12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2193
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
4

Интегрированный урок краеведения, литературы и музыки "Дмитрий Садовников «Из-за острова на стрежень».Фольклорная основа песни".

         В современных условиях существования средней школы преподавание любого предмета невозможно только в рамках традиционного обучения. Требования к современному уроку предполагают использование методов, активизирующих познавательную деятельность и самостоятельность, частично-поисковых и исследовательских методов, и сочетание фронтальных форм организации познавательной деятельности с групповыми и парными, и дифференцированный подход. Среди различных путей совершенствования обучения через содержание учебного материала (СУМ) немаловажное место занимает умение устанавливать межпредметные связи и интегрирование знаний. Таким образом, одно из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания.

Слово «интеграция» восходит к латинскому слову integer –(целый) - и переводится как «восстановление, восполнение». Одно из его значений, которое приводится в Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации». Интеграция – это объединение в целое частей, элементов.

Интегрированный урок может вести один учитель. Второй помогает в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в отборе материала. Он может присутствовать, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, активизируя тем самым представления школьников о взаимосвязи учебных дисциплин. Роль педагогов разная в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии или поочередно, оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.

При интегрированном преподавании учителя «делят» между собой не только материал, но и приемы, методы, которые дополняют друг друга и помогают найти наиболее подходящие формы объяснения и закрепления материала, освоения новых умений и навыков.

Наиболее наглядно интеграция проявляется, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятий. Требуется согласованность всех этапов и эпизодов урока, хорошее взаимопонимание педагогов. Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности, развивающих приемов обучения. Таким образом, интеграция – это школа сотрудничества и взаимодействия для учителей, учеников и даже родителей.

Уроки литературы представляют собой широкое поле для интеграции не только с русским языком, но и с историей, иностранными языками, предметами эстетического цикла.

Я считаю, одно из наиболее перспективных направлений интеграции литературы именно с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, МХК. Ведь литература как один из видов искусства имеет тесное соприкосновение с другими видами искусства: музыкой, живописью, кино, театром. Их объединяет образность как отличительная особенность искусства. Все они рисуют картину жизни, проникнутую чувствами, мыслями, переживаниями автора, только рисуют эту картину разными средствами. У них может быть одна историческая, фольклорная или литературная основа.



                                      t1665843992aa.gif


Дмитрий Садовников «Из-за острова на стрежень».

Фольклорная основа песни.






                                                                  Из опыта работы

                                                                 учителя русского языка и литературы

                                                                 МОУ СОШ №1 р.п. Новоспасское

                                                                 Ульяновской области

                                                                 Табаковой Людмилы Петровны




                                                             2022 год


                                                                     Паспорт урока.


Предмет: литература, музыка

Тема: Дмитрий Садовников « Из-за острова на стрежень». Фольклорная основа песни.


Цели урока:

Образовательная: познакомить с творчеством поэта-симбирянина и фольклориста Дмитрия Садовникова;

Развивающая: продолжить формирование музыкальных способностей;

Воспитательная: воспитывать чувство гордости и уважения к поэтическому наследию Симбирского края.


Задачи урока:

В результате урока учащиеся должны

на базовом уровне

- иметь представление о Д.Садовникове – поэте, фольклористе,

авторе песен о Стеньке Разине; знать историю создания песни;

- понимать фольклорную основу песни «Из-за острова на стрежень»;

- уметь исполнять песню под музыку.

На творческом уровне

- знать творческую биографию Д.Садовникова;

- понимать особенности языка и стиля Д.Садовникова,

музыкальный строй песни ;

- уметь передавать интонацией чувства народа в песне.


Тип урока: интегрированный урок внеклассного чтения и музыки,

изучение нового материала

Основной дидактический метод: словесный (рассказ, беседа);

Частные методы: наглядный - демонстрация, практический – исполнение песни.


Оборудование:

- портрет Дмитрия Садовникова;

- грамзапись песни «Из-за острова на стрежень»,

- размноженный текст песни.


Пояснительная записка.


Урок представляет собой один из 3-х уроков регионального компонента в 8 классе. Учебная программа предполагает знакомство с творчеством Садовникова-фольклориста и циклом его песен о Степане Разине, в том числе песнями «Атаман и есаул», «Стенькина Шуба» «Суд», «Из-за острова на стрежень». Перед учителями литературы и музыки стоит задача - познакомить с фольклорной основой образа Степана Разина. Кроме того, учитель литературы должен дать представление о языке и стиле поэзии Дмитрия Садовникова, а учитель музыки познакомить с музыкальным строем песни и разучить ее.

Этот урок - первый в системе уроков по Дмитрию Садовникову. Он проводился в III четверти в конце темы «Литература XIX века» после изучения творчества Л. Толстого, перед темой «Из литературы XX века».

Подготовка учителя литературы; выставка книг, стихов Дмитрия Садовникова, подготовка выступающих (в сильном классе).

