Интегрированный урок математика + информатика «Графический способ решения уравнений и систем уравнений. Работа в Excel» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 21 August 2019 в группе

Интегрированный урок. Математика + информатика. 9 класс, посвящённый экологии.

Тема урока:  « Графический способ решения уравнений и систем уравнений.»

"Работа в программном комплексе Excel».

Учитель математики: Норкина Л.Н. 

 Учитель информатики: Иванова Н.В.

Предмет: математика и информатика

Класс: 9

Дата проведения урока: 11 апреля 2017 года.

Тип урока: Комбинированный урок

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Функции и их графики» "Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам"

Задачи:

    Обучающие: 

-обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Функции и их графики»; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА;

-показать возможности использования программы Excel для решения задач по математике, закрепить понятие графической модели; совершенствовать навыки составления математических моделей;

    Развивающие:

развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать в группах; развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда; развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; развивать умение давать адекватную самооценку;

    Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,

воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Технологии:

    Информационно-коммуникационные технологии;

    Технология развития «критического мышления»;

    Обучение в сотрудничестве (работа в парах);

    Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).

Оборудование: 

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.

Ход урока

1 Организационный момент.

Учитель математики: Здравствуйте! Мы очень рады приветствовать всех на этом уроке. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках алгебры и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.

Учитель информатики: Добрый день, уважаемые гости, ребята, коллеги! Поскольку 2017 год объявлен годом экологии в России, то сегодня наш урок посвящён этой теме, поэтому все задания на уроке так или иначе будут связаны с экологией.

В основе нашего урока лежит презентация. Подведем итоги изучения программы Excel. На компьютерах вы будете выполнять практическую работу по построению графиков по заданным параметрам и выполнять тесты..

Учитель математики: Сегодня вспомним основные свойства функции, график функции . Повторим, обобщим и приведём в систему знания по данной теме.

На уроках алгебры и геометрии мы уже изучали понятие “функция”,

строили графики, решали системы линейных уравнений, составляли уравнения различных геометрических фигур. Все эти темы, так или иначе, связаны с понятием “функция”.

Начнём с устной работы. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают. Даём полный ответ ( как называется график, название функции) (два слайда)


Учитель информатики: 1. Назовите типы диаграмм (слайд 5)

2. Назовите адрес ячейки и ответьте на вопросы (слайды 6-15)

Учитель математики: Работа с графиком. Динамика изменения средних концентраций взвешенных веществ в г. Йошкар-Оле ( слайд 16)

Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха населенных мест используют ПДК – предельно-допустимые концентрации. 
На рисунке показано, как изменялась концентрация взвешенных веществ в Йошкар-Оле с июня по октябрь. По горизонтали указаны месяцы, по вертикали – масса в мг в 1м3.

1.В каком месяце концентрация взвешенных веществ была наибольшей? Наименьшей? Как вы думаете, с чем это связано?

2.Была ли концентрация взвешенных веществ выше допустимой нормы?

По сравнению с соседними регионами (Республика Татарстан, Республика Чувашия, Кировская и Нижегородская область), Республика Марий Эл характеризуется незначительным загрязнением воздушного бассейна, хотя сильно страдает от трансграничного переноса ингредиентов из соседних регионов.

А как обстоят дела с антропогенным загрязнением атмосферного воздуха в различных экономических районах нашей страны?

Учитель информатики: Проблема антропогенного загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации обострилась в 1960-1970 годы прошлого столетия. К началу 2000 года в воздушном бассейне более 200 городов России концентрации вредных веществ превышали установленные нормативы в 5 и более раз. Давайте посмотрим как обстоят дела с антропогенным загрязнением атмосферного воздуха в разных экономических районах нашей страны.

Задание 1 (слайд 17) Для этого откройте файл: Задание/9 класс/Экология/загрязнение атмосферы.xls и постройте круговую диаграмму.

Таким образом, видим, что состояние воздушного бассейна Волго-Вятского региона можно оценить как слабо загрязненное. Особенно неблагоприятная экологическая обстановка складывается в городах, где сосредоточены промышленные предприятия и имеется большое количество автотранспорта.


