12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тислюк Елена Николаевна237
Россия, Москва
2

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «В библиотеке. История создания печатной книги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В библиотеке. История создания печатной книги”.

Тислюк Е.Н. Учитель-логопед ГБОУ Школа 2026, г. Москва.

 

Цели:

- Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке. Учить составлять схемы предложения из 3-х слов и предложения к заданной схеме; научить детей делать отпечатки букв.

- Обогащать и словарь по теме, закрепить употребление порядковых числительных до 10, образование относительных прилагательных, понимание сложных предлогов, согласование существительных с числительными, образование существительные множественного числа в Р.п.; вовлекать детей в сюжетно-ролевую игру “В библиотеке”.

- Развивать мелкую и общую моторику, пространственную ориентацию на листе бумаги, закреплять графический образ букв.

- Воспитывать бережное отношение к книге, чувство гордости за великих соотечественников. Продолжать прививать детям культурные навыки поведения в общественных местах.

Оборудование: выставка книг, (книги с формулярами, разные по форме, размеру, весу, с пронумерованными страницами от 1 до 10), карточки читателей, сюжетные демонстрационные картинки «в библиотеке», «в читальном зале», платок библиотекаря; ноутбук, презентация на тему «История создания первой печатной книги»; мягкие пластиковые «буквы – печатки» из азбуки, образцы напечатанных слов, подготовленная гуашь, баночки для краски, листочки с разметкой строки для печатания, салфетки; закладки, цифры 1,2,5, схемы слов для составления предложений; массажные коврики; халат «мастера – печатника».

Содержание организованной деятельности

Беседа

- Ребята, послушайте мою загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

- Правильно, посмотрите какая у нас выставка. Здесь разные…(книги).

Вы узнаёте какие-нибудь из них? (ответы детей). Как вы думаете, как можно узнать название книги и кто её написал, кто её автор? (Прочитать) А где это написано? (На обложке)

- Правильно, и первое, что мы видим, беря книгу, это обложка. Она в начале и в конце книги. Детские книги украшают красочные обложки с иллюстрациями (вы помните, что это такое). Давайте откроем книгу и посмотрим, что же будет дальше. А дальше листочки, на которых напечатан текст и нарисованы…(иллюстрации). Каждый лист – это 2 страницы (показ). Посмотрите внизу на каждой странице есть цифры. Давайте все вместе посчитаем: 1, 2, 3 и т.д. А теперь попробуйте, как я: 1-я, 2-я, и т.д. Как вы думаете, для чего нужны цифры на страницах? (ответы детей). В конце книги есть содержание. Здесь перечислены названия всех рассказов, сказок или стихов, которые есть в книге и, самое главное, написано на какой это странице, чтобы можно было быстро найти то, что нам нужно. Давайте попробуем, какой вы хотите найти рассказ? (Работа с книгой).

- Содержание и цифры на страницах помогают нам бережно относиться к книге, не пачкать, не мять, листая её и ища что-то. А ещё, читая книгу надо пользоваться закладкой (показ), чтобы быстро находить место, на котором остановились.

- Существует очень много книг. Есть энциклопедии, словари, справочники (показ). Книги есть в детском саду, и у каждого дома и мы их бережно храним на полках – и такие полки называются…(книжные полки), и в шкафах – они называются…(книжные шкафы). Но все книги невозможно хранить дома, для этого существуют…(библиотеки) - показ картинок. Давайте все вместе повторим это слово: «Биб-ли-о-те-ка» Здесь собрано очень много книг и работают библиотекари. Библиотекарь – это очень интересная профессия, эти люди знают много книг и помогают найти нужную. Посетители приходят, берут книги домой, а иногда остаются поработать с книгой в читальном зале. Вы хотите поиграть в читальный зал?

- Ой, ребята, вы слышите, кто-то тихонечко что-то шепчет? Да это волшебная книга сказок. Она хочет вам что-то сказать… ах, вот в чём дело, она говорит, что её брали читать мальчик и девочка, она просит вас подумать и сказать, кого она больше полюбила?

Сначала я вам расскажу, как обращалась с книгой девочка:

- Слюнявила пальцы, когда переворачивала страницы,

- Часто роняла книгу на пол,

- ела во время чтения и пачкала книгу,

- загибала листы,

- однажды забыла книгу на лавочке в парке.

А мальчик:

- подклеивал обложку и страницы книги,

- Хранил её на книжной полке,

- Аккуратно листал страницы,

- Не ел во время чтения.

- Никогда не терял книгу.

-Ребята, как вы думаете, кого книга полюбила? (Почему?)

- Молодцы, конечно, вы правы, а знаете ли вы, как вести себя в библиотеке? (ответы детей). Правильно, вы готовы идти в библиотеку!

 

Игра «В библиотеке»

- Давайте поиграем, я - библиотекарь (логопед надевает платок), а вы -посетители, подходите к стеллажу, выбирайте книги, и подходите ко мне, не забывайте о правилах поведения. (Логопед выдаёт книги, вкладывая карточки в формуляры).

- Проходите к столам, рассмотрите обложки, откройте книги, полистайте.

Обращайтесь с книгой аккуратно, бережно (листая, не мните страницы).

- У всех одинаковые книги? (Нет).

- Давайте поиграем в игру “Наоборот”

- Книги бывают большие, и наоборот - …(маленькие) ;

- Толстые – тонкие;

- Тяжёлые – лёгкие;

-Весёлые – грустные и т.д.