Подготовка учителя музыки; размножение текста песни, грамзапись песни, подбор нот.

Последующие два урока предполагают знакомство с другими песнями Дмитрия Садовникова о Степане Разине и углубленную работу над языком и стилем поэзии Дмитрия Садовникова.


План урока



1.Организационный момент. Создание положительного настроя на урок. Стихотворение Д.Садовникова.

2.Знакомство сбиографией Д.Садовникова.

3.История создания песни «Из-за острова на стрежень».

4.Работа над текстом песни.

5.Разучивание песни с учителем музыки.

6.Домашнее задание по музыке и литературе.


Ход урока


Учитель литературы

К Волге.

Тебе несу стихи, река моя родная,-

Они навеяны и созданы тобой –

Мелькали предо мной, окраскою сверкая,

Как рыбки вольные сверкают чешуёй.

Простор песков твоих, лесов живые краски,

Разливы вешние ликующей воды

И тёмных Жигулей предания и сказки

На них оставили заметные следы.

Я вырос близ тебя среди твоей природы,

На берегах твоих я речь свою ковал

В затишье вечеров и в шуме непогоды,

Когда, сердитая, ты разгоняла вал...

И я не позабыл, живя с тобой в разлуке,

Разбега мощного твоей живой волны

И вот несу тебе мятежных песен звуки,

Ты навела их, тобой они полны.

Эти проникновенные строки принадлежат перу прекрасного русского поэта, нашего земляка - Дмитрия Николаевича Садовникова.

Но он известен не только как поэт, им собраны и изданы десятки сказок и преданий. Его книга «Сказки и предания Самарского края» уже в середине XIX века была признана одним из лучших сборников сказок России.

А сейчас попробуем мысленно перенестись на полтора века назад. Симбирск был тогда центром одной из крупных российских губерний. Семья бедного дворянина, зарабатывающего учительским трудом.


Сведения о детстве Дмитрия Садовникова малы. В основном, то, что мы знаем, собрано Аполлоном Коринфским, который беседовал с теми, кто знал поэта. Вот что ему удалось установить.

Садовников рос тихим, болезненным ребенком, но очень развитым; рано начал говорить, в 5 лет - читать в 8 лет сочинял стихи. На десятом году написал самостоятельную исследовательскую работу на основе прочитанного «Жаркие страны». Мать умерла рано, отец работал в дворянских семьях домашним учителем. Одно время - в селе Репьевка Сызранского уезда у Бестужевых Петра Александровича и Прасковьи Михайловны (сестры Языкова Н.М.)

До шести лет Дмитрий жил в Симбирске у тетки и бабушки. Затем отец взял его с собой в дворянскую семью, решил готовить его в университет, занимался с ним словесностью, историей, французским и немецким языком, мечтал о

поездке за границу. По мечтам не довелось сбыться, в 1861 году отец скоропостижно скончался. Тетя поместила Дмитрия в Симбирскую мужскую гимназию, в 1867 году он перебрался в Москву, где собирался быть домашним

учителем и учиться в университете. Случай свел его с состоятельным москвичом, который хотел посетить Персию и искал грамотного спутника, владевшего иностранными языками и взявшего Дмитрия Садовникова с собой. Дмитрий Николаевич занимался переводами иностранных поэтов. Будучи домашним учителем истории и географии, познакомился в селе Новиковка Ставропольского уезда Самарской губернии со своей будущей женой Варварой Ивановной Лазаревой. В 1871 году женился и переехал в Москву.

«Жизнь была для него злою мачехой», - писал Коринфский, - Выросши сиротою, женился по любви и через шесть лет остался вдовцом с тремя детьми». Борьба за существование подтолкнула его уехать от детей, оставив их на попечение воспитательницы, приезжал каждый год к детям из Петербурга.

Но было в его жизни увлечение, которое скрашивало безрадостную жизнь. Садовников увлекался фольклором, собирал сказки, предания, легенды, изучал народные песни, былины, в том числе и о Стеньке Разине.


Подготовленные ученики читают короткие статьи - «Извлечения из собрания исторических преданий, записанных в Симбирской губернии Дмитрием Садовниковым: «Про Пряничную гору», «Как Разин в крест стрелял», «Как разинцы Симбирск брали», «Как мужик клад нашел».

Подлинную славу Садовникову принесли баллады и поэмы на исторические темы и прежде всего посвященные Степану Разину. Почти вся история Степана Разина отразилась в его стихах, многие из которых сопровождались пояснением; «Волжское предание», «Жигулевское предание», «Народное предание», «Народная сказка».

Первая публикация как собирателя фольклора состоялась в 1872 году в журнале «беседа»- очерк «Жигули и Усолье на Волге», затем «Загадки русского народа». «Сказки и предания Самарского края « были опубликованы в 1984 году после смерти поэта и включали 183 текста, объединенных темами: «Про клады», «Про леших и водяных» и другие.


