Интегрированный урок литертуры и технологии на тему «Весенние мотивы» (4 класс)

5
0
Материал опубликован 1 October 2016 в группе

Интегрированный урок 

 

Тема: «Весенние мотивы»

Класс: 4

Цель урока:  обобщение  представлений о весеннем времени года через полученные раннее знания.

Задачи:

- формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения;

- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

- показать связь изучаемых предметов с жизнью;

- обогащать и расширять словарный запас;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- воспитывать эстетический вкус детей;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;

 

Предметные результаты:

Каждый ученик демонстрирует знание признаков весны;

Каждый ученик демонстрирует понимание взаимосвязей между явлениями природы происходящими весной

 

Метапредметные  результаты:

Познавательные УУД:

Умение устанавливать логическую причинно- следственную последовательность  событий, происходящих весной;

Умение поиска и работы с информацией;

Формирование действий сравнения, подведение под понятие, классификация объектов живой и неживой природы на основе известных характерных свойств;

 

Регулятивные УУД:

Развитие планируемой функции речи;

 

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, проявление инициативы в поиске и сборе информации;

формирование навыков управления поведением партнёра;

Умение  с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли;

Расширение словарного запаса, активизация словаря

 

Ход урока

1.   Организационный момент.

 Краткое вступительное слово учителя по теме и цели  урока.

-  Ребята,  сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения, окружающего мира  и технологии.

Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах.

 

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

Весна – природа пробуждается. Как понимаете это высказывание? Что скажите?

- Назовите весенние месяцы  (март, апрель, май)

- Что вы знаете о весенних месяцах?

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

- Давайте прочитаем письмо, которое нам отправила Весна.

- Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

- как будем помогать Зайчатам?

 

3. Совместная  работа  в парах и группах над поставленной задачей

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах)

 

Карточка № 1.

Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                    Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                        Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                       Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

 

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) На доске появляется запись.

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

 - Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины ; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

 - Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими  прилетают жаворонки.

 А вот синицы в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. 

Одними из  последних прилетают ласточки и стрижи.

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким  образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

 

Работа в группах

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).

 

Карточка № 2.

Восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (задание на дом).

 

 Карточка № 3.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.
  2. Весенние месяцы – это_______________.
  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
  4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  5. Какая особенность раннецветущих растений?
  6. Охрана раннецветущих растений.
  7. Какие птицы прилетают к нам весной?
  8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  9. Какую пользу приносят птицы?
  10. Забота о птицах весной.

 

Практическая часть урока

Весна являлась очень непростым временем года для людей, связанных с сельским хозяйством, ведь весной ведутся основные и очень тяжёлые работы, закладывается фундамент осеннего благополучия, отсюда и большое число фольклорных  взаимосвязей между понятиями «весна» и «труд», «весна» и «достаток».Но, несмотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя потешки о весне, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также прилежно записывая весенние приметы.

 

5. Работа в группах по составлению сборников  о весне (2 урок – технология + изо)

6. Презентация своей работы в группах. Рефлексия.

 

Карточка № 1.

Задание: зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                      Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                      Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                           Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                           Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

 

Карточка № 1.

Задание: зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                      Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                      Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                            Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                           Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

 

Карточка № 1.

Задание: зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                      Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                      Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                           Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                           Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

 

Карточка № 2.

Задание: восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

 

Карточка № 1.

 

Задание: зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                      Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                      Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                           Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                           Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

 

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

 

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

 

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

 

Карточка № 3.

1.     Весна приходит к нам сразу после ________.

2.     Весенние месяцы – это_______________.

3.     Весну можно узнать по таким признакам_______,

4.     Какие раннецветущие растения появляются весной?

5.     Какая особенность раннецветущих растений?

6.     Охрана раннецветущих растений.

7.     Какие птицы прилетают к нам весной?

8.     Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

9.     Какую пользу приносят птицы?

10.   Забота о птицах весной.

 

Карточка № 3.

1.     Весна приходит к нам сразу после ________.

2.     Весенние месяцы – это_______________.

3.     Весну можно узнать по таким признакам_______,

4.     Какие раннецветущие растения появляются весной?

5.     Какая особенность раннецветущих растений?

6.     Охрана раннецветущих растений.

7.     Какие птицы прилетают к нам весной?

8.     Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

9.     Какую пользу приносят птицы?

10.   Забота о птицах весной.

 

Карточка № 3.

1.     Весна приходит к нам сразу после ________.

2.     Весенние месяцы – это_______________.

3.     Весну можно узнать по таким признакам_______,

4.     Какие раннецветущие растения появляются весной?

5.     Какая особенность раннецветущих растений?

6.     Охрана раннецветущих растений.

7.     Какие птицы прилетают к нам весной?

8.     Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

9.     Какую пользу приносят птицы?

10.    Забота о птицах весной.

Комментарии
Комментариев пока нет.