |
1 мин |
|
Мотивация и актуализация |
Фронтально: -Что такое ускорение свободного падения? -Какая постоянная физическая великана характеризует данный вид движения? 1. Заполни листок СИД - что бы ты хотел узнать сегодня на учебном занятии? создание проблемной ситуации. - Какое физическое оборудование необходимо использовать для измерения ускорения свободного падения? (секундомер, измерительную ленту) Отлично, вот сегодня мы с Вами проверим это на практике, а помогут нам в этом наше оборудование EV3 |
Кабинет физики |
2 мин |
|
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели |
Фронтально: Планирование действий по решению проблемы Знакомство с предстоящей деятельностью Заполнение блока «Мои ожидания» Постановка цели и выдвижение гипотезы. Знакомство с оборудованием. Деление обучающихся на группы осуществляется по физическим величинами с которыми им предстоит работать в лабораторных условиях (H-высота, V- скорость, t- время, g –ускорение свободного падения) Определившись с группами обучающие проговаривают название величин, размерность и с помощью какого физического прибора мы можем произвести их измерения. |
Кабинет физики |
мин |
|
Усвоение |
Задание для групп Распределить обязанности в своих мини группах: - Теоретики (те кто будут вести теоретический блок и делать выводы) - Экспериментаторы (те кому предстоит выполнять измерения) - Математики (будут производить вычисления) Задание 1 - Отметь начальное положение робота, - В таблицу запиши начальную скорость (V0=0). - На своем смартфоне открой секундомер. - Используя модель робота EV3 запусти программу (название которое уже заложено в робота) и одновременно запусти секундомер. - В момент остановки робота остановить секундомер и запиши его в таблицу. - Измерить высоту (не забудь перевести сантиметры в метры). - Запиши в таблицу значение высоты в метрах. - Математики из твоей группы могут приступить к вычислению ускорения свободного падения, а тебе необходимо продолжить эксперимент. Примечание: повтори эксперимент еще два раза. Задание 2 Совместно с теоретиками и математиками твоей группы попытайтесь проанализировать свои полученные результаты и сделать выводы. Задание 3 На лицевой стороне листа с СИД, попытайся оценить свою работу в группе – самооценка, а также посовещавшись между собой оцените каждого представителя вашей группы.
|
Кабинет физики |
мин |
|
Закрепление |
Где и когда мы наблюдаем ускорение свободного падения? (приведите примеры)
|
Кабинет физики |
мин |
|
Итоги |
Оправдалась ли твоя цель? С какими трудностями ты столкнулся сегодня на занятии? Что тебе показалось наиболее простым, а что наоборот вызвало сложности?
|
Кабинет физики |
мин |
|
Рефлексия |
Задание 4 На обратной стороне твоего листа СИД, ответь на вопросы. – Блок рефлексии
|
Кабинет физики |
1 мин |
|
Фронтальное обсуждение содержания |
||||
Ожидаемые результаты |
Усвоение основных понятий |
|||
Критерии оценки результатов |
Критерии оценки «Отлично» - ставится в том случае, если обучающийся: а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; г) правильно выполнил анализ погрешностей; д) соблюдал требования безопасности труда. «Хорошо» - ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но: а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. «Удовлетворительно» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки: а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью, б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения, в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей, г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. «Неудовлетворительно» - ставится в том случае, если: а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы, б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно, в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указаннымивыше нормами. - |
Приложение к технологической карте
Приложение 3
Задание: «Дорога вниз имеет мало остановок» Теодор Драйзер. Сестра Керри
Разработчик: Додонова Ирина Александровна – учитель физики
Суть задания (кратко): На данном занятии обучающимся предлагается ускорение свободного падения с помощью ранее собранной установки из (lego mindstorms education ev3), на кружке робототехника. Исследование проходит в три этапа. На каждом этапе обучающимся предлагается изменить высоту. После проведения эксперимента обучающиеся производят вычисления ускорения свободного падения и сравнивая полученные результаты с «истинным» значением делают выводы.
Время на выполнение задания:
5 минуты |
Инструктаж по ТБ, мотивация, распределение на группы |
5 минут |
Заполнения названия работы, постановка цели, знакомство с оборудованием, блока мои ожидания. |
20 минуты |
Выполнение работы |
5 минут |
Формулировка выводов, заполнения блока рефлексии. |
3 минуты |
Подведения итогов. устная рефлексия |
2 минуты |
Сдача работ |
Критерии оценки
«Отлично» - ставится в том случае, если обучающийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
«Хорошо» - ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«Удовлетворительно» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
«Неудовлетворительно» - ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указаннымивыше нормами.