Учитель музыки.

Сегодня мы познакомимся с самым знаменитым стихотворением Садовникова о Степане Разине, которое стало песней и даже считается народной песней; «Из-за острова на стрежень...». Прослушайте грамзапись и подумайте, что сближает эту песню с народной?. (Протяжность, сюжет, повторы, народные выражения).

Учитель литературы.

Я познакомлю вас с историей создания этой песни.

Весной 1880 года, накануне торжеств, связанных с открытием в Москве памятника А.С.Пушкину, Садовников в письме к поэту Якову Полонскому из Симбирска в Петербург заметил, что «Песни о Стеньке, набросанный Пушкиным, пропали в III отделении». Писал, что он сам, поглощен мыслью написать целый ряд, или вернее, цикл песен о Степане Разине. «Три песни готовы: две первые в чисто народном духе и народным складом, третья – в культурной отделке... Задумано всех песен до десятка. В общем, они составляют целую связанную эпопею о знаменитом атамане». Эти три песни были напечатаны в 1881 году.

Во время историко-этнографических путешествий по Самарской Луке Дмитрию Садовникову доводилось слышать различные варианты сказаний об атамане и его отношениях с женщинами. Этот сюжет о Разине и княжне-пленнице-персиянке был тогда в моде. Его использовали художники, скульпторы. Дмитрий Садовников дал свою интерпретацию этого предания, создал такую песню о могучем атамане волжской вольницы, которую спустя столетие, поют как народную песню.

Учитель музыки.

Этому способствовал писатель-бард Степан Скиталец, который исполнил ее на литературном вечере под гусли. К сожалению, неизвестен автор музыки. Наверное, и это делает песню народной. Есть народные переделки. Некоторые считают, что если бы Дмитрий Садовников не написал ничего другого, кроме этой песни, он уже этим снискал себе широкую известность.

Прослушайте музыку к песне, какая она по тональности (Ребята отмечают, что ее нельзя называть только грустной или веселой, она вначале спокойная, есть грозные ноты, есть насмешливые).

Первые три куплета поют все вместе, затем по куплету по рядам, по очереди, последние два все вместе.

Учитель отмечает, у кого получается дружней, лучше.

Учитель литературы.

-Какие слова непонятны? (челны, зазорно, помин, стрежень)

-Каким предстал перед нами Стенька Разин в этой песне?

-Ваше отношение к поступку атамана?

-Зачем он так поступил?

-Как называется в песне Волга?

-Какие строчки больше всего запомнились?

Учитель музыки.

Вызывает к доске желающих, исполняют первые 4 куплета.

Домашнее задание.

По музыке: разучить песню;

По литературе: восстановить по записям в тетради историю создания песни, уметь рассказать о Дмитрии Садовникове.


ПЕСНЯ

Из-за острова на стрежень.

На простор речной волны.

t1665843992ac.png

Выплывают расписные

Стеньки Разина челны.

На переднем Стенька Разин.

Обнявшись с своей княжной.

Свадьбу новую справляет-

И веселый и хмельной.

А княжна, склонивши очи,

Ни жива и ни мертва,

Робко слушает хмельные,

Неразумные слова.

«Ничего не пожалею!

Буйну голову отдам!»-

Раздается по окрестным

Берегам и островам.

«Ишь ты, братцы, атаман-то

Нас на бабу променял!

Ночку с нею провозился-

Сам на утро бабой стал...

Ошалел «Насмешки, шепот

Слышит пьяный атаман

Персиянки полоненной

Крепче обнял полный стан.

Гневно кровью налилися

Атамановы глаза.

Брови черные нависли,

Собирается гроза...

«Эх, кормилица родная,

Волга, матушка-река!

t1665843992ad.png

Не видала ты подарков

От донского казака!...

Чтобы не было зазорно

Перед вольными людьми,

Перед вольною рекою-

На, кормилица, возьми!»

Мощным взмахом поднимает

Полоненную княжну.

И не глядя, прочь кидает

В набежавшую волну.

«Что затихли, удалые.

Эй ты, Федька, черт пляжи

Грянь, ребята, хоровую

За помин ее души.


Список литературы


1.Антонова Е.С. Инновационная система интеграции русского

языка и литературы // Народное образование, 2003 № 4.

2.Беленький Г.И. Интеграция? //Литература в школе, 1998 № 8.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии

обучения.- М. Издательство института профессионального

образования МО РФ , 1995.

4.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе

//Литература в школе, 1996 № 5.

5.Кириллова Г. Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания

предметов эстетического цикла //Искусство в школе, 2000 №3.

6. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 10-11

класс. Курс для учителя под ред. Малюшкина А.Б.- М.

Творческий центр, 2003.

7..Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы

//Литература в школе, 1996 № 5.













10


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.