12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Храпова Ирина Анатольевна112

 Урок литературы в 8 классе разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Кораблинская СШ им. Героя РФ И. В. Сарычева» Храпова И. А.

Тема: Военной песни негасимый свет.

Цели: 1) познакомить учащихся с поэтом Е. Винокуровым и его песней «Москвичи»; подготовить его восприятие;

2) постараться создать волнующую атмосферу при работе с этими стихами с помощью музыки;

3) помочь почувствовать близость к героям стихотворения.


 

Близкая сердцу солдатская песня

Тонкий смычок вырывала из рук.

И подхватили мы песню, запели,

И разомкнулась вокруг тишина.

Там, где шумели кудлатые ели,

Русская песня была слышна.

А. Фатьянов


 

Ход урока:

1.Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя (звучит мелодия песни «Синенький платочек», затем песня резко обрывается, включается документальная запись сообщения о начале войны)

Война началась 22 июня 1941 года. Это был мирный день, воскресенье. Накануне в школах кружились выпускники, мечтающие о большой взрослой жизни. До рассвета бродили по улицам тоненькие девушки в белых нарядных платьицах и немножко угловатые ребята. Они смеялись, пели, танцевали, объяснялись в любви и верили, что утро новой жизни будет удивительным.

Будет утром громкими вестями

Поднят мир. Мир будет сбит и смят!..

Поезда железными костями

По пустым просторам прогремят.

И, прощаясь, люди торопливо

На перронах будут руки жать.

Первый свист. И первый дым разрыва.

Первая зайдётся в плаче мать…

Так напишет Е. Винокуров в стихотворении «Июнь 1941».

Да, утро стало удивительным. Удивительным по жестокости и вероломству. Сотни немецких самолётов завыли над страной, сбрасывая на мирные города и сёла снаряды, сея смерть, перешли границы отборные части рейха, полилась кровь… Таким было утро новой жизни. Оно навсегда отобрало у вчерашних выпускников юность. К концу войны из тех, кто со школьной скамьи шагнул на фронт, осталось только 3%. Можно сказать, что почти весь выпуск 1941 года остался на полях Великой Отечественной…

Не удивительно, что во многих городах и сёлах нашей страны есть памятные знаки и доски, посвящённые выпускникам 1941 года, памятники им. Один из них находится на тихой улочке в центре Москвы.

-Какими мы видим этих мальчиков 1941 года?

- Что подчеркнул в их облике скульптор?

Мальчишки совсем юные, что передано в их тоненьких, стройных фигурках: кажется, они встали на носочки, подтянулись, чтобы выглядеть выше, взрослее. Но лица их серьёзны, даже строги. Над ними довлеет чувство долга и осознание ответственности за судьбу Родины, на защиту чести и достоинства которой они вышли без раздумий.

3. Работа по тексту стихотворения Е. Винокурова «Москвичи».

Поэт Евгений Винокуров лишь на год младше этих ребят: он родился в 1925-м, но разделил судьбу старших своих сверстников. Он рассказывает: «После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Войну окончил в Силезии, в городишке Обер-Глогау. Я рад, что на мою долю выпали настоящие трудности. О моём поколении нельзя сказать, что оно опоздало родиться».

Стихотворение «Москвичи» было напечатано в журнале «Новый мир» в 1955 году. «Прототипов в полном смысле этого слова у героев стихотворения не было. Но когда я его писал, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной…» - писал позднее Евгений Винокуров.

- Вслушаемся в строчки стихотворения «Москвичи», написанного Евгением Винокуровым (читает подготовленный ученик).

- О ком они?

В стихотворении речь идёт о молодых москвичах, отдавших жизнь за Родину.

- Что особенно пронзает, задевает в них?

Оно оставляет в душе чувство невосполнимой утраты, неполноты жизни без «Серёжки с Малой Бронной и Витьки с Моховой», горькой памяти о тех, кто не дожил до Победы.

- Какими вам представляются его герои?