Матрица физических величин для деления класса по группам
В начале занятия обучающимся, для повторения пройденного материала, предлагается сопоставить каждой величине свою размерность и сложить формулу на доске, только после этого они получают лист с заданиями.
ускорение |
перемещение |
скорость |
время |
ускорение |
перемещение |
скорость |
время |
g |
h |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
g |
h |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
g |
h |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
g |
h |
V |
t |
м/с2 |
м |
м/с |
с |
Технологическая карта урока №3
по теме: «Кручу верчу ускоренье изучу» или «движение тела по окружности с постоянной скоростью»
Раздел I. Общая информация
Название занятия |
Кручу верчу ускоренье изучу |
||
Возрастная группа обучающихся (класс) |
9, 10 классы |
||
Группа предметных областей (предметная область) |
физика, информатика, технология, робототехника, математика |
||
Разработчик |
Додонова Ирина Александровна |
||
Цель занятия |
создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности при изучении темы «движение тела по окружности с постоянной скоростью» |
||
Задачи |
Изучить движение тела по окружности Рассмотреть основные физические величины и их размерности Провести собственное исследование центростремительного ускорения |
||
Педагогические технологии |
личностно-ориентированная обучение и сотрудничества коммуникативные STEAM технологии информационные игровые |
||
Используемые площадки проведения |
школьный кабинет физики или любая площадка лагеря |
||
Краткое описание (аннотация) занятия |
Первая часть занятия направлена на знакомство обучающихся с деятельностью на уроке знакомство с основными понятиями физическим величинами и их размерностями. Вторая направлена на самостоятельную исследовательскую деятельность СИД и подведение итогов о проделанной работы в группах в классе. |
||
Общие ожидаемые результаты (продукты и эффекты) |
|||
1. |
Продукты, созданные обучающимися |
Заполненные обучающимися листов с целью урока оборудованием мои ожидания от урока В конце урока что узнал – самооценка и выводы от проделанной работы.
|
|
2. |
Эффекты занятия |
Предметные: обучающиеся будут иметь представление о том, что такое центростремительное ускорение, основные величины и формулы. Метапредметные: овладение навыками работы в группе; умения формулировать и аргументировать собственную позицию по актуальным вопросам. Личностные: формирование познавательного интереса; развитие научно исследовательского мировоззрения обучающихся и ответственного отношения к окружающей среде, творческих способностей и практических умений, самостоятельности в приобретении знаний, способности обосновывать и оценивать результаты своих действий, развитие творческой инициативы. |
Раздел II. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы: |
Направления деятельности (задачи) |
||
|
Предагог |
Разработка урока, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы. |
Раздел III. Сопровождение обучающего процесса
№ |
Перечень |
Назначение |
Кол-во |
||
1. Материально-техническое сопровождение |
|||||
|
конструкторы lego mindstorms education ev3 |
Для проведения СИД – самостоятельной исследовательской деятельности. |
4-6 шт. |
||
|
Мультимедийный экран |
Демонстрация мультимедиа |
1 шт. |
||
|
Флипчарт (офисная магн.доска) с маркерами |
Фронтальная работа |
1 шт. |
||
|
Магниты для крепления на доске |
Для работы с классом на метал. доске |
4-6 шт. |
||
|
Фломастеры/карандаши/мелки восковые - краски |
|
6 уп. |
||
|
Стикеры |
2 уп. |
|||
3. Информационно-техническое обеспечение |
|||||
|
Специалист по ИКТ |
Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния компьютерной техники |
1 |
Блог дополнительно образования Приложение 1
Предмет |
«Робототехника» |
|||
Реализатор(ы) |
Додонова И.А. |
|||
Тема занятия |
«движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью» |
|||
Кол-во часов данного блока |
1,5 часа |
|||
Цель занятия |
создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности при изучении темы «движение робота по окружности» |
|||
Место проведения |
Кабинет физики или другая площадка лагеря |
|||
Модель занятия и хронометраж |
Ход этапов занятия |
Формы взаимодействия/ обучения детей |
