Интегрированный урок по геометрии и физической культуре «Геометрия в движении» (8 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Ясеновская школа №2
им.Д.В.Лазутина»ф
Интегрированный урок «Геометрия в движении»
Тема урока: Геометрия в движении
Класс: 8А
Учитель: Тенякова В.В.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Вид урока: Интегрированный геометрия + физическая культура.
Форма урока: Весёлые старты.
Цели и задачи урока:
1. Повторить основные понятия, свойства, теоремы, изученные в 8 классах.
2. Развивать физические качества (быстроту, ловкость, выносливость).
Девиз урока: «В здоровом теле – здоровый дух»
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Ход урока.
Орг. Момент. Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Урок геометрии и физической культуры.
Тема урока: “Геометрия физической культуры”. У вас при себе нет учебников, тетрадей – поэтому каждый из вас получит достоверный результат о качестве геометрических знаний. Девиз нашего урока: «В здоровом теле – здоровый дух»
Формулировка темы урока (разгадывание кроссворда)
По вертикали:
1.Древнегреческий ученый, доказавший одну из самых известных теорем геометрии, которая названа в его честь. (Пифагор)
2.Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. (Угол)
3.Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла. (Гипотенуза)
4. Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб)
5.Как называются треугольники, у которых соответственные углы равны, а стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника . (Подобные)
6.Геометрическая фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков попарно соединяющих эти точки. (Треугольник)
По горизонтали:
7. Командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. (Футбол).
Учитель: итак, тема нашего урока сегодня «Геометрия в движении»
Определение целей урока: Опираясь на ключевые слова, поставьте перед собой цели, которые вы должны будете достичь сегодня на уроке.
Повторить….. определения, понятия, формулы.
Совершенствовать … навыки решения задачи по геометрии и на их основе . развивать физические качества (быстроту, ловкость, выносливость).
Развивать ….. математические способности, координацию, ловкость, быстрота принятия решения в игровой ситуации
Итак, сегодня мы будем решать задачи по геометрии и развивать двигательную активность. За каждое правильно выполненное задание по геометрии команда может получить 1 балл. Также будет оцениваться и ваша двигательная активность, победитель в эстафете получает 1 балл.
Проведение эстафет:
Учитель:
- Мы разделились на 2 команды. Ваша задача успешно выполнять задания как по физкультуре, так и по геометрии.
- Для каждой команды задания одинаковые. После выполнения геометрических заданий собираются листки с ответами и по готовым ответам выполняется быстрая проверка. Результаты каждой команды по двум предметам сразу фиксируются на переносной доске.
Эстафета 1. (индивидуальная + командная)
Задание по физической культуре: «Самый быстрый»
Прыжки в парах (взявшись за руки) на двух ногах, с зажатым мячом между колен. Назад быстрым бегом.
Задание по геометрии: Заполнить таблицу.
№ вопроса |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Сформулируйте теорему Пифагора. |
В прямоугольном треугольнике, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. |
2. |
Какой треугольник называется прямоугольным |
Треугольник, один из углов которого равен 90°, называется прямоугольным |
3. |
Какая геометрическая фигура называется кругом и как найти его площадь? |
Кругом называется часть плоскости, ограниченная окружностью. Площадь круга равна произведению числа Пи на радиус возведённый в квадрат |
4. |
Сформулируйте признаки подобия треугольников |
1 признак: если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. 2 признак: если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, образованные этими сторонами, равны то такие треугольники подобны. 3 признак: если стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны. |
5. |
Дайте определение синуса, косинуса и тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике |
Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе. Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к гипотенузе. Тангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету
|
6. |
Дополни определение « Площадь прямоугольника равна.. |
… произведению его длины на ширину» |
Эстафета 2. (индивидуальная)
Задание по физической культуре: «Прыжок на одной ноге»
Участники прыгают на правой ноге в одну сторону, выполняют задание по геометрии, берут его с собой и возвращаются, прыгая на левой ноге.
Задание по геометрии: Решите задачу. Найдите неизвестный элемент в треугольниках, изображенных на рисунках.
Эстафета 3. (парная)
Задание по физической культуре: «Быстрый и ловкий».
Первый участник катит вперёд обруч, а следующий пролезает в него с разных сторон (как нитка за иглой). Назад быстрым бегом.
Задание по геометрии: Реши задачу. Запиши ответ.
1Найди высоту сосны, если расстояние от наблюдателя до основания дерева равно 8 м
2.Найди длину наклонного желоба на строительной площадке, образующей с горизонтом угол 45°, а расстояние между основанием желоба и основанием здания 10 м
Эстафета 4. (командная).
Задание по физической культуре: «Кто быстрее прыгнет».
Участники бегут к обручу, в котором лежит скакалка. Прыгают 10 раз. Назад быстрым бегом.