Учитель математики: Открываем тетради, записываем число 11.04., классная работа и тему урока « Решение экологических проблем средствами информатики и математики»

Учитель информатики: А теперь ребята посмотрим как можно применить знания работы на компьютере к решению математических задач. Следующее задание дифференцированное, те кто сидит за компьютерами - выполняют задание на ПК: Окружающая среда оказывает огромное влияние не только на человека, но и на всё живое вокруг. Вес этой взрослой особи может превышать 150 тонн, это самые длинные животные (приблизительно 30-35 метров в длину). Язык весит 4 тонны. 2000 литров воздуха вдыхает за 1 секунду.

Задание 2 (слайд 18-21) Постройте графики функций в одной координатной плоскости и узнайте о каком животном идёт речь:

Учитель информатики: Когда-то синие киты бороздили все океаны мира; и по предположениям, только в Антарктике их насчитывалось до 25000 этих существ. Однако, за последние годы безжалостный промысел оставил менее 1% от приведённой выше цифры. Все усатые киты, как вымирающий биологический вид, представляют огромную ценность и давно занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу России.

По словам учёных-биологов ежегодно с лица Земли исчезает около 30 000 видов живых организмов.

Учитель математики: А те, кто работает без ПК, выполняет задание по карточке (Вариант 1)

Вариант

Вариант 2

1.Постройте график функции

и определите, при каких значениях к прямая у=кх имеет с графиком ровно одну общую точку.

2. Постройте график функции

и определите, при каких значениях а прямая у=а имеет с графиком три общие точки.

1.Постройте график функции

и определите, при каких значениях к прямая у=кх имеет с графиком ровно одну общую точку.

2. Постройте график функции

и определите, при каких значениях а прямая у=а имеет с графиком три общие точки.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

1.Постройте график функции

и определите, при каких значениях а прямая у=а имеет с графиком ровно одну общую точку.

1.Постройте график функции

и определите, при каких значениях а прямая у=а имеет с графиком ровно одну общую точку.

2. Постройте график функции

и определите, при каких значениях к прямая у=кх имеет с графиком ровно одну общую точку.

2. Постройте график функции

и определите, при каких значениях к прямая у=кх имеет с графиком ровно одну общую точку.

3.Решить уравнение:

3.Решить уравнение:

А сейчас поменяйтесь местами, сядьте за компьютеры те, кто ещё не сидел за ПК.

Учитель информатики: В настоящее время информационные технологии уже являются причиной поступления 2% CO2 в атмосферу Земли, превысив выбросы углекислого газа всей авиационной отрасли. Ожидается, что к 2020 году на Интернет будет приходиться 20% всей эмиссии CO2. На пересылку спама ежегодно затрачивается 33 миллиардов кВт/ч электроэнергии, что сопровождается выбросом в атмосферу около 17 миллионов тонн углекислого газа (как три миллиона автомобилей). Такого количества затрачиваемой электроэнергии достаточно для электроснабжения 2,4 миллионов домов.

   Задание 3 (слайд 22) Ответьте на вопрос: « На сколько увеличивается ежегодно энергопотребление сети Интернет?», решив графически уравнение. (работают по вариантам: на ПК и в тетрадях)

Энергопотребление глобальной сети

Интернет растет ежегодно

на 15%

на 10%

на 19%

х=4

х=2

х= -2


Сравнивают ответы на местах, в парах. Энергопотребление сети Интернет увеличивается ежегодно на 10%.

Итог урока: Сегодня на уроке мы увидели, что табличный процессор облегчает математические расчеты и тем самым уменьшает время, отведенное для выполнения задания, вспомнили типы диаграмм, построение графиков квадратичной функции.

Выставление оценок

Домашняя работа: Информатика: 1) п.3.2, п.3.3; 2) выполнить задание в Excel по карточкам;

Алгебра: 1) решить задания по карточке;

Рефлексия: Выберите понравившийся вам смайлик, отражающий ваше отношение к сегодняшнему уроку в папке: Задание/9 класс/Экология/ рефлексия.

Список литературы и электронных образовательных ресурсов:

        Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012г. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко

        Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе./[ Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]

        Современное состояние и охрана атмосферы г. Йошкар-Олы. Официальный сайт.

        http://alexlarin.net

        https://урок.рф

        https://urok.1sept.ru

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.