Площадки проведения обучения |
Примерное время |
Оргмомент |
Знакомство с конструктором EV3 основными деталями и программным обеспечением |
Кабинет информатики |
10 мин |
|
Мотивация и актуализация |
ситуации критическое обсуждение предлагаемых вариантов выхода из трудной ситуации «Как заставить двигаться робота по окружности? |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели |
Фронтально: Планирование действий по решению проблемой ситуации. Знакомство с предстоящей деятельностью Заполнение блока «Мои ожидания» Деление на группы. |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Усвоение |
Задание для первой группы (группа инженеров) Собрать примитивную модель робота и оснастить его датчиками, которые помогут решить нашу задачу Задание для второй группы (группа художников) Создать поле, по которому будет двигаться Ваш робот. Поле должно состоять из нескольких окружностей разного диаметра. Задание для третьей группы (группа программистов) Написать программу для движения робота по окружностям разного диаметра
|
Кабинет информатики |
мин |
|
Закрепление |
По окончанию занятия объединившись всем вместе посмотреть полученный результат. Внести корректировку. |
Кабинет информатики |
5 мин |
|
Итоги |
Заполнить таблицу, оправдались ли мои ожидания, чему научился, чему еще нужно научится. |
Кабинет информатики |
мин |
|
Рефлексия |
Индивидуальное заполнение рефлексивной |
Кабинет информатики |
1 мин |
|
Фронтальное обсуждение содержания |
||||
Ожидаемые результаты |
Усвоение основных понятий, получить готовую модель робота EV3, познакомится с принципом работы датчика цвета/света, Научится обучать робота. |
|||
Критерии оценки результатов |
В соответствии со следующими критериями обучающимся проходят тест или письменно заполняют карточки – самооценка оценка в группах и в команде. |
Блок общего образования Приложение 2
Предмет |
физика |
|||
Реализатор(ы) |
Додонова И.А. |
|||
Тема занятия |
«движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью» |
|||
Кол-во часов данного блока |
35 минут |
|||
Цель занятия |
создание условий для развития у обучающихся компетенций информационной, коммуникативной, проблемной деятельности при изучении темы «движение тела по окружности с постоянной скоростью» |
|||
Место проведения |
Кабинет физики или другая площадка лагеря |
|||
Модель занятия и хронометраж |
Ход этапов занятия |
Формы взаимодействия/ обучения детей |
Площадки проведения обучения |
Примерное время |
Оргмомент |
Знакомство с материалом
|
Кабинет информатики |
1 мин |
|
Мотивация и актуализация |
Фронтально: -Что Вы понимаете под словом физическое тело? -Можно ли робота собранного на кружке считать за физическое тело? -Что такое ускорение? -Что такое криволинейное движение? 1. Заполни листочек - что ты знаешь о движении тела по окружности - что бы ты хотел узнать? создание проблемной ситуации. «Игра верю е верю» - верите ли вы что земля вращается во круг Солнца по окружности? – Да - Верите ли Вы, что при движении по окружности можно пренебречь ускорением? – Нет ситуации критическое обсуждение предлагаемых вариантов выхода из трудной ситуации «как увеличить, или уменьшить ускорение при движении по окружности и что произойдет при изменении числа оборотов? |
Кабинет информатики |
2 мин |
|
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели |
Фронтально: Планирование действий по решению проблемы Знакомство с предстоящей деятельностью Заполнение блока «Мои ожидания» |
Кабинет информатики |
мин |
|
Усвоение |
Деление на группы. Задание для первой группы Не изменяя радиус окружности, и используя телефон с секундомером запиши в таблицу время, когда робот делает полных два оборота затем, три оборота. Рассчитай по формуле период. рассчитай по формуле ускорение центростремительного ускорения робота, когда он выполняет два оборота – три оборота. Сравни полученные результаты и сделай вывод. Задание для второй группы Не изменяя количества оборотов, рассчитай время когда робот выполняет полных два оборота по окружности радиусом 10 см. затем по окружности с радиусом 20см. запиши это время в таблицу. Рассчитай по формуле период. рассчитай по формуле ускорение центростремительного ускорения робота, когда он выполняет два оборота – три оборота. Сравни полученные результаты и сделай вывод.