Герои песни очень молоды, поэтому автор по-дружески называет их Серёжкой и Витькой. Так обычно называют друзей. Это обычные ребята. До фронта они, как и все, ходили в кино с девчонками-подружками, гуляли по набережной.

- Какие картины вы представляете, когда слушаете эти строки?

Тёмные пустые поля за Вислой сонной, тишина, одинокий зарождающийся месяц, такой же юный, как Серёжка и Витька.

- Почему не спится матерям?

Притихшая ночная Москва, уставшая после долгого трудного дня. Лишь в некоторых окнах горит свет, тревожно льётся на улицу. Это не спят матери юношей. Они продолжают ждать своих сыновей. А жизнь продолжается…

- Какие два главных образа помогают нам почувствовать несправедливость, неестественность смерти Серёжки и Витьки и невозможность смириться с этой смертью? С чем они связываются? Как развиваются в стихотворении-песне, из каких деталей складываются? Какой из них ведущий?

Это образы сна и бессонницы. Сон связывается со смертью, а бессонница – с памятью и жизнью.

- Почему свет лампы из их окон назван «воспалённым»?

Он почти никогда не гаснет, потому что нет покоя убитым горем матерям, не смиряются их сердца с потерей, и ночью и днём не сводят они глаз с карточек сыновей. Свет этой лампы пылает над Москвой, призывая и нас с вами не забывать не только о Серёжке и Витьке, но о и миллионах других, отдавших свои жизни, чтобы мы жили счастливо, чтобы мы не слышали разрывов бомб и снарядов, чтобы над нами светило лишь ласкокок солнышко и светило голубое небо.

Что же сильнее – сон смерти или память?

Сон смерти не даёт друзьям подняться. А на Родине героев, в Москве, торжествует память. И ночь здесь неподвижна. Она «шумит листвой», а небесный свод пылает, как вечный огонь над теми, кто не вернулся.

4. Слово учителя.

Стихотворение «Москвичи» прочел замечательный эстрадный певец Марк Бернес и принес к композитору Андрею Эшпаю.
Вспоминая историю создания песни, Андрей Яковлевич Эшпай рассказывал:
«Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы — рядом. На войну еще раньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале во время минометного обстрела. А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней… Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот свет лампы воспаленной в стихах Винокурова—казалось бы, очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта».

- Послушайте песню «Москвичи» в исполнении Марка Бернеса.

В чём лучше может человек высказать свою душу, излить своё горе, поделиться радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне? Испокон веков шла она с русским человеком бок о бок, вместе с ним праздновала свадьбы и рождения, объяснялась в любви и страдала от неразделённого чувства, в поте лица добывала хлеб насущный, кружилась в хороводе, на чужбине грустила по родной сторонушке, мёрзла у костров в дальнем походе, не сдавалась на милость врагу, защищала землю русскую и русскую честь.

- Понравилась ли Вам песня и исполнение? Чем?

- Как Вы думаете, почему композитор и певец ушли в ней от надрыва и горечи?

- Как Вы думаете, почему композитор избрал для песни ритм вальса?

Песня звучит лирично, мягко, задушевно. В ней нет надрыва, потому что «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» пали не зря: жизнь продолжается, живёт Москва, подрастают в ней новые поколения Серёжек и Витек, но не забыты и те, кто отдал жизнь за Родину.

Вальс напоминает о юности героев, о том, что они ушли на фронт со школьной скамьи, с выпускного вечера – и навсегда остались Серёжкой и Витькой – ребятами, отстоявшими мир на земле. Вальсовый ритм песни – это мелодия вечной памяти молодым героям.

5. Работа с эпиграфом.

- Как эпиграф нашего урока перекликается с темой?

6. Итог урока.

- О чём говорили на уроке?

- Что поняли? К какому выводу пришли?

- О чём заставило нас задуматься стихотворение? Судьба его героев?

Очень хочется верить, что этот рассказ запомнится вам своей искренностью, пронзительностью, но в то же время надеждой автора на то, что о подвиге миллионов никогда не забудут.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.