Задание по геометрии: Определите площадь футбольных ворот в нашем зале, если известно, что их длина – 4 м, а высота – 2,5 м. Найдите длину диагонали ворот.
Решение:
S = 4 x 2, 5 = 10 м²
По т. Пифагора: d² = 16 + 6,25 = 22,25
d=4,7 м
Ответ: d=4,7 м
Эстафета 5. (командная).
Задание по физической культуре: «Бег через скакалку»
Команды строятся перед стартовой линией. На лицевой линии перед командами стоят ограничительные стойки. В руках у первых участниц скакалки. По команде первые участниц выполняют бег через скакалку туда и обратно, оббегая ограничительную стойку. Скакалка передаётся за стартовой линией. Нельзя бежать со скакалкой в руках; на каждый второй шаг происходит прыжок через скакалку; за каждое нарушение начисляется 1сек штрафа.
Задание по геометрии: Определите площадь центрального круга на футбольном поле, если известно, что его радиус равен 1,5 м.
Решение:
S = ПR²
S = 3,14 *2,25 = 7,065 м²
Ответ: 7,065 м²
Эстафета 6. (командная).
Задание по физической культуре: «Оббеги и прокати»
Участники команды располагаются в затылок друг другу, ноги врозь. По сигналу, первый игрок ведет мяч до ориентира, обводит его, возвращается к своей команде и делает передачу мяча между ногами у всей команды последнему участнику. Тот выполняет тоже, что и первый игрок.
Задание по геометрии: Рассмотрите размётку на футбольном поле. Определите, чему равна площадь вратарской зоны, если ее радиус 4 м.
Решение:
S = П R²
S/2 = (П R²)/2 = (3,14 * 16) : 2 = 3,14 x 8 = 25, 12 м² .
Ответ: 25,12 м² .
Эстафета 7. (командная).
Задание по физической культуре: «Парное ведение»
Участники команды встают парами и кладут руки на плечи друг другу. Каждая пара, выполняя передачи ногами друг другу, доводят мяч до ориентира, обводят его, возвращаются к команде и передают эстафету следующей паре. Побеждает команда первой выполнившая задание.
Задание по геометрии: Какова длина диагонали поля для мини-футбола, если его длина 22 м, а ширина 12 м.
Решение:
По теореме Пифагора: 22² + 12² = 484 + 144= 628
d = 25, 1 м.
Ответ: 25,1 м.
Эстафета 8. (командная).
Задание по физической культуре: «Мяч капитану»
Капитан стоит лицом к команде на расстоянии 5 – 10 метров от команды. Все участники поочередно делают пас ногой своему капитану, тот ловит мяч и возвращает его обратно. Игрок, сделавший передачу, становится в конец колонны. Побеждает команда первой выполнившая задание.
Задание по геометрии: футбольный мяч находится в точке А футбольного поля на расстоянии 9,2 м от стойки В. Найдите расстояние от мяча до стойки С и величину угла попадания в ворота, если длина ворот 4 м.
Решение:
По теореме Пифагора: АС² = ВС² + АВ²
АС² = 84,64 + 16 = 100,64
АС = 10 м
sinА = 0,4
угол А = 24°
Ответ: 10 м, 24°
Эстафета 9. (командная).
Задание по физической культуре: «Меткий удар»
Капитан команды располагается с обручем на расстоянии 5 – 10 метров от своей команды. Первый игрок по сигналу стартует, бежит до точки удара, делает удар по мячу (он должен попасть в обруч, который держит капитан команды) и независимо от результата, подбирает мяч и возвращает его на точку удара. Побеждает команда, выполнившая наибольшее количество точных ударов.
Задание по геометрии: Сколько волейбольных площадок размером 9 м х 18 м может поместиться на площадке мини-футбола размером 22 м х 12 м?
Решение:
S ф = 22 x 12 = 264 м²
S в = 9 x 18 = 162 м²
Sф/(S в) = 264 : 162 = 1,6
Ответ: 1,6 раз
Подведение итогов: побеждает команда набравшая большее количество баллов.
(Подсчитывается количество баллов, выбирается команда победителей.)
Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель физической культуры:
Вы сегодня все хорошо потрудились, показали высокую физическую активность, поэтому все получают отметку «5».
Учитель математики:
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, показали хорошие знания по геометрии. Я проанализирую ваши маршрутные листы, на которых написаны фамилии членов команд, ваши ответы на теоретические вопросы, решения задач и на следующем уроке сообщу оценки.
Домашнее задание
Учитель физической культуры: совершенствование комплекса.
Учитель математики:
Домашнее задание творческое: Придумать комиксы на тему «Геометрия в спорте». Для оформления можно использовать компьютер или выполнить «от руки».