|
Кабинет информатики |
мин |
|
Закрепление |
Запиши полученный результат в общую таблицу класс. Проанализируем свои полученные результаты |
Кабинет информатики |
мин |
|
Итоги |
Обобщение результатов При изменении количества оборотов центростремительное ускорение не изменяется При изменении радиуса окружности центростремительное ускорение изменяется. |
Кабинет информатики |
мин |
|
Рефлексия |
Индивидуальное заполнение рефлексивной |
Кабинет информатики |
1 мин |
|
Фронтальное обсуждение содержания |
||||
Ожидаемые результаты |
Усвоение основных понятий |
|||
Критерии оценки результатов |
В соответствии со следующими критериями обучающимся проходят тест или письменно заполняют карточки – самооценка оценка в группах Оценка за учителя за выполнение заданий 5 – если все заполнено правильно выводы сформулированы и произведены расчеты. Расставлены единицы размерности величин. 4 – если нет размерностей и не сформулирован правильный вывод по работе. |
СИД по теме движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью Приложение 3
Тема урока: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Цель: ___________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Оборудование: ___________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Вычисление: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Заполните
Для меня открытием стало _________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Вспомнилось _________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Были трудности при _______________________________________________________________________________________________________________________________
У меня получилось ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Мне это пригодится чтобы ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Я предлагаю ________________________________________________________________
Самооценка от 1 до 5 баллов ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Взаимооценка ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ |
Вариант 1 ТАБЛИЦА
№ |
R |
N |
∆t |
|||||||||
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Указание к работе
Сформулируйте цель работы.
Запишите, какое оборудование вам понадобится для во время эксперимента.
Измерьте радиус внутренней окружности и запишите его в таблицу для случая № 1 и 2 9 он у вас остается постоянный.
За какое время робот делает полных два оборота по внутренней окружности запишите время в таблицу.
За какое время робот делает полных три оборота по внутренней окружности запишите время в таблицу.
Рассчитайте двумя способами частоту вращения робота и сравните полученные значения и попытайтесь
сформулировать определение частоты.
ЧАСТОТА – ЭТО ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте по формуле угловую скорость робота и попытайтесь дать определение угловой скорости.
УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ – ЭТО _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте линейную скорость робота, и сформулировать определение.
ЛИНЕЙНАЯ СКОРОТЬ – ЭТО _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте центростремительное ускорение робота четырьмя способами и сравните полученные значения.
Попытайтесь сформулировать определение
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ – ЭТО _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________.
№ |
R |
N |
∆t |
|||||||||
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2 ТАБЛИЦА
Указание к работе
Сформулируйте цель работы.
Запишите, какое оборудование вам понадобится для во время эксперимента.
Измерьте радиус внешней окружности и запишите его в таблицу для случая № 1 и 2 он у вас остается постоянный.
За какое время робот делает полных два оборота по внешней окружности запишите время в таблицу.
За какое время робот делает полных три оборота по внешней окружности запишите время в таблицу.
Рассчитайте двумя способами частоту вращения робота и сравните полученные значения и попытайтесь
сформулировать определение частоты.
ЧАСТОТА – ЭТО ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте по формуле угловую скорость робота и попытайтесь дать определение угловой скорости.
УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ – ЭТО _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте линейную скорость робота, и сформулировать определение.
ЛИНЕЙНАЯ СКОРОТЬ – ЭТО _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте центростремительное ускорение робота четырьмя способами и сравните полученные значения.
Попытайтесь сформулировать определение
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ – ЭТО _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________.
Вариант 3 ТАБЛИЦА
№ |
R |
N |
∆t |
|||||||||
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Указание к работе
Сформулируйте цель работы.
Запишите, какое оборудование вам понадобится для во время эксперимента.
Измерьте радиус внешней и внутренней окружности и запишите его в таблицу для случая № 1 и 2.
За какое время робот делает полных два оборота по внутренней окружности запишите время в таблицу.
За какое время робот делает полных два оборота по внешней окружности запишите время в таблицу.
Рассчитайте двумя способами частоту вращения робота и сравните полученные значения и попытайтесь
сформулировать определение частоты.
ЧАСТОТА – ЭТО ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте по формуле угловую скорость робота и попытайтесь дать определение угловой скорости.
УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ – ЭТО _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте линейную скорость робота, и сформулировать определение.
ЛИНЕЙНАЯ СКОРОТЬ – ЭТО _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Рассчитайте центростремительное ускорение робота четырьмя способами и сравните полученные значения.
Попытайтесь сформулировать определение
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ – ЭТО _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________.