Интегрированное занятие по коррекции звукопроизношения по теме «Автоматизация звука “Л” в словах» в 1 классе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №370 Московского района Санкт-Петербурга
Конспект интегрированного
занятия по коррекции звукопроизношения
по теме « Автоматизация звука “Л” в словах»
(коррекция звукопроизношения + ИЗО)
в 1 классе
Подготовила: учитель –логопед
ГБОУ школы №370
Караваева Элина Владимировна
Цель: Автоматизировать звук “Л” в словах.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
коррегировать произношение звука “Л” в словах;
коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
корригировать речевое дыхание;
корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
развивать внимание, память, логическое мышление.
коррегировать и развивать личные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость)
образовательные:
уточнить и расширить словарный запас по теме “Море ”;
формировать навык звукового анализа слова.
воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать самостоятельность.
Здоровьесберегающие:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
соблюдать правильную посадку ребенка;
чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: презентация по теме урока; индивидуальные зеркала; картинки для артикуляционной гимнастики; картинки со звуком Л, звуковая улитка.
Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе |
Деятельность педагога |
Деятельность ребёнка |
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Организационный момент (традиционный) |
Подготовить учеников к началу занятия, создать положительный эмоциональный фон. |
||
II.Основной этап 1 Проверка ДЗ |
Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука в словах»: предлагает ребёнку назвать предметы, расположенные на улитке. (Приложение 1) За каждое правильно произнесённое слово логопед прикрепляет звёздочку в тетрадь ребёнку. |
Ребенок произносит слова |
Выяснить насколько скорригировано произношение звука Л в словах. |
2. Актуализация знаний Д/и «Отгадай, куда мы сегодня отправимся» |
Логопед предлагает ребёнку рассмотреть изображение морского пейзажа на мониторе компьютера, отгадать, что изображено на экране и послушать звуки моря (плеск воды, крики чаек) |
Ребёнок отгадывает что изображено на экране, слушает звуки и определяет, что может издавать их. |
Привлечь внимание и вызвать интерес ребёнка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия. |
3. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.
Дыхательное упражнение. Артикуляционная гимнастика Д/и «Дощечки» Д/и «Прогулка по острову» |
Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся в морское путешествие на парусной лодке, где будут продолжать учиться правильно произносить звук Л. - Но ветер порвал парус. Как ты думаешь, какой был ветер? - Покажи как он дул.
- Что нужно, чтобы починить парус? -Давай сделаем язычком иголочку. - Перед дальней дорогой нужно размяться. Логопед проводит артикуляционную гимнастику по картинкам-символам: «Лопата», «Чашечка», «Парус». - Вот перед нами лодка, а трапа нет, только «доски» какие-то лежат. Давай разберём эти «доски», может, они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим картинки, в названии которых звук в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа – если звук в конце слова. - А теперь возьмём слова-«дощечки», в которых звук Л стоит в начале слова, и построим из них трап. (Логопед объясняет значение слова «трап») - Трап готов. Выходим в открытое море. Впереди виднеется остров. Посмотри внимательно и назови всё, что изображено на острове со звуком Л. |
Ребенок вспоминает, как правильно произносятся звук Л. - Ветер был очень сильный. Ребёнок выполняет упражнение на развитие речевого дыхания: вдох через нос, выдох через рот. -Нужна иголка. Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику. Ребёнок называет картинки - «доски» и раскладывает их в зависимости от места звука в слове. Ребёнок называет картинки, в которых звук Л стоит в начале слова. Ребёнок называет всё, что изображено на острове со звуком Л. |
Определить уровень осведомленности ребёнка о правильном произношении звука Л. Формировать правильный выдох. Выработать умения делать язык узким, напрягая его мышцы. Выработка подвижности артикуляционного аппарата. Формировать навык звукового анализа слова Обогатить словарь по теме занятия. Закрепить правильное произношение звука Л |
Динамическая пауза. Координация речи с движением |
Логопед предлагает рассказать ранее выученное стихотворение «Капитан», сопровождая его движениями. (Приложение 2) |
Ребенок выполняет упражнения вместе с логопедом |
Развивать общую моторику, координировать речь с движение |
Д/и «Половинки» |
- У самого берега волны смыли половинки картинок со звуком Л. Скажи, половинки каких предметов смыло водой? - А теперь дорисуй предметы, чтобы они стали целыми, и раскрась их. |
- Половинку луны, половинку яблока, половинку ёлки и т.д. Ребёнок дорисовывает предметы и раскрашивает их. |
Закрепить правильное произношение звука Л |
4. Закрепление изученного материала. Д/и «Собери ракушки» |
Нужно возвращаться домой, а на память об этом острове соберём на берегу ракушки. Только брать нужно не любые, а те, в которых прячутся слова со звуком Л. |
Волна, море, песок, солнышко, облако и т.д. |
Проверить навык сформированности правильного произношения звука Л в словаж |
III. Итог занятия 1. Подведение итогов и оценка деятельности ребёнка. |
Педагог предлагает ребёнку вспомнить, что он посетил на занятии и какой звук он учился произносить сегодня. Затем, оценивает работу ребёнка, дарит ему смайлик. |
Ребёнок называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука. |
Обобщить тему урока. Развивать память. |
2. Домашнее задание |
Педагог предлагает ребёнку домашнее задание попройденной теме |
Ребёнок получает домашнее задание |
Закрепить пройденную тему во время домашних занятий. |
Приложение 1
Приложение 2
Координация речи с движением
«Капитан»
Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
|
Концы пальцев направляют вперёд, прижимают руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Показывают, как лодка плывёт по волнам. Скрещивают руки, соединив ладони тыльной стороной, и помахивают пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу, изобразить рыбок. |