 

Словообразование (образование относительных прилагательных)

- Посмотрите, на какие фигуры похожи ваши книги?

- У кого похожа на квадрат? Значит у тебя какая книга? - (квадратная) и т.д.

 

- Бывают книги в форме разных предметов, и даже с глазками (показ).

(употребление порядковых числительных)

- А теперь откройте 3-ю страницу, а какая следующая?

- А теперь откройте 6-ю страницу, а какая предыдущая?

- Откройте страницу между 5-ой и 7-ой.

Закрепление графического образа изученных букв

- Все книги разные, но все они нужны для того, чтобы читать и узнавать что-то новое. А чтобы читать, надо знать буквы. Давайте вспомним их.

(Хором читаем по ленте букв)

- Найдите на 6-ой странице букву А, поставьте пальчик под ней, вспомните слово на звук [а], а теперь У, И и т.д.

- Закройте книги, положите на край стола, вы потом сможете ещё поиграть.

Игра «Посчитай» (согласование существительных с числительными)

- А теперь подружите мои слова с цифрами 1, 2, 5.

- Одна книга, две книги, пять книг и т.д. (буква, рисунок, название).

Работа с предложением

- Мы называли отдельные слова, а если слова подружатся и расскажут нам что-то, то это уже предложение. (На доске схема предложения).

Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.

- Доскажите словечко в моём предложении:

- Катя прочитала …(книгу).

- Художник нарисовал …(иллюстрацию).

- А теперь сами придумайте предложение о книге по этой схеме. (Дети сочинили сказку).

- Ребята, как вы думаете, книги такими были всегда? Нет, а вы хотите узнать, как появились первые книги. Тогда приготовьтесь к путешествию во времени, в далёкое прошлое.

Подходите ко мне, приготовьтесь начать отсчёт времени назад.

Физминутка: 5, 4, 3, 2,1

Здесь стою я не один

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим,

И рывки мы выполняем.

Мы колени поднимаем,

И на месте мы шагаем.

А потом мы приседаем -

Это важно, сами знаем.

А сейчас остановились,

В далёком прошлом очутились.

Садитесь на банкетки и приготовьтесь слушать. (Дети смотрят слайды на экране и слушают комментарии).

История создания печатной книги

Давным-давно, в древности, люди не умели писать и, чтобы другим людям что-то сообщить, они рисовали на скалах, на камнях. Эти сообщения сохранились до наших времён – вот они…(показ иллюстраций). Потом люди придумали буквы и могли писать слова, но тогда ещё не было бумаги, и люди писали на папирусе и на шкурах убитых животных. Потом люди научились делать бумагу и тогда книги стали рукописными, т.е. их стали писать от руки. Но чтобы переписать целую книгу, нужно очень много времени: несколько месяцев, а иногда и лет. Книги были настолько редкими и дорогими, что их приковывали цепями. (Как вы думаете для чего?) И вот тогда люди изобрели книгопечатанье (печатный станок) и стали печатать книги. В Москве, рядом с Кремлём, начали строить Печатный двор. Руководил строительством Иван Фёдоров, он же придумал и печатный станок и сам вырезал из дерева литеры – так назывались буквы.

Чтобы отпечатать книгу, надо сначала сделать буквы, сложить их так, чтобы получились слова, провести по ним краской и прижать к ним листок бумаги. Первую книгу печатали 1 год. Когда книга была готова, сам царь со своей свитой приехал в типографию (туда, где печатали книгу) и взял в руки 1-ю книгу, как самый драгоценный дар, и все с удивлением смотрели на напечатанное, никем ранее не виданное чудо.

Иван Фёдоров и все его помощники делали очень доброе дело. (Почему? С помощью книг дети учились, становились умнее, а Русь - мощнее).

Сейчас в Москве на этом месте стоит памятник человеку, напечатавшему 1-ю книгу на Руси. Его так и называют первопечатник Иван Фёдоров.

Со времён появления книг на Руси, люди очень почитают и любят их и придумали много пословиц про книги, вот послушайте:

- Кто много читает, тот много знает.

- Испокон века книга растит человека.

- Книга мала, да ума придала.

- О чём все эти пословицы? (Книга учит, даёт новые знания)

- Давайте выучим одну пословицу. (Дети повторяют)

А вы бы хотели сами напечатать слова, как книгопечатники. Тогда отправляемся в типографию, там нас ждёт мастер книгопечатания (воспитатель в рабочем костюме). По дороге нам нужно хорошенько подготовиться. Подходите к коврикам и садитесь. (На ковре разложены массажные коврики по числу детей). Дети садятся на колени и выполняют

пальчиковую гимнастику:

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки,

И катались по траве

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались – устали.

Мимо змеи проползали,

С добрым утром им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать и в тетрадочках писать.

Букву И и букву О

Знаем мы с тобой давно,

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А.

А последней букву Ы

Написали дружно мы.

Всё, тетрадочки убрали

И обедать побежали.

(Крупенчук О.И.)

Продуктивная деятельность

Затем дети подходят к воспитателю и печатают слова по образцу (дым, кот, мак и т.д). (Наносят гуашь на пластиковые буквы, обмакивая их в краску, а затем прикладывают буквы к листочкам, на которых остаются отпечатки) Получившиеся слова дети помещают на доску и читают.

 

- Ребята, что нового вы узнали на занятии? (ответы детей)

- Мы хотим подарить вам закладки, вы помните, для чего они нужны? (ответы детей).

- Спасибо, до новых встреч!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.